Сегодня в административных округах все чаще поднимается вопрос о применении современных технологий формирования, сбора и обработки информации при проведении реформы ЖКХ. Обеспокоенность этим вопросом достаточно легко объяснима, так как без использования технологий формирования, сбора и обработки информации просто невозможно проводить преобразования жилищно-коммунального хозяйства в крупных городах. Новые технологические разработки должны обеспечить систематический и постоянный процесс сбора и обработки информации о состоянии жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций, в том числе проведение диспетчеризации жилого фонда, оформление паспортов на дома и придомовые территории, выполнение расчетов с жильцами, адресную социальную помощь, контроль над расходом тепловых и энергетических ресурсов, переход на автоматизированный сбор, обработку, анализ и передачу информации, информационную поддержку при принятии управленческих решений.
На Рисунке 1 представлена домовая(квартирная) информационная сеть, для упрощенного сбора данных квартирных счетчиков и вывода информации по требованию.
Базовым звеном системы, определяющим во многом ее функциональные возможности и потребительскую ценность, является локальная квартирная информационная сеть, которая строится на основе специализированного квартирного пульта управления.
Квартирный пульт (КП) обеспечивает сбор информации с расходомеров-счетчиков потребления энергоносителей, контроль их нормального функционирования, предварительную обработку данных для формирования ограниченных по объему информационных блоков, передаваемых на домовой контроллер, обмен с домовым контроллером по заданному протоколу с возможностью экстренной передачи сообщения об аварийной ситуации с пульта вызова помощи или по результатам анализа первичных данных.
Расходомеры-счетчики газа, тепла, электроэнергии, холодной и горячей воды должны быть функционально законченными устройствами с унифицированными выходными сигналами. С этой целью каждый расходомер-счетчик имеет свой периферийный контроллер(интерфейс) с минимально необходимыми возможностями, выполняющий задачу приема, обработки первичной информации с датчика и выдачу цифрового хода на входной порт квартирного пульта. Передача информации на квартирный пульт может проходить с помощью радиомодема, либо с помощью проводной связи. Такая структура обеспечивает разгрузку КП, повышает надежность его работы и ремонтопригодность.
Квартирный пульт выводит количество потребляемых энергоносителей на отдельный блок отображения информации, исполняющего роль контрольного прибора для обслуживающего персонала.
Все квартирные пульты соединены с общедомовым контроллером, который собирает данные с каждого квартирного контроллера и отправляет на единый сервер, который должен находится в центральном офисе сбора данных ЖКХ.
Если квартирную информационную сеть проще и удобнее обслуживать беспроводной сетью радиомодемов, то для передачи данных между КП, домовым контроллером и сервером ЖКХ удобнее провести проводную связь (оптоволоконную сеть).
Создание системы учета и контроля бытового потребления энергоносителей связано с необходимостью решения нескольких неразрывно связанных между собой задач. Во-первых, это проблемы научно-технического характера, в том числе опытно-конструкторские, нормативно-правовые, производственно-технологические, организационно-эксплуатационные и другие. Во-вторых, это задачи социально-экономического характера, которые включают организационно-управленческие, консервативно-психологические, межведомственные и другие аспекты. В условиях удорожания квартирных услуг все упомянутое осложняет и тормозит рациональное реформирование ЖКХ.
Для данной системы требуются импульсные счетчики-расходомеры. Вводить систему контроля и учета потребления энергоносителей ЖКХ в старые дома не выгодно, т.к. замена счетчиков требует больших затрат. Однако данная система удобна и проста для установки в новых домах, либо при проведении капитального ремонта.
Внедрение предлагаемой системы в производство и эксплуатацию будет способствовать:
1. Повышению безопасности и комфортности проживания граждан в изолированных квартирах;
2. Повышению помехозащищенности и управляемости в ЖКХ;
3. Стимуляции бережного отношения к труду других людей, к природным благам;
4. Развитию информационных технологий, наукоемких производств, укреплению справедливых нормативно-правовых порядков;
5. Созданию принципиально новых рабочих мест более высокого уровня квалификации как на промышленных предприятиях, так и в области жилищно-коммунального обслуживания;
6. Обеспечению успешного проведения жилищно-коммунальной реформы, укреплению местного (регионального) управления и стабилизации социально-экономического развития.
Список литературы
1. Технология энергосбережения - Березовский Н.И., издательство: БИП-С Плюс, 2007