Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2015г.

    Осуществляемые в настоящее время реформы по совершенствованию механизмов стимулирования эффективности образовательной и научной деятельности научно-педагогических работников требуют использования новых подходов при формировании информационной системы для целей управления деятельностью вуза в целом. Свидетельством тому являются осуществляемые Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинги и анализ деятельности вузов, в рамках межведомственной комиссии по оценке эффективности работы учебных заведений. Одной из основных задач, стоящих перед российскими вузами, является разработка программы по повышению эффективности их деятельности с учетом специфики региона и самого учебного заведения.

    Ключевыми показателями оценки эффективности деятельности вузов определены: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; международная деятельность; финансово-экономическая деятельность; инфраструктура.

   Оценочные показатели эффективности деятельности государственных вузов и филиалов также широко обсуждаются экспертным сообществом, Российским союзом ректоров и Ассоциацией ведущих университетов России.

   В условиях, когда существенно меняется состав и соотношение факторов, определяющих эффективность деятельности вузов, возникает острая необходимость в качественном изменении и его ключевых показателей эффективности, одним из которых является финансово-экономическая деятельность.

    Более того, современные системы управления высшим образованием в целом невозможны без осуществления комплекса мер, направленных на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами вуза [1].

   Процесс управления финансово-экономической деятельностью вуза является весьма сложным и многогранным и, в первую очередь, включает определение стратегии развития вуза, в том числе выявление приоритетных направлений, объемов их финансирования по всем источникам поступления денежных средств и их эффективного использования.

    При этом актуальной является разработка модели управления финансово- экономической деятельностью вуза посредством реализации оптимальных вариантов перспектив развития вуза для обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Такие разработки трудно осуществлять без широкого привлечения современных информационных технологий и математического аппарата моделирования сложных систем в слабоформализуемых областях. Естественно, это требует глубокого изучения и анализа таких вопросов, как совершенствование организации и структуры систем организационного типа, разработка и принятие решения, формирование целей и критериев оценки эффективности.

     Объемы информации, циркулируемые в управленческой структуре современного государственного вуза, достаточно велики, и очень многие параметры являются взаимозависимыми. Нерациональное, неэффективное управление имеет большие негативные последствия, поскольку в этом случае даже незначительные на первый взгляд потери оказываются весьма существенными в силу огромных финансовых средств, вовлеченных в хозяйственную деятельность. Переработать и оценить такой большой объем данных в настоящее время возможно посредством использования информационных технологий. В связи с этим возрастает спрос на информационные системы, способные правильно систематизировать и проанализировать всю поступающую информацию.

 1    Статья подготовлена в рамках проекта "Программа стратегического развития Дагестанского государственного университета", раздел 2 "Разработка систем информационно-аналитического обеспечения управления финансовыми и материальными ресурсами вуза"

    

    Устойчивость и эффективное функционирование вуза в значительной степени зависят от характера и качества процессов и потоков коммуникации. Информация, передаваемая по горизонтальным и вертикальным уровням коммуникации, имеет ключевое значение, как для принятия решений, так и для их выполнения. Оперативность, достоверность и точность донесения руководством информации о принятых решениях до исполнителей играют ключевую роль в их успешном выполнении. Без коммуникации, обеспечивающей обратную связь между руководителями и исполнителями, сложно осуществить функции планирования и контроля.

    Наличие в системе требуемой информации является необходимым условием ее рационального функционирования. Для управления всей совокупностью информации в ВУЗе необходимо создать информационные системы, которые бы стали неотъемлемой частью и предпосылкой успешной деятельности руководителей разных уровней. Информацию в них следует подразделить на плановую, технологическую, учетную и аналитическую. Основные требования к ней - своевременность, релевантность и достоверность.

    Длительное время в задачу автоматизации входила разработка обособленных приложений для решения конкретных задач в определенном подразделении на заданном уровне управления. Это приводило к функциональной неполноте и изолированности получаемых разработок. В то же время для принятия решении на тактическом и стратегическом уровне необходимо работать с интегрированной информацией, получить которую из разрозненных и неоднородных систем весьма затруднительно.

    Современным вузам необходимы инструменты, позволяющие обеспечить полную и объективную переработку и систематизацию информации о материальной, финансовой и других подсистемах организации. Препятствием может стать весьма трудная задача объединения по вертикали и горизонтали информационно- технологических систем, функционирующих в условиях разобщенности. На современном этапе решение вышеперечисленных  проблем  может  быть  обеспечено  только  посредством  создания  внутривузовской информационной системы, которая интегрирует информационные ресурсы и предоставляет руководству информацию, необходимую как для выполнения текущей работы, так и для анализа результатов деятельности [2]. В первую очередь это потребует теоретического обоснования общей конфигурации учетно- аналитических систем в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования, учитывающей особенности бизнес- процессов и нацеленной на процессно-ориентированное управление в условиях территориально-разветвленных образований, определение характеристик  внешней   информации в учетно-аналитических системах, характеризующей параметры внешней макросреды и внутренней микросреды.

    Следующий этап формирования внутривузовской информационной системы включает разработку методики построения интегрированной системы учета в рамках учетно-аналитических систем, генерирующей стратегическую информацию, включающую определение типов и набора стратегий, осуществляемых вузом, и уровни формирования информации в рамках реализуемых стратегий.

    Разработка методики постановки управленческого учета, адаптированной к особенностям управления в вузе - заключительный этап в этом процессе [3.4]. Методика включает в себя формирование финансовой структуры вуза; определение информационных потребностей руководителей для целей принятия решений; разработку управленческого плана счетов с учетом выделенных центров ответственности и отчетности; регламент функционирования системы управленческого учета (разработка и утверждение графика документооборота в системе управленческого учета).

    Постановка управленческого учета тесно связана с управленческим анализом и финансовым контролем, включая его основные направления в соответствии с укрупненными функциональными зонами бизнес- процессов вуза: 1) процесс закупки нефинансовых активов и заготовления материальных запасов; 2) процесс оказания платных образовательных услуг; 4) процесс расчетов; 5) формирования финансовых результатов.

    По нашему мнению, внедрение в практику информационной системы, основанной на учетно- аналитической базе данных позволит повысить эффективность управления образовательной и научной деятельностью ВУЗов.

Список литературы

1.      Гаджиев Н.Г., Ахмедова Х.Г., Лугуева Д.Г. Моделирование как способ совершенствования системы управления финансово-экономической деятельностью вуза// Экономика образования. - 2013, №2, С.21-31.  

2.      Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев А.Н., Кадиев Р.К. Формирование системы управленческого учета как фактор повышения эффективности контрольно-аналитических функций управления затратами// Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013, №5, С. 5-13.

3.      Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев Т.Н. Проблемы внедрения управленческого учета в высших учебных заведениях // Экономический анализ: теория и практика, № 3, 2013, С. 9-14..

4. Рабаданов М.Х., Гаджиев Н.Г., Гаджиев А.Н., Гаджиев Т.Н. Информационно-аналитическое обеспечение управления и контроля движения денежных средств в бюджетной организации (на примере ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»)// Региональная экономика : теория и практика - 2013, №47.