Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Наиболее важным составляющим звеном в развитии государства является судебная система, от того на сколько она развита и слаженно функционирует, мы можем судить о ее  работе в сфере государственной защиты. В каждом правовом государстве судебная система имеет огромное значение, она защищает деятельность государства, которая регулируется нормами права.

   Наиболее емкое определение судебной системы описано С.А. Разумовым, он писал: «Судебная система - это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредствам правосудия самостоятельную судебную власть, действующих независимо от законодательной и исполнительной властей»39 . Его описание судебной системы в значительной мере подходит и к России, и Республике Казахстан.

   Принцип разделения ветвей власти и их взаимодействие между собой является гарантией демократии. В связи с этим работа, направленная на разграничение компетенции трех ветвей власти в пределах строгих конституционных рамок является важнейшим направлением политики России и государственной политики Казахстана.

  Глава государства Президент выступает гарантом и несет ответственность перед народом, за работу всех органов власти.

   Хочется заметить, что разграничение работы законодательной и исполнительной ветвей власти в настоящее время уже является аксиомой не только для тех, кто принимает решения, но и для большинства людей.

   Из всех ветвей власти судебную наиболее сложно рассматривать, поскольку законов принято достаточно много, но главной проблемой так и остается их применение.

   Так, например, в Российской Федерации и Республике Казахстан в конституции закреплены принципы судебной власти. Согласно (ст.46) Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту его прав и свобод, где гарантом исполнения наших конституционных прав и выступает судебная власть.

  В Конституции Казахстана в ст.36, так же сказано о том, что «Республика Казахстан гарантирует судебную защиту всех прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах».

    Так же в конституциях России и Казахстана содержится запрет на создание каких-либо иных судов, кроме прямо предусмотренных конституциями и конституционными законами о судебной системе, иначе говоря, судов чрезвычайных не допускается, это прямо запрещено Конституцией России (ст. 118) и Конституцией Республики Казахстан (ст. 75), это предполагает стабильность работы судебной системы.

 

39 Разумов С.Л. Понятие судебной системы / Судебная система России. -М„ 2000. - С. 114.


    А между тем, развитие судебной системы в современной России и Республике Казахстан находится на стадии формирования.

    Судебная власть в РФ осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых к правосудию присяжных, народных и арбитражных заседателей, в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть является независимой ветвью власти. Непосредственно сама судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

   Судьи обладают единым статусом, который устанавливается Конституцией Российской Федерации, законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Между собой судьи отличаются только полномочиями и компетенцией. Все судьи РФ независимы, несменяемы и неприкосновенны.

   На сегодняшний день закреплены правовые гарантии независимости суда как основного условия формирования в России правовой государственности. По мнению Председателя Верховного суда РФ В.М. Лебедева, все это направлено на то, чтобы «обеспечить расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступа к правосудию»40.

   Все суды Российской Федерации можно условно разделить на группы: Суды общей юрисдикции, Конституционный суд и Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

   Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

  Хочется выделить следующие, суды общей юрисдикции представляют собой по вертикали определенные функциональные системы, но Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ систему в завершенном виде не образуют, так как каждый из них имеет свою собственную законодательную и процессуально-правовую основу деятельности. При этом Конституционный Суд России не является апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

    Согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

    Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и его деятельности устанавливаются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»6.

   Каждый из судебных органов наделен собственной компетенцией и не имеет права вмешиваться в деятельность судов иной юрисдикции.

   К сожалению, долгое время между Конституционным Судом и иными судами не до конца был разрешен вопрос о роли каждого в оценке конституционности законов. Так, Пленум Верховного Суда РФ предписывал общим судам обращаться в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, лишь в случае «возникновения сомнений» в его конституционности.7 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» устанавливает, что любой суд, придя к выводу о не конституционности закона, который подлежит применению в конкретном деле, должен обратиться в Конституционный Суд (ст. 101).

   Таким образом, Конституция Российской Федерации четко не определила подсудность рассмотрения публичных споров, при этом отсутствует закон, регулирующий вопросы разграничения компетенции и поэтому нередко возникает вопрос, в какой суд и в каком случае могут обратиться заинтересованные лица.

    Учитывая унитарное устройство государства, судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.11.2008 г.). Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

 

40 Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Рос. юстиция. 2001. № 11. С. 7.


    Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

   К местным судам относятся:

1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

    В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).8 Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

   Модель организации конституционного контроля принципиально отличается от принятой в других государствах СНГ.

  Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Верховный суд состоит из Председателя и судей. Их численность устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, а органами Верховного суда являются:

· надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам;

· надзорная судебная коллегия по уголовным делам;

· пленарное заседание суда;

· научно-консультативный совет;

· печатный орган.

   Председатель Верховного суда возглавляет Верховный суд и вправе по своему усмотрению председательствовать при рассмотрении любых дел в коллегиях.

    Районные (городские) суды Республики Казахстан образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Также Президентом Республики Казахстан может образовывать в нескольких административно- территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

   Районный суд является судом первой инстанции, который рассматривает все судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

   Решения судов первой инстанции могут быть обжалованы, опротестованы в вышестоящую инстанцию в течение 6 месяцев со дня вступления их в законную силу.

   Областные и приравненные к ним суды образуются, так же как и городские суды, их структура в основном одинакова, общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, согласованному с Высшим Судебным Советом.

  Органами областного суда являются апелляционная коллегия и кассационная коллегия, а также пленарное заседание.

    Конституционный Суд Казахстана, созданный в соответствии с Конституцией 1993 г., был затем упразднен согласно Конституции 1995 г. и заменен заимствованным у Франции Конституционным Советом. Согласно Конституционному закону от 29 декабря 1995 года № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.06.2008 г.) Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя Конституционного Совета.9

   Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-президенты республики.

   Конституционный совет может осуществлять последующий конституционный контроль только по просьбе суда о признании того или иного акта антиконституционным (ст.78 Конституции).

   На решение Конституционного совета (в целом или в части) могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного совета. В противном случае решение считается не принятым (п.4 ст.72).

   Как мы видим Казахстан, подошел к реформированию судебной системы очень серьезно.

   Однако одной из наиболее важных проблем в судебной системе России и Казахстана остается коррупция. Как отметил в своем интервью интернет-изданию «Известия» Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин: «Суды весьма уязвимы для коррупционной атаки со стороны бизнеса. Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков в России. Судебная коррупция встроена в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти: например, в сети по развалу уголовных дел и по перехвату чужого бизнеса»41. Аналогичных убеждений придерживаются и разработчики концепции судебной реформы в России, по мнению которых «продажность захлестнула и судейский корпус» 42, и это остается реальной проблемой до настоящего времени.

    Сильнейший удар по авторитету судебной власти наносит - мздоимство. Ведь судебная власть, выступает институтом защиты и восстановления нарушенных прав, физических и юридических лиц, а нарушение ее справедливости влечет за собой негативное отношение общества к работе судебной системы в целом.

   Адекватное восприятие суда обществом — одно из условий для формирования правовой государственности, а также показатель развитости гражданского общества, поскольку «суд является своеобразным “агентом” зарождающегося гражданского общества в системе государственной власти»43.

   Судебно-правовая реформа наших стран далека от завершения. Более того, можно сделать вывод о том, что каково реальное положение состояния прав судебной защищенности и законных интересов личности в том случае, когда человек самостоятельно прибегает к помощи правосудия. При несовершенном гражданском обществе личность лишена той степени самостоятельности во взаимоотношениях с государственными институтами, которая необходима ей для отстаивания своих прав и свобод. Низкий уровень правосознания и правовой культуры как пережиток тоталитарного прошлого проявляется в том, что граждане России и Казахстана даже не представляют себе, какими правами они обладают и каково назначение того или иного органа государства. «Судебная защита для советского человека никогда не была сколько-нибудь значимым способом восстановления нарушенного права. Впрочем, если строго говорить, не было и самих прав»44, а так как Республика Казахстан долгое время находилась в составе СССР, это суждение относиться и к ней. Многие проблемы в развитии и функционировании судебной системы между нашими странами схожи и решение этих задач нам еще предстоит.


41 Он же. «Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков» // http:// www.izvestia. ru (2006. 17 янв.).

42 Пашин   С.А., Морщакова   Т.Г.,   Миронов   В.И.   Концепция   судебной   реформы   в   России   (тезисы)   //   http://   www. sutyajnik.ru/rus/cases/etc/koncepcia_sud_reformi.htm (2005. 20 нояб.).

43 Костров Г. Почему суд не становится третьей властью? // Рос. юстиция. 2001. № 12. С. 46.

44 Краснов М. Актуальна ли концепция судебной реформы? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. № 2. С. 60.


Список литературы

1.     Разумов С.Л. Понятие судебной системы / Судебная система России. –М., 2000. - С. 114.

2.     Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Рос. юстиция. 2001. № 11. С. 7.

3.     Он же. «Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков» // http://www.izvestia.ru (2006. 17 янв.).

4.     Пашин С.А., Морщакова Т.Г., Миронов В.И. Концепция судебной реформы в России (тезисы) // http:// www. sutyajnik.ru/rus/cases/etc/koncepcia_sud_reformi.htm (2005. 20 нояб.).

5.     Костров Г. Почему суд не становится третьей властью? // Рос. юстиция. 2001. № 12. С. 46.

6.     Краснов М. Актуальна ли концепция судебной реформы? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. № 2. С. 60.