Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
27 августа 2016г.

Наркомания является глобальной медико-социальной проблемой. По мнению экспертов, в России она создает угрозу национальной безопасности [1]. Начиная с 2010 г. в стране проводится реструктуризация наркологической службы, внедрение инновационных методов её организации. По данным, приводимым Е.А.Кошкиной и соавт. [4] за период с 2009 по 2013 гг. количество специализированных диспансеров уменьшилось на треть, при этом их мощность снизилась на 17%, на 7% произошло сокращение коечного фонда, что привело к снижению обеспеченности им населения с 1,8 до 1,7 на 10000 человек, количество же психиатров- наркологов уменьшилось на 2,8%. В связи с этим актуальным является поиск ответа на вопрос о влиянии ресурсного обеспечения на результативность работы наркологической службы.

Материалиметодыисследования 

Объектом исследования служила Свердловская область, занимающая по уровню общей заболеваемости наркоманией 28 ранговое место из 84 субъектов страны [2].

На первом этапе исследования был проведен анализ показателей, характеризующих кадровые ресурсы региональной наркологической службы за период с 2011 по 2014 гг. Сравнение осуществлялось с аналогичными данными по Российской Федерации в целом. Статистическая значимость выявленных различий определялась по критерию Стьюдента.

На втором этапе исследования были проведены ранжирование и типология 55 муниципальных образований Свердловской области по величине таких показателей как обеспеченность врачами психиатрами- наркологами в медицинской организации в целом и в амбулаторном звене, доля врачей, имеющих высшую квалификационную категорию. В дальнейшем для получения обобщающей оценки был использован метод расчета «интегральных показателей» (ИП) [3].

На третьем этапе анализировалась результативность наркологической помощи в Свердловской области. За 2011-2014 гг. оценивались следующие показатели: доля больных с синдромом зависимости от наркотиков в стадии ремиссии в течение до и свыше 2 лет, а также больных, снятых с наблюдения в связи с выздоровлением. Сравнение осуществлялось с данными по Российской Федерации в целом. Для получения обобщающей оценки работы муниципальных наркологических служб был выполнен расчет соответствующих ИП.

На четвертом этапе с помощью метода распознавания образов был проведен многофакторный анализ влияния ресурсного потенциала муниципальных наркологических служб на результативность их деятельности.

Результатыисследования

 В период 2011–2014 гг. обеспеченность населения Свердловской области психиатрами-наркологами оставалась достаточно стабильной – 0,47- 0,51 на 10000 человек. В течение всего четырехлетия уровень её был статистически значимо ниже такового по Российской Федерации в целом. Аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении обеспеченности наркологами, ведущими амбулаторный прием. В то же время в области отмечается более высокий уровень квалификации специалистов этого профиля – доля врачей, имеющих высшую категорию, составляла 35,0-38,3%, тогда как в целом по стране данный показатель был 20,8-22,9% (таблица 1).

Для оценки кадрового потенциала муниципальных наркологических служб были проведены ранжирование и типология. По показателю обеспеченности наркологами в медицинском учреждении отмечены выраженные межтерриториальные различия, диапазон которых составлял в 2011 г. от 0 до 1,05, а в 2014 г. – от 0 до 2,55 на 10000 человек. В свою очередь типология муниципальных образований на 3 группы показала, что за рассматриваемое четырехлетие количество территорий, относящихся к третьей из них (более 0,5 на 10000 человек), сократилось с 16 до 12, а к первой и второй (до 0,3 на 10000 человек и 0,3-0,5 на 10000 человек) – увеличилось с 19 до 20 и с 20 до 23 соответственно.

Таблица    1    -    Показатели,    характеризующие   кадровые    ресурсы наркологической службы Свердловской области, 2011-2014 гг.

 

Показатели

Территория

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Обеспеченность

психиатрами-наркологами, на 10000 человек

 

Свердловская обл.

0,47*

0,51*

0,51*

0,48*

Россия

0,60

0,60

0,59

0,61

Обеспеченность

психиатрами-наркологами, ведущими                     амбулаторный

прием, на 10000 человек

 

Свердловская обл.

 

0,26*

 

0,31

 

0,29*

 

0,29*

Россия

0,36

0,36

0,36

0,38

Доля                психиатров-

наркологов     с                        высшей квалификационной категорией

 

Свердловская обл.

37,6*

38,3*

35,0*

38,1*

Россия

20,8

22,4

21,8

22,9

 

Примечание:  *)   статистически   значимые   различия  с   уровнем   по Российской Федерации по критерию Стьюдента

 

Значительные межмуниципальные различия существуют и по обеспеченности психиатрами-наркологами, ведущими амбулаторный прием: в 2011 г. их диапазон составлял от 0 до 0,85, а в 2014 г. – от 0 до 1,08 на 10000 человек. В свою очередь, согласно результатам типологии на те же 3 группы, за 4 года существенных изменений не произошло: количество территорий, вошедших в третью группу, осталось прежним (10), а в первую – сократилось с 31 до 30.

Ранжирование муниципальных образований по показателю, отражающему долю врачей-наркологов с высшей квалификционной категорией, показало, что в большинстве из них таковые отсутствовали: в 2011 г. в 44 из 55 территорий, а в 2014 г. – в 43. Согласно результатов типологии квалификационный уровень наркологов за рассматриваемый временной интервал практически не изменился.

Для получения обобщенной оценки кадрового потенциала муниципальных наркологических служб на основании этих трех первичных индикаторов был проведен расчет интегральных показателей (ИП). При ранжировании территорий между ними были выявлены различия, диапазон которых составлял в 2011 г. от 0 до 0,58, а в 2014 г. от 0 до 0,87.

Результаты типологии на 3 группы ( 1) ИП менее 0,3; 2) 0,3-0,5; 3) более 0,5) свидетельствовали о некотором улучшении кадрового обеспечения муниципальных наркологических служб: с 2011 по 2014 гг. количество территорий с низким ИП незначительно уменьшилось (с 39 до 38), а имеющих ИП более 0,5 возросло с 2 до 5.

В дальнейшем была проведена оценка результативности работы региональной наркологической службы. В Свердловской области рассматриваемое четырехлетие характеризовалось повышением доли больных  наркоманией,   находящихся   в   стадии   ремиссии   и   снятых с наблюдения в связи с выздоровлением. Аналогичная тенденция изменения этих показателей наблюдалась и в целом по Российской Федерации (таблица 2).

На муниципальном уровне наблюдались значительные различия. Так при ранжировании по величине показателя «доля пациентов в ремиссии от 1 года до 2 лет» было установлено, что их диапазон составлял в 2011 г. от 0 до 28,9 на 100 больных, а спустя три года – от 0 до 56,5 на 100 больных. В свою очередь, результат типологии на 3 группы ( 1)до 10,0 на 100 больных; 2) 10,0-

20,0; 3) более 20,0) свидетельствовал о повышении результативности работы муниципальных наркологических служб: количество территорий, входящих в первую группу с 2011 по 2014 гг. сократилось с 32 до 24, а относящихся к третьей группе возросло с 4 до 10.

Аналогичная ситуация наблюдалась и по показателю, характеризующему долю больных наркоманией с длительной (более 2 лет) ремиссией.

Таблица  2.   –   Показатели,  характеризующие  результативность работы наркологической службы Свердловской области, 2011-2014 гг.

 

Показатели

Территория

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доля                  пациентов,

находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 больных)

 

Свердловская обл.

 

8,0

 

8,7*

 

8,6*

 

10,9*

Россия

8,1

8,4

9,0

9,3

Доля                  пациентов,

находящихся  в              ремиссии свыше              2    лет   (на              100

больных)

Свердловская обл.

9,4*

10,0*

11,4*

12,5*

Россия

8,7

8,8

9,2

9,7

Доля  больных,  снятых   с

наблюдения    в    связи                            с выздоровлением  (на                        100

больных)

 

Свердловская обл.

 

2,4*

 

2,8*

 

2,7*

 

3,4*

Россия

2,2

2,3

2,3

2,7

 

Примечание:  *)   статистически   значимые   различия  с   уровнем   по Российской Федерации по критерию Стьюдента

  Значительно отличались муниципальные образования Свердловской области и по величине доли больных наркоманией, снятых с наблюдения в связи с выздоровлением: в 2014 г. диапазон составил от 0 до 18,2 на 100 больных. В свою очередь результаты типологии территорий указывали на значительные изменения.

Для получения обобщенной оценки о результативности работы муниципальных наркологических служб на основании данных о трех рассмотренных выше первичных медико-статистических индикаторах был проведен расчет ИП. Ранжирование территорий области по его величине показало, что между ними сохраняются различия, диапазон которых в 2011 г. составлял от 0 до 0,38, а в 2014 г. от 0 до 0,42.

Типология 55 муниципальных образований была проведена на 3 следующие группы: 1) ИП менее 0,1; 2) ИП от 0,1 до 0,2; 3) ИП более 0,2. Согласно полученным результатам за рассматриваемый четырехлетний временной  интервал  результативность  работы  многих  наркологически служб повысилась. Это подтверждается сокращением количества территорий, относящихся к первой группе с 24 до 14, и увеличением численности второй и третьей групп с 22 до 30 и с 9 до 11, соответственно.

Выявление значительных различий в результативности работы муниципальных наркологических служб ставит вопрос о влиянии ресурсного потенциала на их возникновение. Для этого с помощью метода распознавания образов был проведен анализ комплекса из 6 факторов: обеспеченность населения врачами-наркологами, в том числе ведущими амбулаторный прием, доля наркологов высшей квалификационной категории, наличия специализированных больничных коек, количество посещений на 1 занятую должность нарколога и доля посещений по поводу заболеваний.

Все территории Свердловской области были разделены по величине ИП, характеризующего результативность работы местных наркологических служб, на 2 группы: 1) ИП менее 0,1; 2) ИП более 0,15. На первой стадии математической обработки решалась задача оценки достаточности избранного комплекса факторов для описания различий между этими группами территорий. Были получены решающие правила\, лучшие из которых обеспечивали правильное распознавание на процедуре «экзамена» в 83% случаев. Этот результат позволял сделать заключение, что оцениваемый комплекс включал основные факторы, влияющие на результативность работы наркологических служб.

На второй стадии определялась информативность каждого из 6 факторов, величина которой интерпретировалась как сила их влияния. В порядке убывания они расположились следующим образом: 1) наличие наркологических коек – 1,0; 2) количество посещений на 1 занятую должность нарколога – 0,28; 3) доля наркологов высшей квалификационной категории – 0,14; 4) обеспеченность населения наркологами – 0,09; 5) обеспеченность наркологами, ведущими амбулаторный прием – 0,02; 6) доля посещений к наркологу по поводу заболевания – 0,01. Таким образом, результативность работы наркологических служб в наибольшей степени определяется наличием в их структуре специализированного коечного фонда.

Выводы

 

1.       С 2011 по 2014 гг. кадровый потенциал наркологической службы Свердловской области оставался стабильным. Обеспеченность населения психиатрами-наркологами была статистически значимо ниже среднего по России уровня, кроме того, существуют значительные межмуниципальные различия.

2.       Результативность работы региональной наркологической службы выше таковой в целом по стране. Период 2011-2014 гг. характеризовался увеличением доли больных наркоманией, находящихся в стадии ремиссии и снятых с наблюдения в связи с выздоровлением.

3.       Между муниципальными образованиями существуют значительные различия в результативности наркологической помощи, формирующиеся в связи с разным ресурсным потенциалом местных специализированных служб.

Список литературы

 

 

1.     Вдовин Ю.Н. Наркоугроза: тенденции и актуальные вопросы противодействия / Ю.Н.Вдовин, В.Г.Удальцов // Наркоконтроль.- 2009.- № 3.- С.15.

2.     Интернет-ресурс: http://www.nncn.ru/objects/nncn01/red.pdf

 3.     Казанцев В.С. Математические методы и новые информационные технологии в решении медицинских задач (лекции) / В.С.Казанцев.- Екатеринбург, 2002.- 80 с.

4.     Проблемы развития наркологической службы в условиях модернизации / Е.А.Кошкина, В.В.Киржакова, О.И.Гусева, Ю.В.Мирошникова // Социальные аспекты здоровья населения.- 2014.- №5.- С.1-13.