Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСПРИЯТИЕ КОРОТКИХ ПРОМЕЖУТКОВ ВРЕМЕНИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
07 марта 2016г.

Ни одна деятельность человека не проходит без восприятия времени, поэтому изучение индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени является актуальной проблемой психофизиологии (Моисеева с соавт., 1985; Цуканов, 2000).Время существует объективно, но каждый человека по-разному оценивает промежутки времени, переоценивая или недооценивая их. Тест «индивидуальная минута» широко используется в исследованиях как критерий общего состояния организма (Мельникова, Мельников, 2002).Различные эндогенные и экзогенные факторы влияют на длительность индивидуальной (субъективной) минуты: пол (Арушанян с соавт., 2005; Гайденко, 2006), возраст (Смирнов, 2000), вид деятельности (Сидоров, Парняков,2002), тип личности (Игнатьева с соавт., 2004; Тарасенко с соавт., 2007), профиль межполушарной асимметрии (Катрич, 2008), физические и химические воздействия (Клименко, 2000;Водоложский, 2004; Александров, 2004; Зубова, 2008),вегетативный статус (Моисеева с соавт., 1985; Буланова, 2003), хронотип (Косяков, 2008), период суток (Арушанян с соавт.,1998;Корягина, 2006).

В различных исследованиях выборки разнятся по полу, возрасту, времени  суток, функциональному состоянию, роду деятельности, используются различные наборы ситуативных или конститутивных психолого- физиологических характеристик испытуемых.

Цель настоящей работы исследовать взаимосвязь между способностью к оценке коротких промежутков времени и психофизиологическими особенностями человека.

Задачи

1)     изучить способность к восприятию коротких промежутков времени у людей с разными физиологическими особенностями (пол, вегетостатус, обмен веществ, хронотип) и при депривации зрения в возрастном диапазоне от 18 до 22 лет;

2)     определить длительность индивидуальной минуты в зависимости от психофизиологических качеств –типологических  свойств  нервной  системы,  функциональной  межполушарной  асимметрии, кратковременной памяти.

Методы

К обследованию привлекались здоровые лица 18-22 лет, обоего пола в количестве 149 человек. Измерения проводились в утренние часы в состоянии психического и физического покоя.«Индивидуальной минута» оценивалась в секундах (с момента пуска секундомера испытуемый отмеряет про себя 60 сек., не глядя на секундомер). Вегетостатус оценивался  по вегетативному индексу Кердо [ ВИК=1– (ДД/ЧСС)*100, усл. ед.] (Kerdo, 1966). Основной обмен определялся по таблицам Гаррисона-Бенедикта. Кратковременная память оценивалась с помощью числовых таблиц (память на числа, ПЧ) и таблиц изображений предметов (образная память, ОП). Учитывалось число чисел или образов, которое удалось запомнить испытуемым после 20-секундной экспозиции изображения (Карелин, 2000).

Определение мануальной моторной асимметрии (ММА) с расчетом коэффициента правой руки проводилось по Н. Н. Брагиной и Т. А. Доброхотовой (1988), сенсорной зрительной асимметрии (СЗА) – с помощью пробы Розенбаха, модифицированной Н. Н Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1994), сенсорной слуховой асимметрии (ССА)(ведущего уха) –   при выполнении испытуемым дублирующих друг друга тестов «Часы» и «Телефон», асимметрии психических функций – с помощью тестов «Лица» и вербального теста (Айзман, 1999), мануальной асимметрии при пространственной ориентации (АМПО) – методом И.Р. Ильюченка (1992),

Определение силы процессов возбуждения и торможения (СПВ и СПТ), подвижности нервных процессов (ПНП)  и уравновешенности нервных процессов (УНП) проводилось  с  помощью личностного опросника Я.

Стреляу (1982). При обработке данных использовались методики параметрической статистики и регрессионный анализ. Определение ведущего канала восприятия внешней информации проводилось методом анализа текста, написанного испытуемым на произвольную тему, что позволило выявить преобладание визуального, аудиального или кинестетического канала восприятия информации (Ахметов, Житко,2000). Определение хронотипа проводилось с помощью опросника Остберга (1966).

Статистическая обработка включала методы параметрической статистики с расчетом среднего и его ошибки и регрессионный анализ.

Результаты

Длительность индивидуальной минуты  (ИМ) у всех  испытуемых изменялась в пределах 20-80 сек,  а распределение вариант было близко к нормальному с модой 45 сек. Различия ИМ для девушек и юношей отсутствовали (49,82±   1,5 и 50,1±       3,4 сек, соответственно).

Установлено, что, что для лиц с преобладанием симпатической нервной системы в регуляции сердечного ритма характерно укорочение ИМ; испытуемые с преобладанием парасимпатической активности более точно отмеряют время (Рисунок 1).



Основной обмен человека определяется эндокринным статусом и, прежде всего, функциями гипоталамо- тиреоидной системы. Из данных Рисунка 2. следует, что длительность ИМ обратно-пропорциональна уровню основного обмена: лица с повышенным энергообменом склонны к переоценке времени (ИМ <<60 с).

В литературе упоминается о прямой связи между темпераментом и восприятием времени (Цуканов, 2000). Однако, нет сведений о влиянии отдельных свойств нервной системы на восприятие времени. В связи с этим нами рассматривалась длительность индивидуальной минуты в зависимости от силы процессов возбуждения и торможения (СПВ и СПТ), подвижности нервных процессов (ПНП) и уравновешенности нервных процессов.




Из данных Рисунка 3 и 4 следует, что длительность индивидуальной минуты обратно-пропорциональна силе процессов возбуждения и нелинейно связана с силой процессов торможения: лица с умеренными значениями показателя (25-30 усл. ед.) переоценивают время, а его отклонение от этих пределов сопровождается более точным определением времени. Данные Рисунка 5 и 6 показывают, что длительность индивидуальной минуты прямо-пропорциональна подвижности нервных процессов и обратно-пропорциональна уравновешенности нервных процессов.

 




Многие исследователи проявляют значительный интерес к изучению проблемы зависимости восприятия времени от различных типов функциональной асимметрии, однако их данные носят противоречивый и фрагментарный характер.

Таблица 1 Длительность индивидуальной минуты у лиц с разными показателями функциональной межполушарной асимметрии.

АПФ

(тест «Вербальный»)

СЗА

ССА

АМПО

Левое полушарие

Правое полушарие

Правый глаз

Левый глаз

Правое ухо

Левое ухо

Левое полушарие

Правое полушарие


50,5±2,0

54,7±6,1

49,2±2,8

53,7±2,7

52,8±2,7

46,8±4,0

41,8±3,4

54,1±3,5

 

Судя по данным Табл.1., статистически значимые различия установлены в отношении асимметрии при мануальной пространственной ориентации (АМПО, сенсорной зрительной (СЗА) и слуховой (ССА) асимметрии): лица с преобладанием правого полушария более  точно отмеряют время, а лица с  преобладанием левого – переоценивают время (ИМ <60 сек).

Нами оценивалась длительность ИМ в условиях депривации зрительного анализатора (с закрытыми глазами) и в группах людей с преобладанием аудиального, визуального или кинестетического каналов восприятия внешней информации.

Из Рисунка 7. следует, что лица с преобладанием кинестетического канала восприятия информации переоценивают время, а с преобладанием аудиального – более точно его оценивают (р<0,05).



Устранение активности зрительного анализатора способствует более точному восприятию времени, из чего следует, что короткие промежутки времени как фактор внешней среды, не имея собственного анализатора, воспринимаются и анализируется с опорой, прежде всего, на слуховой или кинестетический анализаторы (Рисунок 8). А учитывая приведенные выше данные о преимущественном положении лиц с преобладанием аудиального канала восприятия, можно предположить, что восприятие времени человеком более тесно связано с функциями слухового анализатора.

Немаловажную роль в адекватном отражении времени играют такие когнитивные процессы, как память и внимание, так как воспроизведение заданного отрезка времени связано с процессами запоминания и извлечением информации из памяти. Из Табл.2. следует, что лица с нормальным уровнем образной памяти более точно оценивают время, сниженная память на образы сочетается с переоценкой времени. Числовая память в нашем исследовании никакого влияния на восприятие времени не показала.




 

Длительность индивидуальной минуты у лиц с разными показателями кратковременной памяти.


Таблица 2




Память на образы

Память на числа

Сниженная

Нормальная

Повышенная

Сниженная

Нормальная

Повышенная

47,0±2,4

57,0±3,8

-

52,0±3,0

51,0±5,8

51,3±4,3

Для одних людей наиболее благоприятным периодом работы являются утренние часы (утренний хронотип, или «жаворонки»), для других – вечерние («совы»), для большинства же отсутствует какое-либо предпочтение, и люди способны поддерживать достаточно высокий уровень активности в течение всего рабочего дня (индифферентный тип, или «голуби»). Поскольку в утренние часы у вечерних типов выделение катехоламинов достоверно выше, чем у утренних типов и аритмиков, то И.Ю.Борисова (1996) предполагает, что у «сов» будет иметь место ускорение (переоценка) времени, а у «жаворонков» – замедление (недооценка).

Представляло интерес оценить, как согласуется восприятие человеком коротких и длительных промежутков времени. Наименьшая длительность ИМ свойственна лицам утреннего и смешенного хронотипа, а наибольшая – представителям вечернего (51.0±2.0, 49.1±1.8, 54.0±3.0, соответственно) что указывает на согласование процессов восприятия коротких и длительных промежутков времени, и соответствует предположению И.Ю.Борисовой (1996) по данному вопросу.

Выводы

1.     У здоровых лиц обоего пола в возрасте 18-22 года длительность индивидуальной минуты находится в пределах 20-80 сек и не зависит от пола.

2.     Длительность индивидуальной минуты обратно-пропорциональна активности парасимпатической системы в регуляции сердечного ритма и уровню основного обмена.

3.     Лица с преобладанием правого полушария более  точно отмеряют время по сравнению с испытуемыми с левополушарным доминированием, которые переоценивают время (ИМ<60 с).

4.     Длительность индивидуальной минуты обратно-пропорциональна силе процессов возбуждения, прямо-пропорциональна подвижности нервных процессов и нелинейно связана с силой процессов торможения: наиболее точно отмеряют время лица с оптимальными значениями показателя (25-30 усл. ед.), а его отклонение от этих пределов сопровождается удлинением ИМ.

5.     Депривация зрительного анализатора сопровождается удлинением индивидуальной минуты.

6.     Наименьшая длительность индивидуальной минуты свойственна лицам утреннего и смешенного хронотипа, а наибольшая – представителям вечернего.

 

Список литературы

1.     Айзман Р.И. (ред.) Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. Часть 1. – Новосибирск. : из- во «Сибирское соглашение», 1999. – 48 с.

2.     Александров С. Г. Динамика оценки временных интервалов больными героиновой наркоманией // Журн. неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. – 2004. – Т.10. – №3. – С. 21 – 24.

3.     Арушанян Э. Б., Боровкина Г. К., Серебрякова И. П. Суточные и недельные колебания индиивидуальной минуты у здоровых людей в зависимости от фактора интро-экставерсии // Физиология человека. 1998. – Т. 24. – № 2. – С. 131.

4.     Арушанян Э. Б., Мастягина О. А., Мастягин С. С., Попова А. П. Половые различия в субъективном восприятии времени и чувствительности людей к противотревожным средствам // Физиология человека.– 2005. – Т. 31. – № 6. – С. 126–130.

5.     Ахмедов Т. И., Житко Т. Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. – Харьков: Фолио, 2000. – 765с.

6.     Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Левши. – М.: Книга, 1994. – 240 с.

7.     Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина, 1988. – 200 с.

8.     Буланова Е. С., Косяков Л. В. Изменение показателей сердечно –сосудистой, дыхательной и вегетативной нервной систем при интеллектуальном стрессе у людей с разной продолжительностью индивидуальной минуты // Актуальные проблемы клинической и экспериментальной медицины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию образованию ЧГМА. – Чита: ЧГМА, 2003. – С. З26 – 327.

9.     Борисова И. Ю., Ганелина И. Е., Притыкина Н. Я. Психологические и поведенческие особенности личности с утренним биоритмологическим типом работоспособности // Психологический журнал. –1996.– Т. 17. – № 5. – С. 96–101.

10. Водоложский. Г. И.Роль анксиогенных процессов в возрастном становлении временной пунктуальности.Рос. Физиол. Журн. Им. И. М. Сеченова. Т. 90. №8, 19 съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. Тезисы докладов. Наука, 2004. – С. 6–7.

11. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П. П. Гайденко. – М.: Прогресс-традиция, 2006. – 459 с.

12. Зубова Л. В., Рыжухин А. В. Особенности восприятия времени: многогранность проблемы // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 10. – С. 64 – 66

13. Игнатьева Т. В., Боровкова Г. К., Мелешкина Е. В. Колебания субъективного восприятия времени у больных с артериальной гипертонией в зависимости от пола, степени тревожности и депрессивности // Проблемы ритмов в естествознании: Матер, второго международного симп. – М.: 2004. – С. 193 – 195.

14. Ильюченок И. Р. Метод анализа функциональной асимметрии мозга при мануальной пространственно- моторной ориентации // Функциональное состояние человека и методы исследования. – М.: Наука, 1992. С. 56 – 61.

15. Карелин А. А. Психологические тесты. – М.: Владос, 2000. – 215 с.

16. Катрич Л. В., Куракин А. В. Влияние функциональной асимметрии на точность восприятия времени у боксеров.VI Сибирский физиологический съезд. Тезисы докладов. – Барнаул: Принтэкспресс, 2008. – Т. I. – 204 с.

17. Клименко В. М., Цикунов С. Г. Нейробиологические основы адаптивного поведения. Институт эксперим. медицины на рубеже тысячелетия. Достижения в области биологии и медицины. СПб.: Наука, 2000.– С. 38–66.

18. Корягина Ю. В. Ритмическая организация временных и пространственных свойств у юношей и девушек при занятиях спортом. Вестник Томского государственного университета. Сборник материалов научной конференции «Механизмы индивидуальной адаптации» 2006. – 70 с.

19. Косяков Л. В.Связь успешности решения интеллектуальной задачи с индивидуальными характеристиками испытуемых.VI Сибирский физиологический съезд. Тезисы докладов. – Барнаул: Принтэкспресс, 2008. – Т. I. – 205 с.

20. Мельникова  С.  Л.,  Мельников  В.  В.  Показатели  индивидуального  восприятия  времени  как характеристика общего состояния организма // Журн. Вестник новых мед.техн. – Тула, 2002, №2. – С. 20– 23.

21. Моисеева Н.И., Караулова Н.И., Панюшкина С.В., Петров А.Н. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности. – Ташкент.: Медицина, 1985. – 157 с.

22. Сидоров П. И., Парняков А. В. Психические процессы и состояния личности.// Клиническая психология.– М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – С. 78 – 92.

23. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия,2000. – 34 с.

24. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. – 97 с.

25. Тарасенко Н. П., Чичиленко М. В., Барбараш Н. А. Изменения нейродинамических характеристик мозга человека в течение индивидуального года //Физиолгия человека, 2007. – Т.33.– №6. – С. 60 – 65.

26. Цуканов, Б. И. Время в психике человека. Одесса: АстроПринт, 2000. – 218 с.

27. KerdoI.                EinausDatenderBlutzirkulationkalkulierterIndexzurBeurteilungdervegetativenTonuslage               // Actaneurovegetativa, 1966, – B. 29, – №2, – S. 250 – 251.