Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЯЗЫКОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Рабочая учебная программа по иностранному языку определяет содержание образовательного процесса, отражает научную и методологическую концепцию высшего образования, фиксирует его содержание. Для выполнения поставленных задач требуются особые подходы к обучению.  К программам разрабатываются методические указания, составляются планы лабораторных работ, разрабатываются формы оценочных средств контроля и описывается методика реализации этих задач. Каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы по направлениям. Можно также адаптировать лучший педагогический опыт преподавания иностранных языков, осваивая разные программы, вносить в них свои изменения, учитывая профессиональную специфику их реализации.

При всем разнообразии методов и средств обучения цель остается прежней – требуются специалисты, владеющие иностранным языком на уровне, позволяющем осуществлять межкультурную коммуникацию. Студенту, в процессе обучения в вузе совсем не обязательно изучать все богатство иностранного языка. Ему надо овладеть языком, достаточным для будущей профессиональной деятельности, что подразумевает развитие различных навыков и умений чтения специальной литературы, говорения в рамках ситуаций делового общения. Следовательно, преподавателю нужно обладать современными средствами формирования иноязычной компетенции, отобрать лучшие образцы учебных материалов, находить эффективные способы организации самостоятельной работы студентов, подбирать самые эффективные способы контроля.

Большой объем работы выполняется студентами самостоятельно. Самостоятельная работа – это деятельность студентов под наблюдением и контролем преподавателя. Для достижения этой цели языковое тестирование играет важную роль. Преподаватель должен правильно организовать контроль языковых умений, что дает возможность рационально использовать учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в рабочий план, увидеть практические достижения обучаемых. В связи с этим языковые тесты приобретают важное значение.

Понимание языкового тестирования важно для тех, кто практически вовлечен в создание языковых тестов, так и для тех, кто использует тесты или информацию в практическом контексте. Совершенствование методов контроля остается одной из самых горячих тем в зарубежной литературе по проблемам обучения иностранному языку.

Что же понимается под языковым тестированием?

А.В. Конышева в своей статье «Контроль результатов обучения иностранному языку» определяет тест как подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное апробирование с целью определения его показателей качества. Он позволяет выявить степень языковой и речевой компетенций испытуемого. Составленный комплекс заданий тщательно разрабатывается в соответствии с определенными правилами и процедурами при наличии таких характеристик эффективности, как валидность и надежность. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету. [1]

Известный исследователь в данной области А. Дейвис разработал свою типологию тестов. Он различает следующие типы тестов: тесты достижений (achievement tests), тесты владения языком (proficiency tests), тесты склонности к языку (aptitude tests), диагностические тесты (diagnostic tests).

В отечественной методике контроль обученности рассматривается как система, всесторонне охватывающая весь процесс изучения иностранного языка. По мнению М.Е. Брейгиной и А.Д. Климентенко тестирование призвано выполнять следующие функции: обучающую, диагностическую, управленческую, оценочную, стимулирующую, развивающую, воспитывающую.

Процесс обучения иностранному языку предполагает использование разных типов тестирования на разных этапах обучения в связи с конкретной целью. Так, при помощи диагностических тестов вскрываются пробелы в обучении, на основе чего предлагаются эффективные меры для ликвидации этих пробелов. Учитывая максимально сжатый курс иностранного языка в неязыковом вузе и различный уровень знаний студентов, успешно применяются тесты учебных достижений, так как они составляются точно по программе или пройденному языковому материалу и используются для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. Проверка и оценка знаний выполняет три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитательную (Фоломкина-2).

С конца 70-х коммуникативная направленность стала оказывать все большее влияние на преподавание иностранных языков. Это была коммуникативная теория Хаймза, который утверждал, что владение языком есть нечто большее, чем знание правил его грамматики. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и адекватному реагированию в различных ситуациях общения стало главной целью обучения. Коммуникативная направленность в обучении иностранным языкам повлияла и на формы языкового тестирования.

Для коммуникативных языковых тестов необходимы две характеристики:

- они являются практическими тестами, проводимыми в процессе выполняемого испытуемыми коммуникативного действия – рецептивного, продуктивного или того и другого.

-они учитывают вероятные социальные роли испытуемых в реальных ситуациях общения. [Тим Макнамара-3].

Тесты владения языком строятся как с учетом содержания определенного языкового материала, так и с учетом того, чему студенты обучаются самостоятельно вне аудиторных занятий.

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер, позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком.

Большое значение имеет контроль знаний, достигнутых студентами в результате самостоятельного выполнения домашних заданий. Он помогает каждому студенту понять и почувствовать, каких успехов он достиг в изучении иностранного языка или каковы его недостатки, над чем ему необходимо больше работать. Правильные объективные оценки, выставленные преподавателем, являются стимулом для дальнейшей работы учащихся. Отсроченная, несвоевременная проверка и оценка подавляет инициативу обучаемых, делает их равнодушными к познавательной деятельности.

Для того чтобы контроль и информирование студентов о ходе усвоения ими знаний можно было назвать своевременными, требуется сокращение сроков между сообщением, применением, достижением определенного результата и получением соответствующей информации о результатах деятельности. Своевременная информация об усвоении студентами материала необходима для проведения мероприятий по устранению возникающих отклонений, предупреждению отставаний, для проведения индивидуальной и самостоятельной работы.

Тест как средство контроля имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами контроля:

1.     Одновременно тестируется большое количество студентов;

2.     Результаты тестирования устанавливаются быстро и просто;

3.       Результаты используются для диагностики трудностей языкового материала;

4.     В учебном процессе их можно применять как тренировочные упражнения.

5.     Тесты являются более доступными для среднего и слабого студента.

6.     При выполнении тестов у студентов появляется шанс, а значит, мотивация для участия в выполнении.

Дидактические тесты имеют довольно много преимуществ по сравнению с традиционными классическими методами контроля, но не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Поэтому тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Задания тестового типа в обучении иностранному языку целесообразно давать студентам в основном при текущем контроле, а в итоговом контроле их можно представить в виде других типов проверки знаний, навыков и умений. Нами применяются следующие виды заданий:

· выполнение творческих заданий (альбомов, коллажей, рисунков);

· выполнение письменных заданий (сочинений, аннотаций, эссе);

· рисование (ситуативных рисунков, комиксов на применение идиом, пословиц);

· контроль домашнего чтения;

· выполнение упражнений с целью активизация лексики;

· составление ситуаций;

· использование метода ”case-study”;

· составление диалогов, ситуаций;

· выполнение проектных работ и др.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что при составлении контрольных измерительных заданий для успешности обучения необходимо выбирать задания, которые бы в полной мере соответствовали поставленным целям. Диагностические тесты могут состоять даже из одного задания и занимать небольшое количество времени, а в контрольных работах и тестах, которые проводятся с целью контроля достижений следует предлагать задания, требующие большей самостоятельности и по возможности содержащие элементы творчества.

 

Список литературы

1.     Конышева А.В. Иностранные языки. методика преподавания. Контроль результатов обучения иностранному языку. Санкт-Петербург, 2004, с.43

2.     Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку. ИЯШ. 1986. – № 2., c.16

3.     Тим Макнамара. Языковое тестирование. Oxford University Press, Москва, RELOD, 2005.