Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МИР РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В РАССКАЗАХ М. ШУКШИНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 ноября 2018г.

Русская деревня как особый социокультурный мир со своими традициями и символикой стал особой темой в советской литературе. Данная тематика объединяет стихи Н. Клюева, С. Есенина, Н. Заболоцкого, рассказы и повести М. Шукшина, В. Распутина, П. Астафьева и многих других. Появляется целое поколение поэтов и прозаиков, которые выросли в деревне, в зрелом возрасте многие закончили литературный институт им. Горького и стали профессиональными писателями. Объединяет их творчество мир русской деревни с ее традициями, особым образом жизни, мировоззрением людей. Во многом родоначальником данной традиции стала поэзия С. Есенина, Н. Клюева. Потому во многом эти поэты становятся ориентирами для всей литературной традиции.

На творчество Шукшина определенным образом повлияли и традиции С.А. Есенина. Есенин был для Шукшина знаковой фигурой в духовной истории России. Об этом свидетельствуют его многочисленные высказывания в публицистических статьях. У Шукшина и Есенина одна общая болевая тема - русская деревня, ее настоящее и будущее. Распад и постепенное исчезновение крестьянского сословия, еще более усиливающийся во второй половине XX века в связи с запустением русской деревни нашел яркое отражение в творчестве Шукшина. Потому многим героям Шукшина близка поэзия С. Есенина. Они цитируют есенинские строчки, распевают его песни. Так, в рассказе «Верую» деревенский священник поет песню о «клене заледенелом». Переклички между Есениным и Шукшиным можно найти и на уровне описания, олицетворения природы. Как и у Есенина, герои Шукшина неразрывно слиты с русской природой. В «Калине красной» Егор Прокудин в тяжелый час ищет утешения, обнимая в слезах белоствольную березку, как живое существо, способное переживать.

Базовым символом, объединяющим рассказы Шукшина, является сама жизнь. В рассказе «Верую» устами священника писатель во многом излагает мировоззренческую модель своего творчества: «Теперь я скажу, что бог есть. Имя ему- Жизнь. В этого бога я верую. Это - суровый, могучий бог. Он предлагает добро и зло вместе- это, собственно, и есть рай. Чего мы решили, что добро должно победить зло? Зачем?.... Верь в жизнь».[1, c.213-214] В своих героях Шукшина интересует не только, как в жизненных ситуациях проявится их характер, а совесть, жизненная активность. Пробуждение совести часто рождает православные ассоциации. Тимофей, главный герой рассказа «Билетик на второй сеанс» путает своего тестя с Николаем Угодником. Данная ошибка приводит к покаянию и к осмыслению пустоты, бессмысленности собственной жизни, желании начать ее сначала: «Да потому я жалуюсь, что жизнь то не вышла! – Тимофей готов был заплакать злыми слезами.- Ты вот смеешься, а мало тут смешного, батюшка, одна грусть-тоска зеленая. Ведь вон на земле-то.. хорошо как! Разве ж я не вижу, не понимаю, все понимаю, потому и жалко-то. Тьфу!- да растереть, вот и вся моя жизнь… Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко- песня-то была хорошая»[1, c.293].

Пробуждение совести у героев Шукшина часто приводит к разоблачениям несправедливости и обмана. Так происходит в рассказе «Хмырь» и «Генерал Малафейкин». Герои рассказа разоблачают обман Хмыря, который, будучи женатым, пытается ухаживать за молодой незамужней девушкой. В рассказе «Генерал Малафейкин» Мишка Толстых, плотник СМУ-7, разоблачает маляра Малофейкина, который в поезде попутчику по купе выдает себя за очень уважаемого и влиятельного человека. После приезда в Москву главный герой до самого дома маляра преследует его с вопросом «Зачем врал ночью мужику».

Пробуждение совести приводит к нравственному возрождению героев, к совершению поступков. Семка Рысь, главный герой рассказа «Мастер» в стремлении добиться справедливости и отремонтировать сельскую церковь в родной деревне стал добиваться решения у митрополита, в облисполкоме. В процессе этих хлопот человек духовно перерождается: « И только на станции понял, что не пил дней пять уже. Пошел к ларьку… Обидно было и досадно. Как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку.. Все на нее показывали пальцем и кричали несуразное. А он, Семка, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью»[1, c. 138]. Главный герой рассказа не смог добиться выделения денег на ремонт церкви, однако удовольствие и моральное удовлетворение он получает.

Несмотря на то, что Шукшин является ярким представителем советской литературы православная тематика совести и церкви проходит через многие рассказы. В рассказе «Крепкий мужик» бригадир Шурыгин намеревается снести церковь. Несмотря на то, что его пытаются отговорить жена, жители деревни, он до конца совершает задуманная, церковь уничтожена. Однако, несмотря на пропаганду атеизма, этот поступок вызывает осуждение односельчан. Шукшин не случайно приводит диалог главного героя рассказа со своей женой:

«- Ладно, лежи хворай. Глаз теперь не кажи на люди..

-   Хоть бы молиться ходили! А то стояла - никто не замечал…

-   Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идешь, а ее уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее – вроде бы дома. Она сил прибавляла..

-   Сил прибавляла.. Ходят они теперь пешком-то! Атомный век, понимаешь, они хватились церкву жалеть. Клуба вон нету в деревне- ни один черт не охнет, а тут- загоревали. Переживут!

-Ты-то переживи теперь! Со стыда теперь усохнешь…»[1,c.60]. Воспроизведенный диалог отражает общественное мнение односельчан и свидетельствует, что тема совести, церкви не чужда советских людей, а продолжает оставаться значимой, важной. Потому в состояниях духовного возрождения, пробуждения совести часто проявляются «отсветы» религиозной символики в виде ассоциаций со святыми, церковью.

Таким образом, в рассказах Шукшина мир деревни передан через мировоззрение сельских жителей, их мысли, переживания в пограничных состояниях психики. В этот момент ярко проявляется их мировоззрение, мысли, чувства, совесть, стремление изменить сложившийся образ жизни.

 

Список литературы

 

1.        Шукшин В.М. Крепкий мужик.- М.: Прозаик, 2009.-с. 212-213