Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОГРАФИКА VS КОМИКС В ОБЛАСТИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Анализируя массив современных научно-популярных и выполняющих популяризаторскую роль, рассчитанных на относительно широкие читательские круги справочных изданий по естественным наукам, можно увидеть тенденцию не просто к включению отдельных изображений инфографики и комиксов в их состав, но к формированию изданий, целиком основанных на инфографике и комиксах как специфических формах представления естественнонаучных сведений, визуализации объектов, явлений, законов и закономерностей естественных наук.

Мы постараемся выявить сходные и отличные черты инфографики и комикса в изданиях, ориентированных на популяризацию естествознания, а также преимущества и недостатки использования инфографики и комикса в подобных изданиях.

Отметим, однако, что некоторые исследователи рассматривают комикс в качестве одного из множества видов инфографики [3, с. 195–196]. Мы же попытаемся доказать их независимое по отношению друг к другу положение, вне родо-видовых связей.

Инфографика представляет собой графический способ представления знаний, позволяющий четко, однозначно и быстро передавать сложные сведения.

Комикс – это целая серия рисунков с текстами, образующая связное повествование, как правило, юмористического или приключенческого характера.

Инфографика предполагает статичность, комикс реализует динамичность, что предопределяется повествовательным характером конструирования последнего.

Инфографика «схватывается» читателем-зрителем целиком и сразу, в то время как комикс предполагает последовательное изучение серии изображений с текстами. И.О.Борисова пишет по этому поводу: «…читатель- зритель видит весь объем информации сразу и целиком (как всю картину живописного станкового полотна) и сам решает, сколько времени он готов посвятить прочтению, разглядыванию, анализированию» [2, с. 186].

Инфографика нацелена на универсальность восприятия, тогда как комикс направлен на уникальность, транслируемую посредством образов.

Хотя и инфографика [2, с. 186], и комикс [8, с. 95] передают эмоции, по сравнению с инфографикой комикс в силу обращенности к юмористической либо приключенческой тематике отличает более ярко выраженная эмотивность.

И инфографика, и комикс находят широкое применение в рамках самых разных видов литературы. Т.В.Соловьева подчеркивает: «…инфографика является универсальным средством для распространения концептуальной информации в медиа. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в журналистике наглядное представление информации, данных и знаний посредством изображения считается оригинальным и привлекательным решением, однако по существу такого рода приемы представления информации давно используются в науке, статистике и, что особенно важно, – в образовании» [7, с. 77]. «Формальные характеристики комикса (видеовербальность) неизменны, а его социокультурные параметры варьируются, что позволяет относить комикс к различным типам дискурса: дискурсу художественной литературы, массовой коммуникации, учебному, дискурсу политическому, игровому, рекламному дискурсу и т. д.», – указывает А.В.Анищенко [1, с. 122]. Нас же будет интересовать научно-популярный дискурс.

В качестве эмпирических материалов для сопоставительного анализа мы возьмем два издания естественнонаучного содержания. Одно из них – справочник для широкого круга читателей (то есть фактически нацеленный на популяризацию науки) «Элементы: Путеводитель по периодической таблице» Т.Грэя (пер. с англ. М.: Астрель, CORPUS, 2012). Другое – научно-популярная монография «Естественная наука в комиксах: Химия» Л. Гоника и К.Криддла (пер. с англ. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2015). Первое издание основано на использовании инфографики, второе, что подчеркнуто уже в названии, целиком построено из комиксов.

В издании Т. Грэя инфографика служит трем основным целям. (Заметим, что нередко инфографика оказывается своего рода бессмысленным развлечением или украшательством. М. Смикиклас заявляет: «Интернет полон бессмысленных объектов инфографики – информационных визуализаций без ведущей задачи и цели» [6, с. 72].) Во-первых, инфографика в данном случае необходима для демонстрации свойств каждого химического элемента. К примеру, это может быть спектр излучения атома, изображаемый в форме линейки. Во-вторых, с помощью инфографики тут показана роль того или иного элемента в природе. Скажем, в разделе о водороде можно найти изображение  солнца, сопровождаемое текстом «Солнце светит из-за превращения  водорода в гелий» (с. 15). В-третьих, инфографика в этом справочнике помогает увидеть использование определенного элемента в человеческом обществе. Так,  в разделе о том же водороде приведено изображение прибора со следующим текстом: «Начинка высокоскоростного тиратрона – электронного коммуникатора, наполненного газообразным водородом» (с. 15).

Некоторыми специалистами высказывается мнение, согласно которому иллюстрация всегда понятна любому человеку. «Если текст можно написать для определенной категории читателей, то графика должна быть понятна всем – и детям, и взрослым», – полагает С.Э. Некляев [4, с. 64]. Действительно, если сопоставлять визуальные и вербальные средства представления сведений, первые более доступны. Вместе с тем нельзя забывать, с одной стороны, о возможных социокультурных различиях в восприятии изображений, с другой, нужно учитывать, что к числу нетекстовых относятся и довольно сложные, требующие для своего понимания предварительной специальной подготовки элементы, например, графики, чертежи и т. п. Эти два момента следует иметь в виду при проектировании издания по естественным наукам, цель которого – их эффективная популяризация.

В издании Л. Гоника и К.Криддла комикс необходим для раскрытия конкретной темы. При этом с целью демонстрации каких-либо явлений природы, законов, закономерностей задействована такая характеристика комикса, как динамика. Скажем, тема «Химия жизни» содержит, в частности, четыре рисунка с такими надписями: «Когда вы едите сладкое, ваше тело вырабатывает ферменты, которые разрушают сахар…»;

«Фермент распознает отдельные молекулы сахара…»; «И катализирует реакцию их расщепления на маленькие кусочки»; «Сам фермент при этом не изменяется» (с. 245). Кроме того, художник в качестве «действующих лиц» комикса рисует не только сами объекты природного мира, но и дополнительно вводит персонажей-людей (это постоянно участвующие «всезнающий алхимик» и «желающая познать тайны химии наивная девушка» (мы назвали их условно); в зависимости от разбираемой темы включаются «известные ученые» (например, Джозеф Пристли, Дмитрий Иванович Менделеев). Издание пронизано юмористическим посылом, хотя на первый взгляд кажется, что химию можно изучать только очень серьезно. Так, в теме «Состояния материи» встречаем диалог алхимика и девушки (он протягивает ей куб):

– Тебе нравится, что твердые тела и жидкости не расширяются, заполняя пространство?

– Не знаю… Могло бы получиться забавно! (с. 112).

Комикс обычно ассоциируется с детским восприятием. Комиксы чаще всего предлагаются именно детям.

«…При восприятии комикса у ребенка не возникает никаких проблем, – думает Л.А.Нефедова, – визуальную информацию он усваивает лучше, нежели взрослый, поскольку не успел еще утратить приобретенные в дошкольном детстве навыки общения с иллюстрированной книгой и картинкой» [5, с. 6]. Помимо этого комикс всегда отличает высокая степень эмотивности, что  также создает наилучшие условия именно для детского восприятия. Однако анализируемое нами издание адресовано взрослому читателю. Возникает вопрос, насколько оправдано использование комикса как основы ориентированных на популяризацию естествознания изданий для взрослых читателей. По нашему мнению, в случае использования комикса для взрослой аудитории действует эффект неожиданности и потрясения, когда привычные шаблоны отбрасываются и взрослый человек сталкивается с не слишком привычным для себя объектом. Этот эффект может вызывать особый, спонтанный интерес и усиление внимания со стороны взрослого.

С нашей точки зрения, важное преимущество комикса перед инфографикой заключается в возможности легко показать динамику некоторого процесса. Поэтому мы считаем, что использование комикса в изданиях по естествознанию, рассчитанных на его популяризацию, целесообразно тогда, когда есть потребность отразить именно процессы, протекающие во времени. Если достаточно ограничиться статикой, имеет смысл обращаться к инфографике. Так, в справочнике «Элементы: Путеводитель по периодической таблице» каждый элемент рассматривается по отдельности, «замкнуто», и здесь нет особой нужды в демонстрации процессов. В научно- популярной монографии «Естественная наука в комиксах: Химия», напротив, необходимо раскрывать темы, в которых надо показывать процессы.

В пользу комикса выбор стоит делать и тогда, когда автор планирует подавать естественнонаучные сведения в ярком эмоциональном юмористическом ключе. Более строгий и сдержанный подход ориентирует автора на применение инфографики.

 

Список литературы

1.     Анищенко А.В. Комикс как тип видеовербального дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2009. – №559. – С. 116–122.

2.     Борисова И.О. Инфографика как самостоятельный жанр // Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. – №5. – С. 186–194.

3.     Бузинова А.А. Инфографика в визуальных PR-текстах: типология, приемы проектирования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 9. – 2014. – Вып. 2. – С. 189–199.

4.     Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики // Вестник Московского университета. Сер. 10 «Журналистика». – 2010. – №4. – С. 53–66.

5.     Нефедова Л.А. Когнитивные особенности комикса как креолизованного текста // Вестник Южно- Уральского государственного университета. Сер. «Лингвистика». – 2010. – №1. – С. 4–9.

6.     Смикиклас М. Инфографика: Коммуникация и влияние при помощи изображений: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2014. – 152 с.

7.     Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2010. – №57. – С. 76–79.

8.     Тобис  М.О. Эмотивность текста в языковой структуре комикса // Вестник Университета  Российской академии образования. – 2014. – №5. – С. 95–101.