Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«ЛИТЕРАТУРА ПУТЕШЕСТВИЙ» ПО КРЫМУ XIX – НАЧ. XX ВВ. КАК СВЕРХТЕКСТ: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
09 декабря 2017г.

Актуальность поставленной проблемы обусловлена тем, что «литература путешествий» по Крыму исследована недостаточно глубоко. Представляется необходимым отметить, что в качестве структурных компонентов в комплекс «литературы путешествий» можно включить путеводители и записки путешественников (или путевые очерки, заметки).

Детальный анализ путеводителей как жанра туристического дискурса с культурологической точки зрения мы находим у И.И. Руцинской [6]. Она отмечает, что поскольку одной из форм освоения пространства с XIX века стал туризм, необходимо было сконструировать образ осваиваемой территории, что и вызвало к жизни появление новых форм описания местности, и, в частности, создание путеводителей. Автор обозначает их как «жанр, предназначенный для целенаправленной презентации территории» [6]. И.И. Руцинская отмечает, что «путеводители, функционирующие в рамках туристской практики, приспособленные к ее запросам, репрезентирующие и конструирующие новый вид социального пространства - туристское пространство, также можно рассматривать в качестве текстов массовой культуры» [6].

Записки путешественников (путевые очерки или заметки) естественным образом отличаются друг от друга, так как представляют собой либо целостное литературное произведение, либо его фрагмент, посвященный описанию путешествия автора (реального или вымышленного) по отдельному региону. Можно предположить, что данная форма, помимо отражения исторических реалий, пейзажа, быта населения также служила формированию у адресата определенного впечатления от описываемой местности и играла существенную роль в репрезентации того или иного пространства.

Рассмотрим решение этой проблемы в рамках крымской тематики, ограничив временной промежуток XIX - нач. XXвв. В общем и целом весь комплекс данных произведений можно объединить в категорию краеведческой литературы. Можно назвать следующих авторов, уделивших теме путешествий определенное внимание в своих описаниях Крымского полуострова: М. Броневский, В. Х. Кондараки, Е. Л. Марков, Г. Э. Караулов, М. Сосногорова, С. Я. Елпатьевский, П.И. Сумароков, Ш. Монтандон и др.

Возникает вопрос, можно ли «литературу путешествий» по Крыму XIX- нач.XXвв. объединить в категорию «сверхтекст»? Вслед за Н.А. Купиной и Г.В. Битенской можно дать следующее определение сверхтекста: «Сверхтекст - совокупность высказываний, ограниченная темпорально и локально, объединенная содержательно и ситуативно, характеризующаяся цельной модальной установкой, достаточно определенными позициями адресанта и адресата, с особыми критериями нормативного/анормального» [2,с.215].

В качестве обоснования можно использовать признаки сверхтекста, приведенные Н.Е. Меднис.

«1. Каждый сверхтекст имеет свой образно и тематически обозначенный центр, фокусирующий объект, который в системе внетекстовые реалии-текст предстает как единый концепт сверхтекста. В роли такого центра для топологических сверхтекстов выступает тот или иной конкретный локус, взятый в единстве его историко-культурно-географических характеристик; для именных текстов определяющими оказываются характеристики культурно-биографические» [4,с.75]. В нашем случае, фокусирующим объектом выступает не только Крым как локус, но и путешествие, ознакомление с данной местностью.

«2. … сверхтекст, как всякое ядерное по своей структуре образование, предполагает наличие и знание читателем некоего не вовсе статичного, но относительно стабильного круга текстов, наиболее репрезентативных для данного сверхтекста в целом, определяющих законы формирования художественного языка сверхтекста и тенденции его развития» [4,с.75]. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что адресат (читатель) имеет достаточно четкий мотив ознакомления с текстами обозначенной категории (путешествие по Крыму).

«3. Синхроничность, своего рода симультанность, является необходимым условием восприятия сверхтекста в его текстовом качестве и столь же необходимым требованием при аналитическом описании, воссоздании того или иного сверхтекста. В синхронически представленном, как бы развернутом в пространстве полотне сверхтекста порой только и обнаруживаются важнейшие штрихи, не актуализированные в частных, отдельных субтекстах, и благодаря открытию и осознанию этих конституирующих черт сверхтекст начинает влиять на рецепцию внетекстовых реалий (а иногда и на сами реалии)» [4,с.75]. Определив временные рамки исследования, можно предположить, что рассматриваемые в синхронии субтексты (очерки, заметки, путеводители и проч.) могут комплексно актуализировать полную картину внетекстовых реалий (локус Крым, его географические особенности, климатическая привлекательность, население, экономика и промышленность и др.) в восприятии рецепиента (читателя).

«4. Важным признаком сверхтекста является его смысловая цельность, рождающаяся в месте встречи текста и внеположенной реальности и выступающая в качестве цементирующего сверхтекст начала. При этом смысловой план сверхтекста нередко представляет внетекстовые смыслы с максимальной чистотой и акцентуированностью» [4,с.75]. Говоря о смысловой цельности «литературы путешествий» по Крыму, нельзя не согласиться, что данный признак также присущ предполагаемому сверхтексту. Смысл – перемещение по Крыму, способы и маршруты реализации, курортная и историческая ценность полуострова и др.

«5. Необходимым условием возникновения сверхтекста становится обретение им языковой общности, которая, складываясь в зоне встречи конкретного текста с внетекстовыми реалиями, закрепляется и воспроизводится в различных субтекстах как единицах целого; иначе говоря, необходима общность художественного кода» [4,с.76]. Безусловно, языковая общность присуща субтекстам «литературы путешествий» по Крыму в полной мере, поскольку ключевым и объединяющим феноменом является репрезентация читателю описания различных реалий жизни полуострова.

«6. Границы сверхтекста и устойчивы и динамичны одновременно. У большинства из них более или менее ясно обнаруживается начало и порой совершенно не просматривается конец» [4, с.76]. Данный признак абсолютно применим к предполагаемому нами сверхтексту, так как границы в рамках «литературы путешествий» по Крыму определить достаточно проблематично ввиду значительного количества субтекстов, которые можно рассматривать в данной категории.

Таким образом, можно определить сферу дальнейших исследований, с определенной долей уверенности утверждая, что ««литературу путешествий» по Крыму XIX- нач.XXвв.» можно отнести к литературоведческой категории «сверхтекст».

 

Список литературы

 

1.       Гуминский В.М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе: Дисс…канд.филол.наук. М., 1979. – 184 с.

2.       Купина Н.А., Битенская Г.В. Сверхтекст и его разновидности // Человек – Текст – Культура. Екатеринбург, 1994. С. 214–235.

3.       Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра / Н.М. Маслова. – М. : Знание, 1980. – 116 с.

4.       Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе: учебное пособие / Н. Е. Меднис. – Издат-во ННРУ, 2003. – 169 с.

5.       Михайлов В. А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях писателей XVIII-XIX веков : Дис.... канд. филол. наук. Волгоград, 1999. - 199 с.

6.       Руцинская И.И. Образы российских регионов в культурном пространстве России второй половины XIX – начала ХХ в.: автореферат дис. … докт. культурологии. М., 2012. – 44 с.