19 декабря 2015г.
Осуществляемые в настоящее время реформы по совершенствованию механизмов стимулирования эффективности образовательной и научной деятельности научно-педагогических работников требуют использования новых подходов при формировании информационной системы для целей управления деятельностью вуза в целом. Свидетельством тому являются осуществляемые Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинги и анализ деятельности вузов, в рамках межведомственной комиссии по оценке эффективности работы учебных заведений. Одной из основных задач, стоящих перед российскими вузами, является разработка программы по повышению эффективности их деятельности с учетом специфики региона и самого учебного заведения.
Ключевыми показателями оценки эффективности деятельности вузов определены: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; международная деятельность; финансово-экономическая деятельность; инфраструктура.
Оценочные показатели эффективности деятельности государственных вузов и филиалов также широко обсуждаются экспертным сообществом, Российским союзом ректоров и Ассоциацией ведущих университетов России.
В условиях, когда существенно меняется состав и соотношение факторов, определяющих эффективность деятельности вузов, возникает острая необходимость в качественном изменении и его ключевых показателей эффективности, одним из которых является финансово-экономическая деятельность.
Более того, современные системы управления высшим образованием в целом невозможны без осуществления комплекса мер, направленных на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами вуза [1].
Процесс управления финансово-экономической деятельностью вуза является весьма сложным и многогранным и, в первую очередь, включает определение стратегии развития вуза, в том числе выявление приоритетных направлений, объемов их финансирования по всем источникам поступления денежных средств и их эффективного использования.
При этом актуальной является разработка модели управления финансово- экономической деятельностью вуза посредством реализации оптимальных вариантов перспектив развития вуза для обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Такие разработки трудно осуществлять без широкого привлечения современных информационных технологий и математического аппарата моделирования сложных систем в слабоформализуемых областях. Естественно, это требует глубокого изучения и анализа таких вопросов, как совершенствование организации и структуры систем организационного типа, разработка и принятие решения, формирование целей и критериев оценки эффективности.
Объемы информации, циркулируемые в управленческой структуре современного государственного вуза, достаточно велики, и очень многие параметры являются взаимозависимыми. Нерациональное, неэффективное управление имеет большие негативные последствия, поскольку в этом случае даже незначительные на первый взгляд потери оказываются весьма существенными в силу огромных финансовых средств, вовлеченных в хозяйственную деятельность. Переработать и оценить такой большой объем данных в настоящее время возможно посредством использования информационных технологий. В связи с этим возрастает спрос на информационные системы, способные правильно систематизировать и проанализировать всю поступающую информацию.
1 Статья подготовлена в рамках проекта "Программа стратегического развития Дагестанского государственного университета", раздел 2 "Разработка систем информационно-аналитического обеспечения управления финансовыми и материальными ресурсами вуза"
Устойчивость и эффективное функционирование вуза в значительной степени зависят от характера и качества процессов и потоков коммуникации. Информация, передаваемая по горизонтальным и вертикальным уровням коммуникации, имеет ключевое значение, как для принятия решений, так и для их выполнения. Оперативность, достоверность и точность донесения руководством информации о принятых решениях до исполнителей играют ключевую роль в их успешном выполнении. Без коммуникации, обеспечивающей обратную связь между руководителями и исполнителями, сложно осуществить функции планирования и контроля.
Наличие в системе требуемой информации является необходимым условием ее рационального функционирования. Для управления всей совокупностью информации в ВУЗе необходимо создать информационные системы, которые бы стали неотъемлемой частью и предпосылкой успешной деятельности руководителей разных уровней. Информацию в них следует подразделить на плановую, технологическую, учетную и аналитическую. Основные требования к ней - своевременность, релевантность и достоверность.
Длительное время в задачу автоматизации входила разработка обособленных приложений для решения конкретных задач в определенном подразделении на заданном уровне управления. Это приводило к функциональной неполноте и изолированности получаемых разработок. В то же время для принятия решении на тактическом и стратегическом уровне необходимо работать с интегрированной информацией, получить которую из разрозненных и неоднородных систем весьма затруднительно.
Современным вузам необходимы инструменты, позволяющие обеспечить полную и объективную переработку и систематизацию информации о материальной, финансовой и других подсистемах организации. Препятствием может стать весьма трудная задача объединения по вертикали и горизонтали информационно- технологических систем, функционирующих в условиях разобщенности. На современном этапе решение вышеперечисленных проблем может быть обеспечено только посредством создания внутривузовской информационной системы, которая интегрирует информационные ресурсы и предоставляет руководству информацию, необходимую как для выполнения текущей работы, так и для анализа результатов деятельности [2]. В первую очередь это потребует теоретического обоснования общей конфигурации учетно- аналитических систем в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования, учитывающей особенности бизнес- процессов и нацеленной на процессно-ориентированное управление в условиях территориально-разветвленных образований, определение характеристик внешней информации в учетно-аналитических системах, характеризующей параметры внешней макросреды и внутренней микросреды.
Следующий этап формирования внутривузовской информационной системы включает разработку методики построения интегрированной системы учета в рамках учетно-аналитических систем, генерирующей стратегическую информацию, включающую определение типов и набора стратегий, осуществляемых вузом, и уровни формирования информации в рамках реализуемых стратегий.
Разработка методики постановки управленческого учета, адаптированной к особенностям управления в вузе - заключительный этап в этом процессе [3.4]. Методика включает в себя формирование финансовой структуры вуза; определение информационных потребностей руководителей для целей принятия решений; разработку управленческого плана счетов с учетом выделенных центров ответственности и отчетности; регламент функционирования системы управленческого учета (разработка и утверждение графика документооборота в системе управленческого учета).
Постановка управленческого учета тесно связана с управленческим анализом и финансовым контролем, включая его основные направления в соответствии с укрупненными функциональными зонами бизнес- процессов вуза: 1) процесс закупки нефинансовых активов и заготовления материальных запасов; 2) процесс оказания платных образовательных услуг; 4) процесс расчетов; 5) формирования финансовых результатов.
По нашему мнению, внедрение в практику информационной системы, основанной на учетно- аналитической базе данных позволит повысить эффективность управления образовательной и научной деятельностью ВУЗов.
Список литературы
1. Гаджиев Н.Г., Ахмедова Х.Г., Лугуева Д.Г. Моделирование как способ совершенствования системы управления финансово-экономической деятельностью вуза// Экономика образования. - 2013, №2, С.21-31.
2. Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев А.Н., Кадиев Р.К. Формирование системы управленческого учета как фактор повышения эффективности контрольно-аналитических функций управления затратами// Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013, №5, С. 5-13.
3. Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев Т.Н. Проблемы внедрения управленческого учета в высших учебных заведениях // Экономический анализ: теория и практика, № 3, 2013, С. 9-14..
4. Рабаданов М.Х., Гаджиев Н.Г., Гаджиев А.Н., Гаджиев Т.Н. Информационно-аналитическое обеспечение управления и контроля движения денежных средств в бюджетной организации (на примере ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»)// Региональная экономика : теория и практика - 2013, №47.