Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Одна из биологических основ индивидуальности – своеобразные черты человека, определяющиеся его генотипом, другими врожденными особенностями строения и развития организма, в том числе и мозга. В настоящее время сохраняет свою актуальность вопрос межполушарной асимметрии головного мозга. Признано, что каждое из полушарий отвечает за определенный ему ряд функций, взаимодополняя друг друга. Развитие мозговых полушарий происходит одновременно, совместно, но одно их них становится ведущим, доминирующим. Функциональная асимметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, эмоциональную сферу, стратегию мышления.

Аналитико-рассудочное левое полушарие ответственно за восприятие речи, времени, ориентацию в последовательности событий, оценку абстрактных признаков предметов (значение, употребление). Левое полушарие воспринимает действительность дискретно (по частям). Эмоционально-чувственное правое полушарие ответственно за восприятие цвета, низких звуков, интонаций, музыки, ритма (звуков неречевого происхождения), конкретных признаков предметов, узнавание геометрических фигур, распознавание сложных образов (эстетическое восприятие произведений искусства), ориентацию в пространстве, чувство тела и идентификацию человеческих лиц. Правое полушарие воспринимает действительность целостно [1].

Левое полушарие отличается более медленной и логической обработкой информации. Отвечает за слуховую, произвольную, оперативную память на цифры, формулы, слова, знаки. Правое полушарие отличается более быстрой, творческой и интуитивной обработкой информации. Отвечает за зрительно-образную, непроизвольную, долговременную память на картины, образы, жесты, позы, мимику, тембр голоса.

Технологическая культура педагога зависит от понимания и учета психологических и психофизиологических особенностей ученика, тем более, когда признано наличие гендерных особенностей межполушарной асимметрии [2,5]. Мальчики более сообразительны, находчивы, изобретательны; девочки – более адаптируемы. Мозг мальчиков более прогрессивная, дифференцированная, избирательная, экономичная функциональная система. Но девочкам легче сопоставить  информацию, обрабатываемую  в левом и правом полушарии. Любая группа учеников, будь то школьники или взрослые, состоит из субъектов, обладающих целым набором индивидуальных вариантов функциональной организации мозга. Их условно разделяют на два почти диаметрально противоположных типа, два полюса среди всех вариантов межполушарной асимметрии –«левополушарники» и «правополушарники» [3].

Считается, что западные цивилизации (в том числе и Россия) делают упор на языковое и логическое мышление, что обеспечивает развитие способностей левого полушария.

Целью нашей работы было изучение вариабельности гендерных особенностей функциональной межполушарной асимметрии школьников, обучающихся в профильных и непрофильных классах образовательных учреждений.

В ходе  экспериментальных исследований были  использованы психофизиологическое тестирование на определение асимметрии в моторной, сенсорной, эмоционально-личностной сфере, определение доминантного полушария в психической сфере; самооценка функциональной асимметрии мозга; определение доминантного полушария по И.П. Павлову.

В эксперименте приняли участие 152 школьника. Возрастная категория (13 – 14 лет) была выбрана в соответствии с онтогенетическими особенностями функциональной межполушарной асимметрии мозга. В этом возрасте асимметрия мозга мальчиков уже четко фиксируется, в асимметрии же мозга девочек только намечаются определенные тенденции.

При разработке плана диагностики ведущего полушария мы придерживались комплексного подхода в изучении функциональной межполушарной асимметрии мозга. В соответствии с этим, различия двигательной активности рук и ног обозначаются как моторная асимметрия, неравнозначность восприятия стимулов и объектов внешнего мира органами чувств - как сенсорная – асимметрия зрения, слуха и т.д. Специализация полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности обозначается как асимметрия психической сферы. Таким образом, по итогам диагностики асимметрий по совокупности всех тестов мы смогли судить о доминантности того или иного полушария.

Для регистрации ответов на все тестовые задания испытуемым предлагался общий регистрационный бланк ответов.

Анализ полученных результатов позволяет выделить следующие группы среди опрошенных школьников по доминированию того или иного полушария: «левополушарные», «правополушарные» и амбидекстры. Цифры свидетельствуют о преобладании школьников с доминированием левого полушария (Рисунок 1А).

Нас интересовали гендерные особенности проявления межполушарной асимметрии.

Среди опрошенных мальчиков «левополушарные» составили 66%, «правополушарные» 17%. На долю амбидекстров пришлось 17% (Рисунок 1Б).

Среди опрошенных девочек «левополушарные» составили 53%, правополушарные 27%. На долю амбидекстров пришлось 20 % (Рисунок 1 В).

Таким образом, показано наличие профиля асимметрии полушарий в группе учащихся и в группах разнополых школьников. Среди мальчиков и среди девочек преобладают «левополушарные» учащиеся.

В нашей работе среди участников эксперимента были школьники одной параллели образовательных учреждений разного типа: средняя общеобразовательная школа и лицей с профильным естественнонаучным направлением обучения.

Среди     учащихся    средней     общеобразовательной    школы     «левополушарные»    составили    50     %, «правополушарные» – 30%, амбидекстры – 20%. Сравнительный анализ данных по образовательным учреждениям разного типа показывает, что выражено преобладание «левополушарных» в обоих образовательных учреждениях. Однако, в лицее на 23% учащихся с выраженным левополушарным профилем асимметрии больше, чем в школе. Количество «правополушарных», напротив, меньше на 19%. Таким образом, среди учащихся образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, детей с выраженным левополушарным профилем асимметрии больше. Правополушарников в лицее почти в 3 раза меньше, чем в школе, что, по-видимому, связано с возрастными особенностями становления профиля асимметрии и направленностью обучения (Рисунок 2).

В школе девочек с правым и левым профилем асимметрии одинаковый процент – 40 %. Выявлено, что «левополушарных» мальчиков 60 %, мальчиков с правым профилем асимметрии – 20 % (Рисунок 3). Полученные данные  свидетельствуют  о  том,  что  процент  «левополушарных»  детей  выше,  причем  преобладание «левополушарных» наблюдается и в группах разнополых учащихся. По-видимому, процесс обучения стимулирует формирование левого профиля асимметрии. Одинаковое количество «правополушарных» и «левополушарных» школьниц может свидетельствовать о том, что процесс становления доминирования не завершен, что согласуется с литературными данными [2,3].



В лицее девочек с правым профилем асимметрии не было выявлено (Рисунок 4). Среди школьниц - 80 % с доминированием левого полушария. Число «левополушарных» мальчиков также значительно больше, чем с доминированием правого полушария. Возможно, раннее профильное обучение способствует становлению межполушарной асимметрии с существенным преобладанием доминирования левого полушария, как у мальчиков, так и у девочек. И даже тот факт, что становление межполушарной асимметрии у разнополых детей происходит в разные возрастные периоды, не имеет существенного значения (в случае учащихся лицея) для формирования межполушарной асимметрии. Сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных показывает, что среди девочек – учащихся лицея - 80 % с левым профилем асимметрии, что в два раза больше, чем в школе. Среди девочек – учащихся лицея не было выявлено «правополушарных», тогда как в школе их 40 %. Из литературы известно, что у девочек становление профиля асимметрии приходится на период от 12 – 13 (14) лет. Возможно, что ранняя специализация обучения оказывает влияние на увеличение скорости формирования профиля асимметрии в сторону левого полушария.

Особенности распределения по профилю асимметрии мозга среди мальчиков следующие. Количество «левополушарных» мальчиков в общеобразовательной школе и лицее отличается незначительно. Стоит отметить, что среди мальчиков лицея выявлено 15% «правополушарных», что на 5 % меньше, чем в школе. Литературные данные свидетельствуют о том, что становление профиля асимметрии у мальчиков отмечают в более ранние возрастные периоды по сравнению с девочками – 6-7 лет. Возможно, содержание, методики и технологии обучения оказывают влияние на проявления межполушарной асимметрии мальчиков.

Для ответа на вопрос, как профиль асимметрии соотносится с успешностью школьников в обучении в разных образовательных  учреждениях,  мы  провели  сравнительный  анализ  успеваемости.  Было  выявлено,  что «левополушарные» учащиеся успевают лучше, в сравнении с «правополушарными». «Левополушарные» девочки школы успешнее в обучении в сравнении со своими одноклассницами с выраженным доминированием правого полушария. Отсутствие «правополушарных» девочек в лицее не дает возможности сравнить их успеваемость с «левополушарными» лицеистками. «Левополушарные» мальчики лицея успешнее в обучении в сравнении со своими одноклассниками, у которых выявлен правополушарный профиль асимметрии. Достоверных отличий в успешности успеваемости разнопрофильных школьников общеобразовательной школы не выявлено. Среди мальчиков и девочек лицея и школы с выраженным доминированием левого полушария достоверной разницы в успешности обучения не обнаружено. Между учащимися разного пола лицея и школы не установлены достоверные отличия в средних баллах успеваемости.

Литературные данные также свидетельствуют, что в нашем образовании и в обучении акцент делается именно на левополушарные стратегии мышления. Оно стало слишком технократическим и автократическим, обезличенным и формальным, и не только мешает правополушарникам развить свои способности, но и тормозит развитие левополушарников, т. к. усугубляет имеющиеся у них слабые стороны формализованного мышления. При обучении по стандартным программам больше других страдают правополушарники. Они теряют интерес к учебе и пополняют армию слабоуспевающих учеников [5].

 

Список литературы

1.     Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга. Иркутск.: ИГМУ, 2014 – 62 с.

2.     Доброхотова Г.А. Асимметрия головного мозга и сознания человека / Г.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина // Вопросы философии. – 1994. – № 3.

3.     Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – М.: Линка – Пресс, 1998.

4.     Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. – М.: Научный мир, 2009. – 836.

5.     Харламова Т.М., Межполушарная асимметрия головного мозга и трудности в обучении, журнал Международный журнал экспериментального образования. Выпуск №3/2011. С.147-148.