Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СООТНОШЕНИЕ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Налоговая проверка является формой налогового контроля в соответствии со ст. 82 НК РФ и является деятельностью налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

   Если внимательно проанализировать положения НК РФ, регулирующие порядок проведения налоговых проверок, то можно сделать вывод, что различия между ними минимальны и практически не затрагивают объем полномочий налоговых органов.

   При проведении любых налоговых проверок налоговые органы уполномочены проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст.ст. 90-98 НК РФ.

   Процессуальный порядок проведения данных мероприятий налогового контроля вне зависимости от вида налоговой проверки не отличается. Исключение составляют лишь следующие мероприятия:

1.    выемка предметов и документов в соответствии со ст. 94 НК РФ возможна только при проведении выездной налоговой проверки;

2.   осмотр при проведении камеральной налоговой проверки можно провести только в случае камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в соответствии с п.п. 8-8.1 ст. 88 НК РФ; при проведении выездной налоговой проверки – подобных ограничений нет;

3.   для проведения осмотра при проведении камеральной налоговой проверки необходимо мотивированное постановление должностного лица налогового органа, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего камеральную налоговую проверку; для проведения осмотра при проведении выездной налоговой проверки составления дополнительных процессуальных документов не требуется;

4.   назначение экспертизы при проведении камеральной налоговой проверки не до конца урегулировано в силу неоднозначности положений п. 5 ст. 95 НК РФ в системной взаимосвязи с п. 1 ст. 95 НК РФ.

  Существуют еще и различия процессуального характера, связанные с порядком назначения проведения налоговых проверок, сроков их проведения и итоговых процессуальных документов.

   Камеральная налоговая проверка, в соответствии со ст. 88 НК РФ, проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

   По общему правилу камеральная налоговая проверка проводится по усмотрению налогового органа и можно обоснованно предположить, что камеральной налоговой проверке подвергается каждая налоговая декларация, представленная налогоплательщиком. Такой вывод можно сделать прежде всего потому, что в НК РФ не содержится положений, регулирующих порядок назначения камеральных налоговых проверок.

   В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика и содержания представленной им налоговой декларации.

   Ограничения полномочий  налоговых органов в части  истребования документов сформулированы следующим образом:

-    налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ, что все же нивелируется правом налогового органа запросить необходимые документы (информацию), касающуюся налогоплательщика у его контрагентов и иных лиц;

-    налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении налоговых проверок данного лица, кроме случаев, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии налогоплательщику, а также, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

   Для достижения целей данной налоговой проверки налоговый орган уполномочен истребовать практически любые документы и (или) информацию как у налогоплательщика, так и у третьих лиц, проводить допросы свидетелей, осмотр территории, помещений, предметов и документов, назначать проведение экспертизы, привлекать специалистов и переводчиков, при условии, что все эти действия относятся к проверяемой налоговой декларации.

  Если налоговый орган не выявляет нарушений законодательства о налогах и сборах, то НК РФ не предусматривает составления налоговым органом какого-либо ненормативного правового акта.

   Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, которые должны быть рассмотрены лицом, проводящим камеральную налоговую проверку. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

   Выездная налоговая проверка, в соответствии со ст. 89 НК РФ, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица с целью проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

   В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

   Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

   Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, у налогового органа также есть вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

   Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа либо проведения выемки документов.

    Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

   Срок проведения выездной налоговой проверки – два месяца. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

  Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

   Выездная налоговая проверка может быть приостановлена решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в случаях, установленных НК РФ, и общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев, кроме случаев получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации. В таком случае, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

   На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

   Возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

   В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

   После окончания выездной налоговой проверки вне зависимости от результатов налоговый орган должен составить акт налоговой проверки. Порядок составления данного акта регулируется ст. 100 НК РФ.

   Из этого можно сделать вывод, что результаты как камеральной, так и выездной налоговой проверок должны быть равнозначны по юридической силе и не могут друг другу противоречить. Это должно иметь принципиальное значение при проведении выездных налоговых проверок в условиях того, что налоговые проверки налогоплательщика проводятся сотрудниками одного налогового органа и что при проведении выездной налоговой проверки возникает ситуация, что налоговые декларации по проверяемым налогам уже исследовались налоговым органом в ходе камеральных налоговых проверок с учетом их широких дискреционных полномочий. В противном случае результаты налоговых проверок, будут опровергать друг друга, что ставит под сомнение добросовестность и компетентность налоговых органов их проводящих.



Список литературы

1.     Васильева Е.Г. Проблемы квалификации незаконного возмещения НДС из бюджета, налоговых вычетов как налогового преступления в результате получения необоснованной налоговой выгоды // Библиотека уголовного права и криминологии. № 4 (4). 2013. С. 18-24.

2.     Кузнецов В.И. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица // Сибирский юридический вестник. № 2 (65). 2014. С. 64-72.

3.     Тютин Д.В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков. М. 2014 // СПС «Гарант».