Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

Введение
Анализ литературы и результаты собственных исследований свидетельствуют о том, что оптимизация
межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения требует перехода к профессиональному управлению, опирающемуся на современную теоретическую базу [1-4]. Установлено, что научно обоснованная технология такой оптимизации отсутствует.
Цель работы
Обосновать принципы и спроектировать технологию оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения.
Материалы и методы
Анализировались результаты анонимного опроса по специально разработанным анкетам 804 врачей, проходивших усовершенствование на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Опыт организационной работы не менее десяти лет и совокупный коэффициент компетентности ≥ 4,0 балла по привычной 5-балльной шкале позволяют считать их экспертами [5]. Кроме того, опрошены 6106 человек (не медицинских работников) в возрасте 42,6±0,3 года, проживавших в г. Саратове и Саратовской области и проходивших плановое обследование в Центрах здоровья.
Результаты работы
Экспертный опрос позволил сформулировать принципы оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения: целенаправленности; системного подхода (изоморфизма, иерархии и мультипараметрического взаимодействия); дифференциации; динамичности; совершенствования механизмов анализа; гибкости; стратегического планирования; развития коммуникации; компетентности; демократизации.
Реализация обоснованных принципов, а также результатов собственного исследования (установлены перечни и значимость 37 детерминант здоровья и 23 секторов, заинтересованных в его охране; влияние каждого сектора на каждую детерминанту; характеристики иерархического взаимодействия секторов; сконструирован многовекторный способ оценки успешности межсекторального взаимодействия в конкретном территориальном образовании – 21 простой информативный вектор и 17 сложных, состоящих из 3-12 информативных критериев) дали возможность сформулировать следующую дефиницию оптимизации. Это такой процесс, который осуществляется в рамках адекватного нормативного правового поля, на основе принципов оптимизации, современных средств, форм и методов охраны здоровья, с учѐтом иерархического взаимодействия заинтересованных секторов и особенностей их влияния на детерминанты здоровья, многовекторной оценки успешности межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения с целью обоснования и выбора таких управленческих решений, которые являются наилучшими с точки зрения достижения эффективного результата функционирования.
Полученные материалы исследования позволили спроектировать технологию оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения (Рисунок 1).
Начальным этапом оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения является первичная оценка с помощью разработанного способа. Так как этот способ позволяет оценивать состояние многокритериального взаимодействия по вопросам охраны здоровья в конкретных территориальных образованиях (город, район, субъект РФ и т.п.), можно сделать заключение о том, что сформирована многоуровневая иерархическая структура диагностики.


Рис.1. Технология оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения.

При этом даже в случае определения благоприятного результата многовекторной оценки (если оценка не «отлично») проводятся корригирующие мероприятия. Действительно, существенным достоинством многоуровневой иерархической структуры диагностики является то, что она позволяет провести анализ причин получения конкретными территориальными образованиями определенных оценок, так как показывает, за счет каких векторов или критериев (особенно с максимальной величиной коэффициента важности) они выставлены, и, соответственно, дать рекомендации по оптимизации рассматриваемого процесса.
В случае неудовлетворительной оценки путем целенаправленного анализа также устанавливаются те векторы и критерии, которые ее определили, и осуществляется необходимая целенаправленная коррекция. То есть, векторы и критерии используются не только для того, чтобы установить, удовлетворяет ли система предъявляемым требованиям, но и для ее оптимизации. При этом перечень проводимых мероприятий по оптимизации не может быть постоянным и зависит от уровня соответствующих информативных векторов и критериев.
В последующем проводится динамическая многовекторная оценка, выполняющая роль обратной связи.
Следует подчеркнуть, что возможны оценка функционирования любого количества территориальных образований и их ранжирование (особенно в автоматизированном варианте). Это имеет практическую значимость не только для планирования последующих конкретных мероприятий по оптимизации охраны здоровья, но и является основой для принятия решения органом управления по перестройке и оптимизации функционирования всей системы: созданию единого информационного поля; укреплению законодательной базы; структурно- функциональным преобразованиям; изменению кадрового заказа (коррекция объемов и специальностей подготовки); планированию научных исследований; использованию новых технологий; изменению порядка и объемов финансирования, капитального строительства; увеличению или сокращению численности обслуживаемого контингента, объема проводимых лечебно-диагностических мероприятий.
Заключение
Таким образом, основные направления оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения интегрированы в одну схему, состоящую из ряда элементов: оценки успешности этого процесса, совокупности целенаправленно проводимых мероприятий, связей между ними.

Список литературы

1. Амлаев К.Р. Научное обоснование механизмов реализации муниципальной политики по охране и укреплению здоровья населения: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2010. – 43 с.
2. Бангкокская хартия укрепления здоровья в глобализованном мире, 2005 г. URL:
3.http://www.who.int/healthpromotion/conferences/6gchp/BCHP_Russian%20version.pdf ((дата обращения: 21.07.2014).
4. Комплексная оценка воздействия на здоровье различных факторов (Обзор) / К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева, Ю.Е. Абросимова,Н.А. Шибков, Р.К. Шахраманова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2008. - № 6. - С. 34-44. URL: http://www.mediasphera.ru/uppic/Profilaktika/2008/6/9/PRF_2008_06_09.pdf(дата обращения: 21.07.2014).
5. Оттавская хартия по укреплению здоровья, 1986 г. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/146808/Ottawa_Charter_R.pdf. (дата обращения: 21.07.2014).
6. Радаев В.А. Мнения экспертов о вузовском образовании // Социологические исследования. – 1994. – Т. 315, № 12. – C. 51-52.