Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

Исследования динамики покупательского спроса традиционно являются исходными инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах как отдельных организаций, так и регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах. Наряду с классическими  эконометрическими подходами к моделированию покупательской активности населения, представляется полезным использование методов многомерного статистического анализа, в частности факторного анализа, что и явилось предметом исследования данной работы.

Как известно, основными целями факторного анализа являются:

1.     сокращение числа переменных (редукция данных);

2.     определение структуры взаимосвязей между переменными;

3.     косвенные оценки признаков, неподдающихся непосредственному измерению. Факторная модель в матричной форме:

X = AF +   e , (1)

где  - матрица нагрузок, - вектор факторов, e - вектор ошибок. Корреляции между переменными, выраженные факторами [1]:

где  - диагональная матрица порядка p , содержащая дисперсии ошибок.  Основное условие: L2 - диагональная, R - L2  - неотрицательно определенная матрица.

Факторный анализ проводится исходя из характеристического уравнения:

Для получения оценок общностей и факторных нагрузок в данной работе использовался итеративный алгоритм, сходящийся к истинным оценкам параметров      главных компонент:

где.

 i- соответствующее собственное значение матрицы R;

- исходные данные (вектор-столбцы);
- коэффициенты при общих факторах;

  - главные компоненты (вектор-столбцы).
      Для лучшей интерпретации общих факторов к ним применялась процедура вращения. Далее рассматривается применение данного метода для выявления и описания латентных факторов, характеризующих торговую активность на базе статистических данных Воронежской области за период в полтора года помесячно:

 

Таблица 1

 

Наблюдение

розинца, млн.

опт.торговля, млн.

потреб.цены, темпы роста

общепит, млн.

запасы              в рознице, млн.

янв. (1)

6 187,60

5 289,20

102,60

122,00

3 366,80

фев. (2)

6 691,00

5 990,20

101,90

110,40

3 581,80

….

…….

……..

……..

…….

……..

май. (17)

9 754,70

8 198,40

100,80

209,50

5 274,80

июн.(18)

10 525,40

7 729,10

100,90

218,90

5 417,00

 

На первом этапе исследования рассматривался больший массив исходных данных, причем часть переменных (темпы роста производства, объем сельскохозяйственной продукции, объем капиталовложений в строительство, ввод нового жилья, индексы цен в строительстве и др.) была исключена из дальнейшего исследования в связи со слабой корреляцией с анализируемыми данными.

Далее к отобранным переменным, представленным в Табл.2, применялся непосредственно метод факторного анализа (ПО «Статэксперт»).


Таблица 2 Оценки собственных значений

 

Фактор

Собственное значение

Накопленное отношение

1

3,089

0,721

2

1,126

0,983

3

0,053

0,996

4

0,039

1,000

5

-0,021

1,000



Как следует из Табл.2, существует два общих фактора, объясняющих более 98% обобщенной дисперсии всех переменных. Возникает задача правильно интерпретировать полученные результаты, для чего применялась процедура вращения (метод варимакса) к выделенным факторам:

 

Таблица 3 Матрица повернутых факторных нагрузок

 

Переменная

фактор 1

фактор 2

Розинца, млн.

0,734

-0,398

Оптовая торговля, млн.

0,520

-0,744

Потребительские цены, темпы

0,008

0,934

Общественное питание, млн.

0,855

-0,466

Запасы в рознице на складах, млн.

0,924

0,142

 

   В результате, учитывая наиболее сильные факторные нагрузки (выделенные в Табл.3), становится возможным интерпретировать два выявленных фактора. Первый фактор служит индикатором покупательной активности населения, второй - характеризует инфляционные процессы и неуверенность продавцов.

   На последнем этапе исследования представим динамику изменения значений двух выделенных факторов и убедимся в справедливости выдвинутых предположений об их характере.


Рис.1. Динамика изменения выявленных факторов

 

    Покупательная активность на фоне общего роста, принимает наименьшие значения в конце весны и после Нового года. Максимум активности приходится на декабрь. Инфляционные процессы, наоборот, после экстремально высоких значений в январе-феврале, снижаются к своим наименьшим значениям в середине лета, обуславливая снижение покупательской активности.

    Таким образом, проведенное исследование демонстрирует прикладную пользу факторного анализа в задачах классификации многомерных массивов статистических данных без выдвижения предварительных гипотез о наличии и характере причинно-следственных связей внутри исследуемых наблюдений.

 

Список литературы

1.     Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS: Учебное пособие // Концевая Н.В., Орлова И.В., Уродовских В.Н., и др. - М.: Вузовский учебник, 2009.