Чай является одним из наиболее распространенных напитков, вошедших в обиход нескольких тысячелетий тому назад. Он тонизирует, благотворно воздействует на сердечнососудистую, нервную и пищеварительную системы, снимает усталость, повышает работоспособность. Неверными представлениями потребителей о крепости и цвете чая пользовались, да и по сегодняшнее время пользуются фальсификаторы. Угождая вкусу покупателя, они подкрашивают плохие чаи, добавляя к ним различные примеси, что дает столь ценимую потребителем густую окраску чая.
Цель работы – исследование качества чая.
Задачами работы являются: проведение социологического опроса; изучение видов чая; органолептическая оценка качества чая.
В ходе социологического исследования было опрошено 30 респондентов. Представленные ниже вопросы касались качества чая.
На вопрос: «Какой Вы чай покупаете?», 23 респондента ответили, что пакетированный. Более наглядно это можно увидеть на рисунке 1.
Кроме того, респондентам было предложено указать, на что они ориентируются при покупке чая. Выявлено, что в основном, обращают внимание на цену (45%), затем марка, качество (оба – 25 %). Лишь 14 % обращают внимание на рекламу.
Большинство покупателей обращают внимание при заваривании чая на вкус и аромат (55%), остальные – на цвет настоя (45%).
Был задан вопрос: «Просматриваете ли Вы после заваривания чая, качество чаинок?», большинство респондентов (65%) не обращают на это внимание.
И еще респондентам предлагалось указать, как они оценивают качество чая, это можно увидеть на рис.2.
Одним из немаловажных вопросов в настоящее время является правильное распознавание видов чая.
Вид чая зависит от его технологии производства. Процесс производства чая состоит из следующих этапов (рис. 3):
· сбор;
· транспортировка;
· завяливание;
· скручивание листьев;
· ферментация;
· сушка.
По степени ферментации различают следующие чаи:
- неферментированные чаи – белые;
- слабоферментированные – зеленые, желтые;
- полуферментированные – оолонги (красные, синие, фиолетовые);
- ферментированные – черные.
Чем меньше времени пройдет между запуском бродильных процессов и их остановкой, тем менее ферментированным будет считаться чай.
В товароведении выделяют помимо чая и чайные напитки. Ошибочно большинство потребителей считают чайные напитки чаем (например, каркаде – «красный чай»). Чайный напиток – это купаж какого-то сорта чая с травами, фруктами или ягодами. Также к чайным напиткам причисляют и просто смеси сушеных листьев, цветов и т.д.
Из выше представленного материала можно сделать следующие выводы:
1) Информация на упаковке чая должна быть полной. На пачке с импортным чаем ставится английская аббревиатура, содержащая полную информацию о качестве чая.
К примеру, Р (Pekoe) – крупный чай, мало скрученный, с открытыми пластинами. ОР
(OrangePekoe) – крупный чай, скрученный, однородный, без типсов.
2) Хороший чай упаковывают в фольгу. Однако, следует сказать, что самый лучший чай – это чай, который продается на развес. При покупке его надо пощупать, понюхать, встряхнуть, обратить внимание на размеры и внешний вид чаинок.
3) Цвет должен быть ровным и однородным. Тусклым обычно бывает старый чай.
4) Следует различать чай и чайные напитки. Вид чая зависит от процесса ферментации.
Таким образом, при покупке чая нужно обращать внимание на идентификацию чая по наименованию и показатели его качества.
Список литературы
1. ГОСТ 32574-2013 Чай зеленый. Технические условия. – Введ. 01.07.2015. – М.:Стандартинформ, 2014
2. ГОСТ 32573-2013 Чай черный. Технические условия. – Введ. 01.07.2015. – М.:Стандартинформ, 2014
3. Куликова, Н.Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе: учебное пособие/ Н.Р.Куликова. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2010.