Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    В современном информационном обществе интеллектуальный капитал компаний становится решающим ресурсом их конкурентоспособности. В то же самое время в науке до конца не определено, что же именно понимать под термином «Интеллектуальный капитал». Именно поэтому в практике управления достаточно сложным становится определить его стоимость. Тем не менее, учитывая особую значимость интеллектуального капитала для определения конкурентной устойчивости компании на рынке и ее укрепления, этот вопрос представляется особенно важным. Сегодня при оценке стоимости предприятия и оценке его потенциала конкурентной устойчивости широко используется понятие «нематериальных активов». В литературных источниках понятие «нематериальные активы» часто смешивается с терминами «интеллектуальная собственность» или «интеллектуальный капитал компании», что это не является правильным и вносит лишние сложности в достаточно активно развивающиеся технологии оценки и аудита интеллектуальной собственности. Параллельно в практике управления встают и юридические вопросы об определении прав на интеллектуальную собственность, передачи этих прав от одного собственника другому, а так же доверительному управлению. Несмотря на это, интеллектуальная собственность предприятия приблизительно оценивается и вносится в уставной капитал, а так же используется как часть имущества. Особую значимость правильность и полнота оценки интеллектуального капитала приобретает при прогнозе и разработке стратегических планов компаний на конкурентном рынке при постепенном вовлечении интеллектуальной (пока нематериальной) деятельности в хозяйственный оборот.

    В новых экономических условиях необходимо очень критически подходить к отдельным теоретическим положениям в науке, касающимся определения содержания интеллектуального капитала. В настоящее время в научной литературе предложены различные толкования понятия «Интеллектуальный капитал» в частности Т.А. Стюарт рассматривает его как «сумму знаний всех работников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность»[2, с.11], а Х. Макдоналд как «совокупные знания работников организации, которые могут быть использованы для получения конкурентного преимущества» [7, с.44]. С. Альберт считает что «Интеллектуальный капитал – это накопленные индивидуумом знания и ноу-хау, служащие источником обновления» [5], по Т.А. Стюарту «Интеллектуальный капитал представляет собой совокупность патентов, технических описаний, деловых навыков, технологий, информации о поставщиках и заказчиках, а также опыта» [2, с. 108]. Д. Клейн, и Л. Прусак рассматривают интеллектуальный капитал как «интеллектуальный материал (intellectual material), который формализован, зафиксирован и использован для производства более ценного актива» [6]. К. Свейби и Т. Ллойд дают еще более расплывчатое определение: «Интеллектуальный капитал – способность, навыки и специальные знания, хранящиеся в человеческом мозге» [8, с.35].

    Анализируя современные теоретические исследования содержания понятия «Интеллектуальный капитал», можно отметить, что интеллектуальный капитал часто описывается через призму личностных свойств отдельного индивида, как его носителя. В то время как, работы, в которых рассматривается экономическая сущность понятия, в основном сосредотачиваются на макроэкономическом уровне, то есть на уровне государства в целом, и преимущественно рассматривают только отдельные аспекты, не учитывая не только комплексность существующей проблемы, но и ее прикладное экономическое значение в развитии отдельных регионов и работающих на региональных рынках предприятий. На этом фоне представляется интересным взгляд отечественного ученого О.В. Новосельцева, который описывает интеллектуальный капитал как «оформленные в качестве имущества предприятия, используемые в деятельности предприятия и приносящие предприятию доход объекты и права на интеллектуальную собственность» [1].

   Обобщая вышеизложенное можно сказать, что интеллектуальный капитал хозяйствующего субъекта – это именно нематериальный ресурс (знания, навыки и опыт носителей интеллектуального капитала, людей, персонала) [4], который может быть зафиксирован в правовом поле в виде патентов, лицензий и проч.

   Интеллектуальный капитал, безусловно, влияет на эффективность функционирования организации на конкурентном рынке, где информация является главным ресурсом, и в первую очередь интеллектуальный капитал направлен на достижение целей, представляющих будущую экономическую выгоду.

   Интеллектуальный капитал может быть оценен в его статическом состоянии как «срез» стоимости нематериальных активов на исследуемый момент времени.

   При изучении интеллектуального капитала отдельных организаций и предприятий, описании составляющих его отдельных частей, становится возможным предположить и создать механизмы управления его изменением, увеличением его стоимости, а следовательно, и – укрепления конкурентных позиций хозяйствующего субъекта на рынке. Интеллектуальный капитал становится интеллектуальным ресурсом, который при постепенном вовлечении интеллектуальной (пока нематериальной) деятельности в хозяйственный оборот снова становится интеллектуальным капиталом, но уже имеющим совершенно иную стоимость.

   Проблема оценки интеллектуального капитала и его использования в качестве имущества предприятий и организаций проявляется, прежде всего, в виде сложного комплекса развивающихся во времени экономических, социальных, правовых и финансовых отношений, возникающих в разное время между различными субъектами рыночных отношений, имеющих не только зачастую противоположные интересы, но и играющих различные роли в его создании и освоении.

   Необходимо отметить, что материальная стоимость бизнеса определяется и оценивается достаточно просто по давно используемым и известным схемам, в то время как стоимость нематериальных активов сложно поддается подсчету. Кроме того, при определении понятия «Интеллектуальный капитал» не совсем ясно какие именно нематериальные активы должны учитываться. Таким образом, реальная рыночная стоимость интеллектуального капитала компании чаще всего рассматривается как вся совокупность нематериальных активов, что, безусловно, не совсем верно. Следует предположить, что стоимость интеллектуального капитала, эквивалентная стоимости всех нематериальных активов будет оцениваться с учетом идентифицированных и неидентифицированных нематериальных активов. В состав неидентифицированных материальных активов целесообразно включается гудвилл, как менее осязаемая, структурируемая и идентифицированная категория активов. В самом общем виде Гудвилл рассматривается как разница между рыночной стоимостью бизнеса и рыночной стоимостью всех идентифицированных материальных, финансовых и нематериальных активов [3]. А в свете исследуемой проблематики понятие гудвилл предполагает возможность получения более высокой прибыли (по сравнению со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет совокупной реализации интеллектуального капитала. Таким образом, стоимость интеллектуального капитала как неотчуждаемых от персонала навыков, способностей и знаний следует выделять из стоимости гудвилла.

     «Интеллектуальный капитал» как понятие комплексное, состоящее из отдельных элементов, которые в свою очередь обладают набором совершенно специфических характеристик, требует более глубокого осмысления и дополнительных исследований, изучения зависимости «интеллектуальный капитал – сотрудник», включающее в себя не только уже закрепленные в правовом поле элементы (патенты, лицензии, права собственности), но и неявные компоненты (в виде знания, идей, воспроизводимых технологий), которые пока не могут являться потребляемым благом, но которые наверняка  станут им в дальнейшем. «Интеллектуальный капитал» таким образом, становится понятием более емким, чем понятие «интеллектуальная собственность», как объект уже имеющий материальный носитель и закреплѐнный в правовом поле. Уже сегодня не только промышленная, но и интеллектуальная собственность используется в процессах воспроизводства интеллектуального капитала, а при дальнейших исследованиях возможно создание механизма оценки и мониторинга интеллектуального капитала хозяйствующих субъектов, а так же создание особого механизма его воспроизводства и укрепления путем комплекса определенного рода воздействий на его носителя – персонал.

 

Список литературы

1.     Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в имуществе предприятия: документальное оформление, оценка, учет / О.В. Новосельцев. – М.: Патент, 2006. – 70 с.

2.     Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Пер. с англ. В. Ноздриной. – М.: Поколение, 2007. – 368 с.

3.     Хетагурова И.Ю. Механизм вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот // Специальный выпуск, посвященный 70-летию профессора Хузмиева Измаила Каурбековича / [под общ. ред. И.К. Хузмиева]; Вольное экономическое общество России; Научные труды ВЭО России/ И.Ю. Хетагурова, Т.Г. Хетагурова. – М.; Владикавказ, 2008. – 150-156 с.

4.     Черных А.Б. Инновационные направления в разработке образовательных технологий / А.Б. Черных. – Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, 2007. № 16. С. 135-137.

5.     Albert S. The Management of Intellectual Capital, unpublished monograph / S. Albert, K. Bradley. – London: The Business Performance Group Limited, 1995.

6.     Klein D.A. ―Characterizing Intellectual Capital‖, multiclient program working paper [Text] / D.A. Klein, L. Prusak. – Boston: Ernst & Young Center for Business Innovation, March, 1994.

7.     Stewart T.A. ―Brainpower‖ / T.A. Stewart. – Fortune, June 3, 1991. – p. 44.

8.     Sveiby K.E. managing Know-how: Add Value… by Valuing Creativity / K.E. Sveiby, T. Lloyd. – London: Bloomsbury, 1987. – p. 35.