Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
06 марта 2016г.

В условиях конкурентной борьбы на розничном фармацевтическом рынке для аптечной организации актуально изучение таких явлений, как конкуренция и конкурентоспособность субъектов рынка. Решение проблемы повышения конкурентоспособности аптечной организации неразрывно связано с ее оценкой и формулированием выводов о степени ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность (КС) аптечной организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Целью данной работы является оценка и анализ конкурентоспособности аптечной организации на примере аптеки № 2 , являющейся структурным подразделением МУП «Аптеки Якутска».

Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции [16].

Нами была проанализирована конкурентоспособность аптеки №2 методом расчета интегрированного показателя конкурентоспособности. Построена диаграмма степени удовлетворенности покупателей на основании результатов анкетирования (опрошено 30 человек), которая позволяет выявить как преимущества перед аптеками-конкурентами, так и недостатки, которые необходимо исправить.

При оценке конкурентоспособности аптеки решено исключить внутренние преимущества, а опираться только на внешние, т.к. оценка внутренних преимуществ предусматривает сбор и анализ финансовых показателей, а также данных, которые носят конфиденциальный характер. Выбор внешних преимуществ также можно объяснить их важностью для формирования имиджа аптеки. Именно внешние преимущества являются основой для выбора той или иной аптеки потребителями лекарственных средств. К внешним преимуществам относятся:

•   ассортимент лекарственных средств и парафармацевтических товаров;

•   уровень цен на товары и услуги, система скидок;

•   быстрота и качество обслуживания;

•   удобное месторасположение аптеки;

•   качество обслуживания с точки зрения этических норм поведения

•   провизоров и другого обслуживающего персонала;

•   режим работы аптеки;

•   интерьер торгового зала и оформление витрин;

•   конструкция здания и удобный вход в аптеку;

•   предоставляемые услуги. [3]

Поскольку показатель конкурентоспособности является относительным, то он может быть определен только в результате сравнения с аптеками-конкурентами. В случае оценки конкурентоспособности аптеки № 2 аптеками-конкурентами являются аптека «Радуга» и аптека «Семейная».

Ассортимент аптеки № 2: лекарственные препараты (ЛП) и изделия медицинского назначения (ИМН);биологически активные добавки (БАД);гомеопатические средства; реализация лекарственного растительного сырья (ЛРС) и продукции пчеловодства из Горного Алтая; приборы для измерения сахара в крови и сопутствующие к ним материалы, сахароснижающие препараты; детское и диетическое питание; перевязочные средства и предметы ухода за больными, личная гигиена, ингаляторы, все виды аптечек.

Кроме того, аптека № 2 реализует аптечную заготовку: прием заказов на индивидуальное изготовление лекарств по рецептам врачей; изготовление и реализация внутриаптечной заготовки (раствор протаргола, детская микстура с цитралью, глазные капли, растворы для внутривенного и наружного применения, мази, порошки).

Осуществляется также отпуск по рецептам врачей для льготной категории населения, прикрепленных ЛПУ к аптеке.

В аптеке № 2 существуют постоянные скидки пенсионерам по социальной карте ОАО Сбербанка, скидка 5% на все виды товаров.

Аптека № 2 находится в жилом районе в одном из жилых домов на первом этаже, в зоне пешеходной доступности, недалеко от транспортных путей по адресу: пр. Ленина, 58.

Оценка  конкурентоспособности  аптек  проведена  методом  расчета  интегрированного  показателя конкурентоспособности. [9]

Используя формулу 1 можно рассчитать показатели конкурентоспособности аптеки по каждому внешнему преимуществу.


где: КСj — конкурентоспособность j-го конкурентного преимущества;

qi — оценка критерия, которая может быть равна 0 (не удовлетворяет посетителей); 0,5 (частично

удовлетворяет) или 1 (полностью удовлетворяет).

di — количество человек, которые отдали предпочтение i-му критерию; m — количество опрошенных человек.

Используя формулу 1, проведем расчет конкурентоспособности аптек по ряду критериев. Все данные, используемые при расчете показателей конкурентоспособности, получены в результате сплошного опроса и интервьюирования посетителей аптек по специально разработанной анкете. Объем выборки составил 30 человек.

Расчет конкурентоспособности аптеки № 2 по вышеуказанным критериям:




Рассчитанные показатели характеризуют конкурентоспособность аптеки по отдельным конкурентным преимуществам. Для удобства и наглядности можно рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности, который бы давал общую характеристику конкурентной позиции аптеки на рынке. Различные преимущества аптеки, которые могут быть оценены ее посетителями, имеют различную степень важности для них. И это обязательно необходимо учитывать при расчете показателя. Формула расчета интегрального показателя конкурентоспособности имеет следующий вид [7]:


где: КСj — показатель конкурентоспособности по j-му внешнему преимуществу; Gj — вес j-го показателя конкурентоспособности.

Внешние конкурентные преимущества и соответствующие им «весы» отражены в Табл. 1. [9]



 Таблица 1

Внешние преимущества аптеки и их «вес»


Внешние преимущества аптеки

«Вес» преимущества

1.Ассортимент

0,15

2.Уровень цен

0,2

3.Месторасположение

0,2

4.Этические нормы поведения провизоров

0,15

5.Быстрота и профессионализм обслуживания

0,1

6.Режим работы

0,05

7.Интерьер торгового зала и оформление витрин

0,05

 

8.Услуги

 

0,05

9.Конструкция здания, удобный вход в аптеку,

площадь торгового зала

 

0,05

 

Всего

 

1

 

Используя формулу 2 и данные Табл.1, рассчитаем интегральный  показатель конкурентоспособности аптеки N 2:

КСинтегр. = КСас-т x Gас-т + КСцен x Gцен + КСмест. x Gмест. + КСреж. x Gреж. + КСбыстр. x Gбыстр. + КСэтич. x Gэтич. + KCинтер. x Gинтер. + КСуслуг x Gуслуг + КСздан. x Gздан.

КСинтегр = 1 x 0,15 + 0,76 x 0,20 + 0,89 x 0,20 + 1 x 0,05 + 1 x 0,10 + 1 x 0,15 + 1 x 0,05 + 1 x 0,05 + 1 x 0,05 = 0,93


Аналогичным методом решаются следующие показатели для аптек «Радуга» и «Семейная». 

 

 Таблица 2

Сводная таблица показателей конкурентоспособности аптек № 2, «Радуга», «Семейная».


 

 

Данные Табл.2 указывают на то, что интегральные показатели КС по анализируемым аптекам схожи и варьируются в незначительных пределах. Это объясняется тем, что все три аптеки имеют существенные недостатки в организации своей хозяйственной деятельности, т. е. слабые стороны, и они нейтрализуют друг друга при расчете показателя.

Также из представленных данных Табл.2 видно, что аптека № 2 имеет достаточно высокий интегральный показатель конкурентоспособности (0,933). Однако, как было отмечено, он практически не отличается от аналогичных показателей аптек-конкурентов. Несмотря на высокий потенциал аптеки № 2 и на множество ее сильных сторон, она имеет две слабые стороны. Это, прежде всего, высокий уровень цен на лекарственные средства и парафармацевтические товары.

Второй слабой стороной исследуемой аптеки является месторасположение аптеки. Ситуация сложилась таким образом, что потребители лекарственных средств недовольны расположением аптеки.

Но, несмотря на свои недостатки, аптека имеет большие преимущества над своими конкурентами тем, что она производит реализацию внутриаптечной заготовки. Также большим плюсом для конкурентоспособности аптеки является осуществление отпуска по рецептам врачей для льготной категории населения.

Анализ конкурентоспособности аптеки «Радуги» выявил еѐ слабые стороны- это ассортимент и интерьер торгового зала аптеки. Еще одним недостатком является недостаточный профессионализм и скорость обслуживания персонала, т. е. провизоров и кассира. Данный вопрос актуален и для всех остальных аптек, поскольку посетители оценили данный критерий как очень важный для них при выборе аптеки. Поэтому руководство аптек должно уделять подготовке персонала по данному аспекту достаточно внимания.

Анализ конкурентоспособности аптеки «Семейная» показал недостатки в оформлении зала и торговых витрин, также респонденты недовольны конструкцией здания и площадью торгового зала.

Одним из методов предоставления полученных результатов в наглядном виде является семантический дифференциал. Использование его в маркетинговых исследованиях обеспечивает тщательную и наглядную дифференциацию характеристик сравниваемых аптек (их внешних преимуществ). Результаты анализа и сам семантический дифференциал изображен на Рисунке 1.




Семантический дифференциал наглядно отражает сильные и слабые стороны аптек. Результаты рисунка согласуются с данными Табл.2.

Заключение.

В ходе исследования проведена оценка и анализ конкурентоспособности на примере Аптеки №2 МУП «Аптеки Якутска», проанализированы конкурентные преимущества данной аптеки и аптеки-конкуренты.

Выявлены сильные и слабые стороны исследуемой аптеки. Устранение отмеченных слабых сторон аптеки предусматривает разработку конкурентной стратегии, которая гарантирует рост конкурентоспособности и обеспечит ей перемещение из нынешней конкурентной позиции в более сильную.

 

Список литературы

1.     Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика : учеб-ник для вузов / Г. Л. Азоев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 2011. -208 с.

2.     Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы : учебник для вузов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - М. : Новости, 2011. - 253 с

3.     Близнюк С. В. Стратегический маркетинг торговой фирмы.— Киев, 2012

4.     Демьянова  О.В.  Методы  стратегического  менеджмента:  Учебное  пособие.       –Казань:  Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2010.\.— 119 с.

5.     Дибб С.С., Симкин Л., Бредли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию./. - СПб: Издательство «Питер», 2011. - 256 с.

6.     Дихтль Е., Хершген Х Практический маркетинг. /. - М.: Высшая школа, 2012. - 64 с

7.     Зулькарнаев И. У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – № 4(24). – С. 12–23.

8.     Котлер Ф. Основы маркетинга./ Ф. Котлер. - М.: . Издательство «Прогресс», 2013.- С.350

9.     Мнушко З.Н.,Сафонова Н.А. Изучение конкурентноспособности аптеки. Провизор.-2002.-№ 7

10. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ М. Портер. – М.: Альпина Паблишер. – 2011. – 720с.

11. Процишин О. Р. Значение конкурентных преимуществ для торгового предприятия // Вестник государственного университета: «Львовская политехника». Сборник научных работ.— 2010.— № 6.— 204 с.

12. Рубин, Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе / Ю.Б. Рубин. - М.: Маркет ДМ, 2012. -458 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА – М. 2013. С.155, 312

14. Уварова Д.М. Подходы к оценке конкурентоспособности аптечной организации ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России,

15. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие.-2-е изд.— М.: Финансы и статистика, 2011.— С. 351.

16. Развитие  конкуренции  на  фармацевтическом  рынке  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: http://gmpnews.ru/2010/11/razvitie-konkurencii-nafarmacevticheskom-rynke/

17. Webster, F. Social aspects of marketing / Webster F.// J. of marketing. 2012.