Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

В настоящее время наряду с традиционными технологиями обучения все большее распространение получает дистанционное обучение и использование передовых средств информационных технологий.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к общим требованиям реализации образовательных программ отнесено использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения [2]. Для реализации процесса дистанционного обучения используются различные программные средства, как в on-line режиме, так и off-line режиме. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

К системам дистанционного обучения (СДО) в on-line режиме относятся:

· Программный продукт Skype.

Skype – программа, предназначенная для общения через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру, а также широко применяемая для дистанционного обучения в режиме реального времени. Программа позволяет: вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями, организовывать чаты; при помощи микрофона и наушников, можно совершать аудиозвонки на другой компьютер; при наличии веб-камеры, микрофона и наушников можно проводить видеоконференцию; пересылать файлы; проводить демонстрацию экрана [5].

· Программный продукт TrueConfServer.

Система TrueConfServer – это первая отечественная программная платформа унифицированных коммуникаций, которая позволяет существенно снизить расходы на ведение бизнеса, командировки, переговоры и совещания, на организацию дистанционного обучения и проведение групповых видеоконференций. Этот программный продукт предназначен для организации групповых видеоконференций до 250 пользователей в локальных сетях любой сложности и через интернет [1].

· Свободно распространяемый программный продукт OpenMeetings.

OpenMeetings – сервер для проведения конференций в локальной сети или сети Интернет, который позволяет использовать для этого Интернет-браузер и плагин Adobe FlashPlayer. Сервер позволяет создавать разные типы комнат, от выбора которых будет зависеть способ общения. В конференции каждый участник может смотреть и говорить. Администраторы и ведущие могут пользоваться «доской», а также давать это право другим пользователям [7].

К СДО в off-line режиме относятся:

· Система дистанционного обучения Moodle.

СДО Moodle – это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания и использования дистанционных курсов. В функционал системы входит стандартный набор модулей, обеспечивающих управление дистанционным обучением (создание курсов, экспорт/импорт оценок и текстов, отчеты по курсам и пр.) [3].

· Система дистанционного обучения eLearningServer.

СДО eLearningServer – это программное обеспечение, позволяющее создавать учебные центры дистанционного обучения в Интернет, которые обеспечивают выполнение широкого круга задач по организации дистанционного учебного процесса: регистрацию и создание учебных курсов, учащихся и преподавателей, ведение их личных дел; публикацию учебных материалов в различной форме, создание и публикацию упражнений и тестов; учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся); формирование и ведение расписания занятий, которое синхронизовано по времени между участниками учебного процесса; предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов, свойств и многое другое [8].

· Система дистанционного обучения Competentum.МАГИСТР.

СДО Competentum.МАГИСТР – система для управления обучением, предназначенная для средних, средних специальных и высших учебных заведений. Competentum.МАГИСТР позволяет реализовать электронные технологии обучения (e-learning) как в очной, так и в заочной и дистанционной формах обучения [6].

На Едином образовательном портале Алтайского государственного университета (http://portal.edu.asu.ru/) установлена СДО Moodle. Рассмотрим ее возможности более подробно.

Возможности СДО Moodle:

-            качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения;

-           возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним;

-           мощная и гибкая система тестирования с банком заданий;

-           удобная система форумов и рассылок;

-            возможность сдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение в форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах);

-            глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы;

-           опросы;

-           множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения;

-            гибкая система оценок, с настраиваемыми шкалами и возможностью задания правил выведения промежуточных и итоговых оценок;

-            настраиваемые анкеты для сбора коллекций и баз данных (с возможностью подтверждения и оценивания учителем);

-           модуль «лекция» для создания сценариев адаптивного обучения;

-           модуль «семинар» для развития критического и аналитического мышления у студентов;

-           возможность установки модулей и плагинов сторонних разработчиков;

-           настраиваемые и заменяемые шаблоны оформления;

-           гибкая иерархическая система управления полномочиями пользователей, на основе ролей;

-           возможность интеграции с внешними базами данных по спискам пользователей и подпискам на курсы;

-           детальное протоколирование всех действий в системе, вплоть до каждого клика;

-           возможность сохранять и восстанавливать курсы из файла;

-           возможность обновления версии с сохранением всех данных в системе;

-            более 20 типов модулей и плагинов, позволяющих расширять все аспекты функциональности Moodle без модификации кода ядра и без потери возможности простого перехода на будущее [4].

Применение СДО Moodle позволяет более эффективно использовать время лабораторных работ. При подготовке к ним студенты заранее получают задания, проходят тренировочные тесты и изучают этапы их выполнения. На аудиторных занятиях преподаватель лишь консультирует студентов по тем вопросам, с которыми они не могли справиться самостоятельно, и принимает выполненные работы. В процессе выполнения заданий студенты могут общаться между собой на форумах, в чатах и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами.

Выполненные работы учащиеся отправляют преподавателю на проверку прикрепленными файлами любого формата. Преподаватель либо оценивает работу, либо, указав на недостатки в комментариях, возвращает ее на доработку.

Непосредственно на аудиторных занятиях студенты сдают тестирование входного контроля. Это позволяет повысить подготовленность студентов к лабораторным работам и своевременно обеспечить преподавателя информацией о том, какие разделы курса с трудом усваиваются студентами [4].

Таким образом, использование систем дистанционного обучения делает учебный процесс гибким и дает возможность проводить обучение более эффективно.



Список литературы

1.     Возможности       видеоконференций       TrueConf       [Электронный       ресурс].       –       URL:       http://www. http://trueconf.ru/features/ (дата обращения: 26.10.2015).

2.     Кравченко Г.В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – №2-1(82) – С. 22-25.

3.     Кравченко Г.В. Организация учебного процесса в системе дистанционного обучения // Сборник трудов Шестнадцатой региональной конференции по математике «МАК-2013». – 2013. – С. 153-156.

4.     Кравченко Г.В., Волженина Н.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2012. – 192 с.

5.     О Skype [Электронный ресурс]. – URL: http://www.skype.com/ru/about (дата обращения: 26.10.2015).

6.     СДО (система дистанционного обучения) Competentum.МАГИСТР [Электронный ресурс].  – URL: http://physicon.ru/products/lms/magistr/ (дата обращения: 26.10.2015).

7.     Apache OpenMeetings – Features and overview [Электронный ресурс]. – URL: http://openmeetings.apache.org/ (дата обращения: 27.10.2015).

8.     eLearningServer 4G – система управления обучением и развитием [Электронный ресурс]. – URL: http://hypermethod.ru/product (дата обращения: 27.10.2015).