Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАТОРОВ ОБЪЕКТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
06 сентября 2016г.

В настоящее время в системах подготовки операторов объектов специального назначения имеются серьезные упущения, связанные как с недостаточным использованием современных математических методов, так и средств вычислительной техники, а также в процессе подготовки не достаточно эффективно используются индивидуальные траектории подготовки.

Под подготовкой операторов объектов специального назначения, в рамках темы, подразумевается процесс привития, закрепления и развития профессионально важных компетенций [5, 6].

В работе [10] предлагается функциональная модель процесса подготовки на основе технологии IDEF0. Выделены основные компоненты процесса подготовки, входящие, исходящие информационные потоки, управления, задействованные ресурсы. Данная модель представлена на рисунке 1.

Подготовка персонала – это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

Под оператором в рамках темы подразумевается человек-оператор системы «человек-машина» [6].

Система «человек-машина» (СЧМ) – система, включающая в себя человека-оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте. Диаграмма работы данной системы представлена на рисунке 2.




Человек-оператор СЧМ – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления [2].

Под объектами специального назначения в рамках темы подразумеваются такие объекты, как диспетчерские управления воздушным движением, атомных станций, железнодорожных узлов, энергетических станций и т. п., а также центры ситуационного управления (в министерстве по чрезвычайным ситуациям, управлении внутренних дел, федеральной службе исполнения наказаний, министерстве обороны Российской Федерации и т. д.).

Диспетчерские осуществляют слежение и управление за движением транспортных средств, оборудования и т. п., ответственны за получение и передачу сообщений и запись всей поступающей информации. В более широком смысле – координируют какие-либо действия в определенной сфере. Отличительным свойством является стекание в диспетчерские с периферии большого объема информации, которая структурируется, перерабатывается и далее передается в нужных направлениях [3].

Центры ситуационного управления (ЦСУ) представляют собой сложные высокотехнологичные комплексы, включающие в себя развитые системы информационно-аналитической поддержки, средства мультимедийного видеоотображения информации и средства коллективной работы в режиме реального времени. Основная задача ЦСУ – обеспечить руководителям доступ к информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений, гарантировав при этом ее полноту и достоверность [4].

Для увеличения эффективности подготовки операторов для объектов специального назначения целесообразно использовать адаптивное управление обучающим процессом. Под адаптивностью понимается изменение траектории обучения в зависимости от успехов обучаемого.

В работе [8] рассматривается метод создания агрегативных учебных модулей на основе адаптивного учебного контента, формируемого из структурированной и декомпозированной учебной информации, хранимой в базе данных системы электронного обучения.

В работе [7] рассматривается методология управления маршрутом обучения (МО), в основу, которой, положены характеристики, логическая и временная структуры управленческой деятельности, и информационной поддержке при управлении МО на основе слабо формализованной информации.

Помимо адаптивного управления обучением целесообразно использовать также индивидуальную траекторию обучения, которая строится еще до начала учебного процесса. При построении индивидуальной траектории обучения важно учитывать не только знания, умения и навыки учащегося, но и его индивидуальные особенности и предпочтения, для чего можно использовать математическое моделирование обучаемого.

В работе [9] предложено формальное описание учащегося, используемое в целях формирования индивидуальной траектории обучения. Модель учитывает не только знания, умения и навыки учащегося, но и его индивидуальные особенности и предпочтения. Кроме того, выявлены взаимосвязи этих характеристик. Подобное описание учащегося позволяет индивидуально сформировать не только учебный материал, но и дать рекомендации для освоения материала.

Также при подготовке операторов объектов специального назначения целесообразно использовать тренажеры, имитирующие реальные ситуации операторской деятельности.

В работе [1] рассмотрены вопросы создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной  подготовкой операторов радиоэлектронных средств (РЭС). Представлены пути преодоления неадекватности применения тренажеров и самих РЭС.

Таким образом система подготовки операторов специального назначения, использующая адаптивное управление обучающим процессом совместно с индивидуальными траекториями обучения, эффективно преподнесет теоритические знания обучаемому, а благодаря тренажерной подготовке будущий оператор приобретет необходимые практические навыки.

 

 

Список литературы

 

1.                Алексеев, В.В. Проблемные вопросы создания конфликтно-устойчивой автоматизированной системы управления тренажной подготовкой операторов радиоэлектронных средств / В.В. Алексеев, А.Н. Потапов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2012. – № 2. – С. 19– 30.

2.                ГОСТ 26387–84. Система «человек-машина». Термины и определения. – Введ. 1986-01-01. – М.: Стандартинформ, 2006. – 7 с.

3.                Диспетчер [Электронный ресурс]: Википедия –  свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Диспетчер

4.                Меньших, В.В. Моделирование информационных систем центров ситуационного управления: монография / В.В. Меньших, О.В. Пьянков, И.В. Щербакова. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 132 с.

5.                Обучение [Электронный ресурс]: Энциклопедия Экономиста. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obuchenie.html

6.                Обучение персонала [Электронный ресурс]: Энциклопедия Экономиста. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/obuchenie-personala.html

7.                Сметанина, О.Н. Методологические основы управления образовательным маршрутом с использованием интеллектуальной информационной  поддержки:  автореф.  дис.  …  докт.  техн.  наук:05.13.10 / О.Н. Сметанина. – Уфа, 2012. – 35 с.

8.                Тархов, С.В. Методологические и теоретические основы адаптивного управления электронным обучением на базе агрегативных учебных модулей: автореф. дис. … докт. техн. наук: 05.13.10 / С.В. Тархов. – Уфа, 2009. – 35 с.

9.                Царева, Е.Н. Построение математической модели обучаемого для оптимизации учебного процесса / Е.Н. Царева, М.Н. Рыжкова // Открытое и дистанционное образование. – 2014. – № 2. – С. 63–68.

10.           Якимов, С.П. Функциональная модель процесса образования / С.П. Якимов // Открытое образование. – 2012. – № 5. – С. 48–54.