Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ГУМАНИТАРНО ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Авторы:
Город:
Сергиев-Посад
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

В условиях глобализации, нарастающей культурной стандартизации образа жизни современной молодежи растут риски нивелирования традиций этнических культур, распространения культурной аморфности, культурной толерантности, утверждение принципа относительности моральных установок и культурных традиций. В .этих условиях важной задачей организации работы с молодежью является использования инновационных социально-педагогических технологий пропаганды и распространения культурного наследия, воспитания определенных качеств личности, способных противостоять процессам культурной глобализации.

Под социально-педагогическими технологиями понимаются система методов, способных организовать особое педагогическое пространство, благоприятное как для пропаганды культурного наследия, так и для формирования определенных качеств личности. Для противостояния процессам глобализации личности необходимо развитие таких качеств, как самостоятельность, собственная точка зрения, социальная активность, патриотизм, совесть. Развитие этих качеств не только востребовано современным российским обществом, но и составляет содержание ФГОС [1]. Для развития этих качеств необходимо создания особой педагогической среды, в которой личность учащегося способна самореализоваться, раскрыть свой потенциал, совершенствоваться в определенном направлении.

Гуманитарно одаренные учащиеся выделяются среди других своей эрудицией, наличием собственной точки зрения, способностью ее аргументировать, социальной активностью, высокой мотивацией к предметной деятельности. Следует отметить, что исследуемые методы могут использоваться как на базовых занятиях, так и в системе дополнительного образования (кружки, факультативы, индивидуальные занятия).

К эффективным методам организации образовательного пространства, способствующего как пропаганде культурного наследия, так и развитию личности следует отнести диалог, игру, способы мотивации активности учащихся. Эффективность использования методов измеряется с помощью интеллектуальных игр, тестирования, анализа показателей социальной активности учащихся (участие в олимпиадах, научно- исследовательских проектах).

Диалог как метод организации учебно-воспитательного процесса предполагает организацию взаимодействия между учителем и молодежной группой [2]. Диалог может разворачиваться как в вопросно-ответной форме, так и в формате дискуссии, «мозгового штурма», ситуативной задачи, работы с текстом. Задачей педагога является удержание постоянной активности учащихся, стимулирование поисковой деятельности, учет и комментарий каждой предложенной точки зрения. Использование диалоговых методик позволяет устанавливать гармоничное социокультурное взаимодействие в группе, способствовать самореализации личности ребенка в дискуссиях, процессе аргументации собственной позиции. В форме диалога эффективно разворачивается подготовка старшеклассников к проблемно-мировоззренческому сочинению по русскому языку, минисочинению по обществознанию, всероссийским и региональным олимпиадам, проектной деятельности.

Диалоговые методики организации учебно-воспитательного процесса органично связаны с игрой [3]. Игровая деятельность положительно воспринимается обучающимися. Специфика игры как формы организации учебно-воспитательного процесса - формирование конкуренции. Игра может проводиться в форме интеллектуальных соревнований, а также поисковой работы по решению задач-ситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная деятельность, где учитель выступает не только как организатор, ведущий (модератор), но и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать, активно взаимодействовать с другими участниками команды, демонстрировать и дополнять за счет других учащихся имеющиеся знания. Социальная практика использования игровых методик показала успешность использования таких игр, как брейн-ринг, интеллектуальная игра- соревнование.

Важным аспектом использование диалоговых и игровых методик является постоянное стимулирование активности учащихся. Она проявляется как в социальной, так и в познавательной сфере [4]. В этом разрезе социально-педагогические технологии пересекаются с социально-экономическими (призы, почетные грамоты, рекомендательные письма в высшие учебные заведения), так и социально-психологическими (публичная похвала, одобрение со стороны учителя). Перспективным  также, как показала социальная практика использования конструирования диалогового пространства, является распределение обязанностей учащихся, закрепление за каждым участником определенного полезного вида деятельности, соответствующего интересам, умениям, склонностям учащегося. Выбор формы деятельности определяется самой личностью воспитанника, ее предпочтениями, а также имеющимися навыками. Одни дети обладают навыками работы с техникой, они берут на себя организацию фотографирования и видеосъемки наиболее важных событий в жизни коллектива, другие компетентны в области работы с компьютерной техникой, они способны работать с информационным сопровождением учебно-воспитательного процесса, размещать оперативную информацию о наиболее заметных событиях (олимпиадах, конференциях), размещают в группе коллектива в социальных сетях конспекты занятий, необходимые учебные материалы. В такой деятельности, поддерживаемой педагогом, учащиеся становятся не только сопричастными к организации работы факультатива, но и отрабатывают те навыки, которые могут пригодиться во взрослой жизни.

Социальная практика организации учебно-воспитательного процесса на основе использования диалоговых и игровых методик с использованием методов интеллектуальной игры, тестирования, опроса в качестве методов проверки эффективности сконструированной в условиях педагогического эксперимента среды показала высокую эффективность использования диалоговых и игровых методик. В результате растет мотивация учащихся в изучении предмета, участия в олимпиадах и научно-исследовательских конкурсах, формируются личные качества социальной активности и ответственности, формируется патриотизм и гражданственность, существенно расширяется эрудиция и развивается способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Молодой гражданин патриот с активной жизненной позицией становится защитником культурных традиций, способен передать их будущим поколениям.

 

 

Список литературы

 

 

1. Информационно-аналитические материалы по механизмам синхронизации и внедрения стандартов и стратегий развития дошкольного и общего образования, а также модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников.-М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2015.-100с.

2.      Волосков И.В. Диалог как метод обучения гуманитарно одаренных учащихся// Перспективы развития современных гуманитарных наук.-Вып.2.-Воронеж,2015.-С. 13-16

3.    Волосков И.В. Игра как технология обучения гуманитарно одаренных учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом.-Вып.3.-Новосибирск, 2016.-С.21-23

4.Voloskov I.V. The Problem of Motivation of pupils in Additional education system// Motivation: way to the future.- Geneva, 2015.-S. 10-12