Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С. ЛЕСКОВА «ЛЕВША» (1881), «ШТОПАЛЬЩИК» (1882), «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК» (1883)

Авторы:
Город:
Елабуга
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

У нас ес ть лю ди, которые в буквальном смысле совершали и совершаю т чудеса, свиде тельс твующие о необычайной способности русского человека устроять изумительные де ла<…>
 
Н.С. Лесков      


Нико лай    Семѐнович     Лесков     извес тен     своим     изображением     жизни     русского     человека:
«Оду хо творѐнный великой любовью к с воему народу, он стремился ободрить и воодушевить Россию» [2, с.3]. Этой любовью будущий писате ль проникся ещѐ в раннем детс тве, когда игра л и общался со своими товарищами, подневольными крес тьянами, и внимате льно слуша л пре дания русской старины , ле генды о чудесны х с транника х, крестьянс кие поверья, рассказанные няню шками и дворовыми. Лесков зна л всю глубину русского челове ка. В своих произве дениях он о тражал народные  по двиги. Писа те ль изображал
«просты х людей» не только тру долюбивыми, но и мудрыми. Лесков с его живым интересом к национальной ку льтуре сумел создать у дивите льный художес твенны й мир народного быта тала нтливы х и творчески одарѐнны х лю дей.
Анализируя предс тавленные в заглавии произве дения, мы пришли к выводу, что главные герои  с хожи, они та лантливы и эту черту в нашем иссле довании мы обозначили термином «профессиональная одарѐнность». Опираясь на определе ние С.Л. Рубинштейна: «одарѐнность – совокупность все х качеств человека, о т ко торы х зависит про дуктивнос ть его деятельнос ти»[5, с. 540], ус тановим смысл выдвину того нами термина. «Высокий уровень одарѐнности обозначают понятием та лант» [Там же, с.543]. Та лант - э то врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в де яте льнос ти человека, которая   чаще   всего   связана   с   профессией.   Оба   термина   можно   объединить   опреде лением «профессиональная одарѐнность».
Таким образом, профессиональная одарѐнность, та лант  – это вид о дарѐнности, который характеризуе тся высоким уровнем выполнения профессиональной деятельнос ти, с вне дрением в неѐ оригинальны х, качес твенно новы х идей и решений, и включает в себя врождѐнные способности индивида. Таковыми в с труктуре профессиональной одарѐнности, по нашему мнению, являютс я внимательность, собранность, готовнос ть к напряжѐнному и до лгому труду. Э ти свойс тва, без сомнения, были у героя рассказа «Левша». Стоит обратить внимание на процесс работы Левши и других ту льс ких мастеров над бло хой: «День, два , три сидят и нику да не вы хо дят, всѐ молоточками потю киваю т <…>. Всѐ дело ве лось в таком страшном секрете, что ничего нельзя было узнать, и притом продолжалось оно до самого возвращения казака Платова <…>» [2, с.235].
Важной особенностью профессионально одарѐнного персонажа в произве дении являе тся на личие у него воображения и смекалки. Задумка подкова ть б ло ху сама по себе оригинальна и до того неожиданна, что никто и догада ться не мог, какие именно изменения с ней произошли. Не с лучайно в рассказе «О косом левше» прозвучит фраза государя Николая Павловича: «Тут ч то -нибудь свер х понятия с де лано» - так заявляе т император, глядя на б ло ху. Дейс твительно, усидчивые и терпеливые тульс кие мастера не просто подкова ли английскую «нимфузорию», но и на ка ждой «подковинке» свои имена выкова ли. Однако даже   здесь автор подчѐркивает особенное положение Левши: имя его не указано на по дкова х, потому что он  «мельче этих подковок работал», герой «гвоздики выковыва л, которыми подковки забиты ».
Главный герой произведения «Тупейный художник» -Арка дий – тоже обла дает профессиональной одарѐнностью. Характеризуя героя, Лес ков часто говорит о гла вной особенности: «<…> э то не был простой, банальный мастер с тупейной гребѐнкой за ухом и с жестянкой растѐрты х на сале румян, а был это человек с идеями, - с ловом, художник»[2, с. 91]. Именно  в идейности автор  видит основное отличие главно го героя от других парикма херов.
Как и все профессионально одарѐнные персонажи Лескова, Аркадий обла дал непревзойдѐнн ым мастерством, знанием своего дела. «Лучше его никто не мог сделать в лице воображения»[2, с. 91], - так отзыва лась о нѐм героиня рассказа Любовь Онисимовна. Тупейщик Аркадий облада л способностью настолько глубоко погружаться в свою деяте льнос ть, что неко торое время он мог находиться в творческом забвенье и смотрел на окружающих «ка к из-за тумана» [Там же, с. 92]. Максимальна я сосредоточенность на предмете работы открыва ла ему просторы для творческого вдо хновения. В та кие минуты он, по словам автора, был «всякого красавца краше» [Там же, с . 92].
Профессиональная одарѐнность не связана с нас ле дственностью , э то результа т непрерывной осознанной работы над  собой, доведение своих умений до совершенства, при этом, чаще всего, данное умение приобреталось ещѐ в раннем де тстве[1]. Э то утверждение помогает раскры ть образ гла вного героя произведения « Штопа льщик». У Василия Коныча «с детс тва особенное дарование было – штопа ть», э то умение он с течением жизни развива л всѐ больше.
Одарѐнные персонажи Лескова по -своему скромные, а потому и относятся они к своему необыкновенному профессионализму как к чему -то вполне заурядному. Таковым был и Василий Коныч, который говорил о своей работе так: «Особенно хорошо платили за штуковки при те х с лучаях, если повреждение вдруг неожиданно окаже тся в та ком платье, ко торое сейчас надеть надо. Иной раз, бывало, даже совес тно – дырка вся в гривенник, а зачинить еѐ незаметно – даю т золо той»[3, с. 97].
Важная особенность о дарѐнны х героев Лескова – уважение к себе и собственному труду. Бе з раболепства, с дос тоинс твом готовы отве тить они каждому, кто несправедливо отнесѐ тся к их работе. Так, на оскорбления казака Пла това тульс кий мастер Левша без с тра ха о твечает: «Напрасно так нас обижаете<…> мы вам секрета нашей работы теперь не скажем<…>» [2 , с. 238]. Василий Коныч не желает нести за штопанный им фрак приезжему барину, потому что штопа льщику «обращение его очень не понравилось»[3, с. 99].
Одарѐнные персонажи в произве дениях Николая Семѐновича отличаются от оста льны х не только своими способностями и внутренними качествами, но и внешними призна ками. В рассказе «Левша» автор описывает главного героя та к: «один косой левша, на щеке пятно родимое, а на виска х во лосья при ученье выдраны<…>». Интересная де таль, дос тойная внимания – родимое пятно. Изначально в русской тра диции родимые пятна считали очень хорошим знаком, предвещавшим удачу и счастье в жизни. В морфоскопии, системе знаний об отпеча тка х на те ле, подобная о тметка на лице человека рассказывае т о е го высоком инте лле кте. Тем самым, прибегая к открытому психо логизму, писа те ль изначально о тсылае т чита теля к тому, что главный герой – челове к неординарный.
Во внешнос ти Левши есть дефект – герой косой, то ли косоглаз, то ли перекошен как -то на бок, но, несмотря на это, он непо дражаемый мастер. Это т не доста ток, с корее всего, даже помогает ему. Не случайно, самые мелкие де тали выковывае т именно он. Возможность личнос ти не просто компенсировать дефект, а поднимать функционирование этого недос татка на качественно новую высоту в психо логии получило название «свер х компенсация»[4, с. 505].
Тупейный ху дожник Аркадий, наоборот, «был красавец и всем нравился» [2, с. 91]. В его внешнем образе прогляды валась творческая натура: «<…> ростом он был умеренный, но стройный <…>носик тоненький и горды й, а глаза ангельс кие, добрые<…>» [Там же, с. 91]. Та ким образом, сравнение «глаза ангельс кие» помогает автору раскрыть оригинальную, самобытную личность главного героя не похожего на других.
Для штопальщика Василия Коныча внешность не являе тся основным показателем, гла вной особенностью остаѐтся только его деяте льнос ть. Лишь однажды  на  страница х рассказа  появляе тся фраза:
«Помещение и хозяин оказа лись в дейс твительности выше все х с де ланны х им по хвал и описаний»[3, с. 94].
У все х творческих героев Лескова талант раскрывае тся в опреде лѐнны х жизненны х обстоятельства х, которые постоянно подта лкивают их не просто к продуктивной работе, но и к проявлению смекалки и творческого начала.

Так было у тульс кого мастера Левши, профессиональный до лг которого -своей работой «превзойти» мастера «англицкого»; тупейный ху дожник Арка дий ради со хранения своей жизни, долже н был пре дать
«страшно не хорошему» лицу графа вид «самой отважной мины» [2, с. 98]; штопальщик Василий Коныч, чтобы прокормиться и частично восста новить своѐ сгоревшее хо зяйс тво, учился штопать та к, ч тобы запла тка «как капля во ды с другою с лита и нельзя различить, так чтобы и штука была вштукована»  [3, с. 97].
Ис хо дя из всего вышес казанного,  можно сде ла ть сле дующие вы воды : профессиональная одарѐнность персонажей объединяе т в себ е два сос тавляющих: инте лле ктуальное и творческое. Активная деятельнос ть - результа т напряжѐ нной умственной и вну тренней творческой работы.
С точки зрения профессиональной даровитос ти, можно выделить сле дующие черты, характерные  для ка ждого героя:
1.           Наличие бога того воображения, «народной фантазии»[2, с.254].
2.           Умение погружаться в профессиональную деяте льность, полнос тью концентрируясь на создании предмета своей деяте льности.
3.           Обла дание волевыми особенностями характера (усердие, усидчивость, терпение).
4.           Любовь к своей деяте льности.
5.           Отношение к своему необыкновенному профессионализму, как к чему -то заурядному.
6.           Скромность.
7.           Самоуважение и уважение к собственному труду.
   
Список литературы
1.           Богоявленская Д . Б., Ша дриков В. Д ., Бабаева Ю. Д. и др. Рабочая концепция о даренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - Москва: 2003 г. - 90 с .
2.           Лесков Н.С. Повести и расска зы - Уфа: Ба шкирское книжное изда те льс тво, 1989 г. - 432 с .
3.           Лесков Н.С. Рассказы. Ленинград: Де тская литера тура, 1965 г. – 197 с.
4.           Нуркова В.В., Березанс кая Н.Б. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011 г. – 575 с.
5.           Рубинштейн С.Л. Основы общей психо логии. - СПб .: Питер, 2009. – 713 с.