06 марта 2016г.
Введение.
На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств среди студентов. В современных условиях получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объѐм информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жѐстким контролем и регламентацией режима. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом, а также разнообразными заболеваниями.
Отсутствие резервов психического и физического здоровья, высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх может привести к развитию у студентов невротических реакций.
Провалы на экзаменах, плохая адаптация к учебному процессу, конфликты с преподавателями и
сокурсниками, отставание в учебе достоверно часто сопровождаются симптоматикой тревожного и тревожно- депрессивного плана, аффективно насыщенными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации и психоэмоционального стресса, выраженной симптоматикой дисфункций сердечно-сосудистой и пищеварительной и других систем.
Обучаясь в вузе, молодые люди сталкиваются с большой психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к часто меняющимся условиям обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям проживания и общения с окружающими.
Студенты вузов испытывают интенсивные интеллектуальные, социально-психологические, а подчас и физические перегрузки, и поэтому являются весьма характерной моделью социально-незащищенной категории.
В связи с этим в последнее десятилетие значительно повысился интерес к проблемам невротичности, тревожности, депрессивности, эмоциональной и психической напряженности и стресса.
Все выше изложенное и определяет актуальность данной работы.
Цель исследования. Определить уровень невротических расстройств у студентов IV курса лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета в предсессионный период. Установить взаимосвязь между различными невротическими расстройствами и типом личности.
Материалы и методы. Обследовано 30 студентов, средний возраст которых составил 21,9 года. В обследовании участвовали 9 представителей мужского пола, 4 из которых учебную деятельность совмещают с работой, и 21 представительница женского пола, из которых 5 заняты профессиональной трудовой деятельностью.
Для установления типа личности и определения уровня невротических расстройств у студентов мы использовали две психологические методики:
1. Характерологический опросник К. Леонгарда.
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, то есть определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (гипертимный, возбудимый, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, неуравновешанный, дистимный, экзальтированный). Акцентуацию характера по каждому типу диагностируем в случае превышения 12-балльного уровня.
У каждого исследуемого студента для данной работы мы выбирали ту акцентуацию характера, по которой он набрал наибольшее количество баллов.
2. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич).
В опроснике предлагается 68 вопросов, отвечая на которые обследуемый должен оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе.
Диагностические шкалы: 1.Шкала тревоги.
2 .Шкала невротической депрессии.
3 .Шкала астении.
4 .Шкала конверсионных расстройств. 5.Шкала обсессивно-фобических нарушений. 6.Шкала вегетативных нарушений.
Суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатели:
· больше +1,28 - указывает на стабильную психическую адаптацию,
· меньше –1,28 – наличие невротических расстройств,
· интервал от -1,28 до +1,28 – нестабильная психическая адаптация. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы BioStat.
Результаты. По опроснику Леонгарда у 30 обследованных студентов из 10 возможных акцентуаций характера было выявлено 8:
1. циклотимные – 42,9 % (13 человек)
2. гипертимные – 23,1 % (7 человек)
3. тревожные – 6,6 % (2 человека)
4. возбудимые – 6,6 % (2 человека)
5. демонстративные – 6,6 % (2 человека)
6. эмотивные – 6,6 % (2 человека)
7. педантичные – 3,3 % (1 человек)
8. дистимные - 3,3 % (1 человек).
Таким образом, наиболее ярко выраженными акцентуациями характера среди опрошенных являются циклотимные и гипертимные, остальные акцентуации выражены в меньшей степени.
По результатам теста К.К. Яхина, Д.М. Менделевича мы получили следующие значения:
1. стабильная психическая адаптация – 33 % (10 человек)
2. нестабильная психическая адаптация – 19,8 % (6 человек)
3. невротические расстройства – 46,2 % (14 человек).
В структуре различных невротических расстройств мы выявили следующее:
1. невротическая депрессия – 85,7 % (12 человек из 14)
2. конверсионные расстройства – 50 % (7 человек из 14)
3. обсессивно-фобические расстройства – 28,6 % (4 человека из 14)
4. вегетативные нарушения – 28,6 % (4 человека из 14)
5. тревожность – 21,4 % (3 человека из 14)
6. астения – 21,4 % (3 человека из 14).
Из выше описанного обращает на себя внимание то, что около половины опрошенных студентов уже имеют различные невротические расстройства, а 1/5 исследуемых находится в стадии нестабильной психической адаптации, когда в любой момент какой-либо психотравмирующий фактор может привести к развитию патологии.
Для выявления картины взаимосвязи типа личности и подверженности его различным невротическим расстройствам мы провели сравнительный анализ и получили следующие данные (Рисунок 1):
Таким образом, в нашей работе прослеживается следующая тенденция: все исследуемые студенты, относящиеся к циклотимному, тревожному, дистимному, эмотивному и возбудимому типам акцентуаций, составляют группу, уже
имеющих какие-либо невротические
расстройства или находящихся в стадии нестабильной психической адаптации. Группа же студентов со стабильной психической адаптацией является представителями гипертимного, демонстративного и педантичного типов акцентуаций.
В завершении нашей работы, хочется сказать, что проведенные исследования являются очень важными. Они помогли определить, что у значительной части наших студентов имеются различные невротические расстройства, а это достаточно серьезная проблема, требующая разрешения.
Также исследования помогли выявить, что определенный тип акцентуации является фактором риска по развитию невротических расстройств, поэтому выявление типа акцентуации дает возможность провести профилактику нарушений у конкретных людей через самопонимание этой проблемы, работу с психологом и выбора индивидуальной комплексной программы по предупреждению развития данных нарушений. Понимание взаимосвязи между типом личности и подверженности его невротическим расстройствам очень ценно и для врача любой специальности, так как врач имеет возможность дать рекомендации по профилактике, которые заключаются в следующем:
1. Нормализация режима сна и бодрствования.
2.
Ежедневная адекватная физическая активность.
3. Диетотерапия (полноценное питание, отказ от кофе и алкогольных напитков; включить в меню продукты питания с повышенным содержанием триптофана: финики, бананы, инжир, сливы, томаты).
4. Искать источники позитивных эмоций (практикуются занятия йогой, медитация).
5.
Витаминотерапия.
Выводы.
В данной работе, мы определили уровень невротических расстройств у студентов IV курса лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета в предсессионный период, установили взаимосвязь между различными невротическими расстройствами и типом личности, а также дали рекомендации по профилактике этих расстройств. Таким образом, цели и задача
нашей работы выполнены.
Список литературы
1. Дорошкевич М.П., Калюжный В.В «Неврозы и невротические состояния у детей и подростков», 2004 год.
2.
Леонгард К. «Акцентуированные личности», издательство ЭКСМО, 2001 год.