Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕТСКОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ ГОРОДКЕ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Аннотация

Данная статья посвящена предметно-развивающей детской среде в детском городке семейного типа. Ярким примером детского городка представлена Детская деревня SOS. Проанализированы принципы организации и планировочная структура детского городка. Предложены практические советы по созданию и благоустройству детского пространства, способствующего здоровому психологическому и физическому развитию детей.

Summary

The article is about substantively children’s environment development in the children's village of family type. Special kids’ village SOS is introduced as an excellent example of it. The principles of organization for children’s town are analyzed as well as planning structure. Also practical recommendations and advises how to create and improve the kids’ space, contributing the healthy psychological and physical development are presented.

Ключевые слова: Детские деревни SOS, интерьеры детских комнат, детские городки семейного типа Key words: SOS children's villages, the interiors of children's rooms, children's villages of family type

В настоящее время в нашей стране серьёзную проблему государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число таких детей является показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе и,  соответственно, влияет на развитие не только отдельных индивидуумов, но и страны в целом.

Если рассмотреть особенности и возможности воспитания и адаптации детей в условиях детского городка семейного типа, то необходимо разработать специализированные типы домов и квартир с учётом нового социально-демографического состава опекунских семей, вида их жизнедеятельности, а также места строительства. Внедрение в практику проектирования новых типов жилых зданий и квартир для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит гармонизировать воспитание таких детей, где каждый ребёнок получит такую заботу и любовь c более раннего возраста.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передаётся под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещённых в интернатные учреждения, не снижается.

Статистика свидетельствует: по числу детей - социальных сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире.

Брошенные дети, всегда были, и остаются острой социальной проблемой гражданского общества в любую эпоху. Сложившиеся системы помощи детям-сиротам в США, Европе и России существенно разняться.

В США, например в 20-х годах XIX века в трёх крупных городах — Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне были созданы первые приюты. Однако достаточно быстро обнаружилась неэффективность приютов и воспитательных учреждений именно как воспитательных. Скорее, они оказывались временным пристанищем ребёнка в экстремальных ситуациях. В настоящее время в США, детских домов для постоянного проживания детей нет. Имеются временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью.

В Польше и Чехословакии сложилась наиболее интересная по сравнению с другими странами Восточной Европы система заботы о детях. В первое время система заботы о детях развивалась в Польше по традиционной схеме. Однако уже в первой половине XIX в. у польских педагогов и общественных деятелей появилась идея создания небольших детских поселков. Первый такой посёлок был построен и открыт в 1870 г. Сразу после его открытия в стране стало возникать множество «сиротских поселков››. Инициатором их создания был Казимеж Ежевский.

В Германии мало детских домов, интернатов и приютов. Детский дом города Бонна, основанный в 1960 году, единственный в этом городе, в настоящее время он финансируется органами местной власти, коммуной. Он был создан богатыми людьми для сирот и детей улиц.

Устройство детей-сирот в России, одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот. Усыновление и воспитание в государственных учреждениях существовало в России с 11-го века. Первым таким учреждением было училище для сирот, учреждённое в 1072 г. Ярославом Мудрым. В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В России на данный момент насчитывается более 1850 детских домов.

Одним из наиболее ярких примеров того, как наша страна переняла опыт Европы с целью помочь детям и семьям являются Детские деревни SOS. В нашей стране впервые они появились в 1991 году. Сейчас их четыре: в Томилине под Москвой, в Лаврове под Орлом, в Пушкине под Петербургом и в Кандалакше. Принципы организации таких городков построены на том, что все детские учреждения должны иметь семейный тип воспитания. Детские дома семейного типа следует размещать среди обычных жилых домов массовой застройки по расчёту, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы. Благодаря тому что, деревня не изолирована от окружающего мира, обеспечивает надёжную адаптацию детей в обществе. Дети ходят в обычные школы, детские сады, кружки и спортивные секции, музыкальные школы и поликлиники.

Для того, чтобы обеспечить большее количество желающих создавать подобные семьи, воспитывать детей в любви и заботе, влиять на нашу настоящую и будущую социальную и экономическую обстановку общества, необходимо внедрять и развивать строительство детских домов семейного типа. И данные строительственные участки следует осуществлять по индивидуальным проектам. Примером подобного масштабного строительства по индивидуальному проекту являются Детские деревни-SOS.

При организации специализированных детских городков (деревень) планировочная структура может строиться как из отдельно стоящих одноквартирных семейных домов, так и из блокированных, состоящих из двух и более квартир. В отдельных случаях блокированные жилые дома могут быть объединены общей планировочной структурой с общественными зданиями различного назначения.

В детские городки (деревни) могут быть включены воспитательные, учебные, культурно-спортивные и др. здания (помещения) общественного обслуживания. Состав их определяется, в основном, вместимостью городков, а также наличием и местом расположения вблизи общегородских объектов культуры, спорта, быта и других. В отдельных случаях могут быть предусмотрены также небольшой культурный центр с самодеятельным театром, дискоклуб, магазин,  производственные мастерские. Все детские городки должны иметь чёткое зонирование территории: жилая зона, зона общественно-административных зданий, учебно-спортивная, культурно- развлекательная и хозяйственная. Состав помещений каждой зоны может быть различен и зависит от численности проживающих в городке, педагогической концепции и местных условий.

Во время проектирования детского городка или деревни, особое внимание стоит уделить интерьерам детских комнат и благоустройству внешней среды.

Детская комната – это удивительное пространство, в котором начинается жизненный путь маленького, ещё не сформировавшегося человека. Детская комната имеет неограниченное количество функций. Интерьер комнаты необходимо осуществить таким образом, чтобы в итоге получилось несколько практичных зон. Ведь ребёнок должен развиваться эмоционально и творчески, ему необходимо пространство для игр, развлечений, отдыха и учёбы.

Работая над интерьером детской, следует учесть, что цвета строительных материалов должны характеризоваться светлыми, умеренно-яркими тонами. Основными требованиями ко всем материалам детской комнаты является их экологичность и гипоаллергенность. Детская мебель должна иметь строго функциональный характер, будучи в тоже время удобной для ребёнка.

Детские ландшафты могут быть совершенно разные, нужно продумать все до мелочей, т.к. игровое пространство обязано соответствовать таким критериям, как безопасность, комфорт, надёжность. Кроме того, площадка должна быть интересной и яркой.

Детская площадка - это не только место реализации физических потребностей ребёнка, это ещё и место духовного и интеллектуального контакта, где через игры происходит процесс познания окружающего мира. Для этого необходимо предусмотреть различные элементы ландшафта в миниатюре, такие как декоративный огород(грядки), посадки наиболее предпочитаемых декоративных растений, место для отдыха (чаепития), источника воды, место хранения инвентаря, беговые и прогулочные дорожки, место для костра и др. Выбор элементов зависит от возраста ребёнка и направления развития.

Таким образом, особенности и возможности воспитания и адаптации детей в условиях детского городка семейного типа будут полностью соответствовать разработанным специализированным типам домов и квартир с учётом нового социально-демографического состава опекунских семей, вида их жизнедеятельности, а также места строительства. Внедрение в практику проектирования новых типов жилых зданий и квартир для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит гармонизировать воспитание таких детей, где каждый ребёнок получит такую заботу и любовь c более раннего возраста.

 

Список литературы

1.     Бравинова Н.В. Если дома не ждут./мурманский вестник.1 октября,2002.

2.     Детские деревни./управление школой.,№44,2001.

3.     Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: детская деревня sos в подмосковном Томилине., социальная защита.№3 ,2002.

4.     Кобелева В.Г. “исторический обзор проблемы сиротства в России”

5.     Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях /Воспитание и развитие детей в детском доме. -М., 1996.

6.     Ослон В. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - м.: генезис, 2006.

7.     Постановление правительства Р.Ф. от 19.03.2001 № 195 (ред. От 18.08.2008) «о детском доме семейного типа».

8.     Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - спб.: питер, 2007. семейный кодекс российской федерации. - м.: эксмо, 2009.

9.     Сульдин A.M., Балашов П.П., Казаковцев Б.А. Опыт социального, психологического и педагогического решения проблем социального сиротства // российский психиатрический журнал. - 2006. - № 5. - с. 52-56.

10. http://www.znaytovar.ru/gost/2/RekomendaciiRekomendacii_po_pr147.html Рекомендации по проектированию детских домов семейного типа

11. http://makarenko-museum.narod.ru/lib/morozov_vv_soc_ped_2010_06.htm каким  должен быть детский  дом сегодня?