Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА»

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
12 декабря 2015г.

В  настоящее  время  в  России  нет  единого  мнения  органов  власти  и  экспертов  относительно промышленной  политики,  ее  инструментов  и  концепции.  Поэтому  целесообразным  является  анализ  основных подходов к определению данной категории.

Наиболее  общий  подход  к  определению  промышленной  политики  отражен  в  Современном экономическом  словаре,  по  которому  промышленная  политика – это  политика  государства  и  промышленных корпораций,  имеющая  целью  рост  промышленного  производства,  обеспечение  его  эффективности  и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу [4].

Центральным  вопросом  промышленной  политики  является  определение  механизмов  государственной поддержки предприятий промышленности, например, таких как стимулирование инвестиций в форме субсидий, кредитов,  налоговых  льгот,  системы  государственных  заказов  и  закупок.  Необходимые  институциональные меры  включают  реструктуризацию  предприятий,  их  приватизацию,  механизмы  банкротства,  программы развития малого бизнеса и др. Важным инструментом промышленной политики служат меры по регулированию прямых  иностранных  инвестиций.  Все  это  подчинено  главной  цели  реализации  промышленной  политики -обеспечения  подъема промышленности за счет  за счет повышения  эффективности  и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках [2]. Можно выделить три основных направления промышленной политики:

1.  Организация взаимодействия предпринимательских и научных структур, формированию инновационных предпосылок, установлению государственных целей инновационного развития государства.

2.  Стимулирование межотраслевого и межрегионального перелива капитала для финансового обеспечения перестройки  отраслевой  и  территориальной  структуры  промышленности  в  соответствии  с  целями промышленной политики.

3.  Обеспечение  и  стимулирование  капиталовложений  в  развитие  производства  и  производственной инфраструктуры.

В  большинстве  своем  промышленная  политика  принимает  вид  структурной  политики,  где  бюджетные средства направляются в те отрасли хозяйства, которые смогут обеспечить достижение стратегически важных целей  государства.  Иногда  это  может  происходить  за  счет  лидирующих  отраслей,  развитием  которых  можно пожертвовать в пользу отраслей находящихся на начальной фазе развития.

Итак,  промышленную  политику  можно  представить  и  стратегией  развития  промышленности  страны,  а можно  определить  ее  как  механизм,  направленный  на  развитие  и  повышение  эффективности  промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения.

Эффективная  и  реалистичная  государственная  политика  должна  включать  триаду:  проблемы –предложения по их решению – действия по реализации принятых решений.

Для  реализации  выработанных  решений  необходим  пакет  нормативно-правовых  актов,  государственно-управленческих и оперативно-распорядительных актов и действий.

Промышленная  политика  реализуется  как  методами  макроэкономического  регулирования  (создание правил  и  условий,  мотиваций  поведения  участников  рынка,  бюджетное  перераспределение  ресурсов),  так  и методами администрирования. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных  социо-культурных  и  личностно-поведенческих  шкал,  организация  диалога  рыночных  субъектов  и государственной  власти,  согласование  интересов  на  территории  (горизонтальное)  и  межуровневое  (вертикаль власти).

В  число  субъектов  промышленной  политики,  кроме  государственных  институтов,  входят  рыночные  и региональные субъекты. Причем в условиях незрелости некоторых субъектов элементом самой промышленной политики  становится  содействие  их  созреванию,  например  стимулирование  региональной  кластеризации  или диалога «бизнес – власть». В современной промышленной политике различаются неотложные (антикризисные) и долгосрочные меры. Неотложные меры более тяготеют к корректирующим макроэкономическим решениям,  носят «запускающий» характер [3].

Основными целями государственной политики в области промышленности являются:

сохранение  и  развитие  научно-технического  и  промышленного  потенциала  субъектов  промышленной деятельности;

устойчивое и сбалансированное развитие промышленности на территории Российской Федерации;

развитие  субъектов  промышленной  деятельности  в  целях  формирования  конкурентной  среды  в экономике РФ;

достижение  полной  занятости  населения  и  повышение  уровня  его  жизни,  в  том  числе  оплаты  труда работников, занятых в промышленности;

стимулирование  внедрения  инноваций,  наукоемких,  ресурсосберегающих  технологий  для  выпуска высокотехнологичной  и  конкурентоспособной  промышленной  продукции,  отвечающей  мировым  стандартам качества, а также технологий, обеспечивающих охрану и защиту окружающей среды;

увеличение объема производства промышленной продукции;

создание благоприятного инвестиционного климата и рост объема инвестиций в промышленности;

эффективное использование основных средств, государственных и частных капитальных вложений;

развитие и поддержка внедрения импортозамещающей промышленной продукции;

повышение эффективности промышленности, в том числе за счет эффективного управления знаниями и внедрения лучших промышленных технологий;

формирование  эффективно  функционирующего  рынка  промышленной  продукции  и  сырья, обеспечивающего повышение доходности субъектов промышленной деятельности и развитие инфраструктуры этого рынка;

защита  интересов  субъектов  промышленной  деятельности,  развитие  межрегиональной  интеграции, расширение взаимовыгодного сотрудничества на внутреннем и внешних рынках;

оказание  содействия  субъектам  промышленной  деятельности  в  продвижении  производимой  ими промышленной продукции, результатов интеллектуальной деятельности в сфере промышленности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

обеспечение зашиты и развития стратегических видов промышленной деятельности;

совершенствование  структуры  и  диверсификация  промышленности  за  счет  поддержки  производств  с высокой долей добавленной стоимости;

увеличение  доли  производимой  субъектами  промышленной  деятельности  промышленной  продукции  в объеме валового внутреннего продукта;

увеличение  доли  уплаченных  субъектами  промышленной  деятельности  налогов  в  налоговых  доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [2].

Проанализировав  ряд  экспертных  мнений,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  каждая  сторон  имеет  свой подход  к  определению  не  только  промышленной  политики,  но  и  ее  целей,  субъектов  и,  соответственно, инструментов  ее  реализации.  При  этом  предлагаются  меры,  присущие  как  «жесткой»,  директивной промышленной  политике,  так  и  более  мягкой,  «либеральной».  Особенностью  подходов  к  определению промышленной  политики,  поддерживаемых  органами  власти  и  рядом  экспертов,  является  выделение  ее инновационной  составляющей,  позволяющей  преодолеть  узкие  места  в  технологической  политике.  Не  менее важным  представляется  осознание  всеми  сторонами  необходимости  технологического  обновления  и модернизации  всей  промышленной  базы  в  стране.  Однако  отсутствие  единого  подхода  к  промышленной политике, обусловленное различными интересами и взглядами на те или иные политические и экономические процессы,  а  также  закрепленного  единого  документа  существенно  затрудняет  проведение  промышленной политики в стране [1].

 

Список литературы

1.  Никитин А.С. Подходы к определению промышленной политики URL: http://arsadministrandi.com/article/Nikitin_2009_1.pdf (дата обращения: 30.03.2014)

2.  Проект федерального закона «О развитии промышленности». URL: http://docs.cntd.ru/document/902128708

(дата обращения: 30.03.2014)

3.  Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.

4.  Соловьева И.В.Современная промышленная политика России и «рост без развития» URL:

http://www.rae.ru/forum2012/21/821 (дата обращения: 30.03.2014)