Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРА ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Одним из важнейших факторов успешного функционирования рыночной экономики является конкуренция. С целью обеспечения и поддержки конкурентной среды государством проводится антимонопольная политика. Антимонопольная политика государства призвана пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивать стабильную и эффективную работу предприятий, а также создавать нормальные условия функционирования товарных рынков, что в итоге должно положительно влиять на экономику страны.

   Первым шагом механизма ценообразования в естественных монополиях, стало постановление Правительства «О госрегулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992- 1993 годах». Регуляция тарифов была возложена на Федеральную энергетическую комиссию, которая в то время существовала на общественных началах при Минэкономики. Планировалось, что комиссия будет заниматься ценообразованием на российском оптовом рынке и установлением платы для региональных энергосистем за пользование сетями РАО ЕЭС.

   Следующим шагом на пути совершенствования ценообразования в отраслях естественных монополий стал 1995 год, где было издано три нормативных акта, согласно которым предполагалось усовершенствовать тарифную политику, а также расширить полномочия Федеральной энергетической комиссии: положение о Федеральной энергетической комиссии, закон о естественных монополиях и закон о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию. Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» были закреплены правовые, экономические, и организационные основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

   Кроме того, данный федеральный закон определил три уровня государственного регулирования тарифов:

- оптовый рынок электроэнергии, отнесенный к полномочиям Федеральной энергетической комиссии России;

- потребительский региональный рынок, отнесенный к полномочиям Федеральной энергетической комиссии России;

- рынок муниципальных образований, отнесенный к полномочиям органов местного самоуправления.

   Федеральным органам были даны полномочия определения основ ценовой политики и механизма расчета энерготарифов, а региональным экономическим комиссиям было предоставлено право самостоятельно устанавливать тарифы.

   За основу установления энерготарифов был взят затратный принцип, согласно которому затраты на производство, транспортировку и реализацию электроэнергии должны быть возмещены, после их утверждения экспертизой ФЭК России. Энергетическим компаниям было достаточно убедить РЭК и ФЭК, в важности своих затрат, для того чтобы получить прибыльные тарифы. Для эффективных электростанций такая прибыль являлась заниженной, а для неэффективных - завышенной. Это привело к тому, что неэффективным электростанциям не нужно было прилагать усилий для снижения себестоимости электроэнергии, а все их усилия направлялись на оправдание затратности производства.

   Зачастую регулирование тарифов взаимосвязано с политической конъюнктурой в ущерб экономическим принципам регулирования, что в свою очередь приводит к серьезным противоречиям в системе регулирования та- рифов на электроэнергию на федеральном и региональном уровнях.

   Эффективность ценообразования на энергоресурсы во многом зависит от механизма расчета тарифов на производство, транспорт и сбыт электрической и тепловой энергии. Так, большим достижением ФЭК является разработка методик по расчету энерготарифов на потребительском рынке, размера платы за услуги по передаче электрической энергии, по обоснованию структуры и размера абонентной платы, расчету прогнозных уровней тарифов на электро- и тепловую энергию, потребляемую  организациями, финансируемыми за счет  средств федерального бюджета и др.

    Без всякого сомнения, появление методик расчета различных энерготарифов положило конец ценовому беспределу, который имел место в начале 90-х годов XX века.

   Вместе с тем анализ существующих методик показывает, что они страдают серьезными недостатками, что сильно затрудняет их эффективное использование.

    Сегодняшняя эффективность антимонопольной политики остается недостаточно высокой и для ее повышения необходимо приложить определенные усилия. Такая эффективность антимонопольной политики обуславливается недостатками государственного антимонопольного регулирования. До настоящего времени отсутствуют условия для добросовестной конкуренции, которые определяют эффективность рыночной экономики. Соответствующие органы государственной власти на отраслевом уровне не прилагают должных усилий по развитию конкуренции и повышению конкурентоспособности отечественных предприятий. Кроме того, остро стоит проблема пресечения недобросовестной ценовой конкуренции со стороны монополистов.

   Низкая эффективность проводимой антимонопольной политики тесно связана с недостаточностью норм ответственности за недобросовестную конкуренцию, включающей в себя завышение цен, дискриминацию потребителей и несоблюдение регулируемых тарифов на услуги естественных монополий. Многие предписания органов антимонопольного регулирования оспариваются в судах, причем до 40 % процессов завершаются отменой этих предписаний. Причиной этого является недостаток квалифицированных специалистов, занимающихся антимонопольным регулированием, а также значительные проблемы в организации их работы.

   Правительство слабо использует право законодательной инициативы в области антимонопольной политики. Практика антимонопольного регулирования и соответствующая законотворческая работа оторваны друг от друга. Анализ опыта применения закона «О защите конкуренции» и других законодательных актов, определяющих нормы антимонопольного регулирования, свидетельствует о необходимости их серьезного совершенствования.

   Для повышения эффективности антимонопольной политики требуется принятие ряда мер со стороны государства, связанных с разработкой стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования электроэнергетики, которая позволила бы разрешить существующие проблемы.

Список литературы

1.     Вахтеров С. Реформа-вперед! // ЭнергоРынок. 2004. № 1. С.12-15.

2.     Постановление Правительства РФ от 11.08.1992 № 576 (с изм. от 31.12.1992) "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий - монополистов в 1992 - 1993 годах" // Российская газета. 1992. 28 августа.

3.     Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 739 "Об утверждении Положения о Федеральной энергетической комиссии" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 9. Ст. 1022.

4.     Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" // Российская газета.1995. 20 апреля.

5.     Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" // Российская газета. 1995. 24 августа.

6.     Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» // Вестник ФЭК России. 2001. № 1-3.