Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Региональный бюджет Краснодарского  края — важнейший финансовый документ края, отражающий многие параметры развития, как на будущие периоды, так и на среднесрочную перспективу. При составлении проекта бюджета, конечно, уделяется данному документу большое внимание, так как бюджет определяет план поступлений и расходования денежных средств региона и от него зависит сколько средств получит та или иная сфера деятельности края.

   В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1, ст. 6]. Исходя из этого региональный бюджет – это образование и расходование  денежных средств на уровне субъекта РФ. Бюджет нашего края является средством аккумулирования финансовых ресурсов, что дает возможность проведения социальных мероприятий и реализации экономических задач. В самом общем виде бюджет можно представить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов края за определенный период.

   Консолидированный бюджет Краснодарского края входит в число четырех крупнейших региональных бюджетов Российской Федерации.

   Несмотря на значительную проработанность в научной литературе основных аспектов исполнения регионального бюджета по доходам, актуальными остаются вопросы оценки качества исполнения бюджета, совершенствования, взаимодействия участников бюджетного процесса с целью повышения уровня финансовых ресурсов с учетом действующего законодательства и развития экономики. Бюджеты территориальных формирований играют значительную роль в социально-экономической жизни РФ, которые являются основой местного самоуправления.

   Учитывая новые экономические условия, связанные с введением в отношении России международных санкций, будет усилена финансовая поддержка, направленная на прямое и косвенное содействие развитию реального сектора экономики.

    В данной статье рассматривается оценка эффективности исполнения бюджета Краснодарского края. К основным показателям регионального бюджета относятся: доходы как поступления в бюджет, налоги и налоговые поступления, официальные трансферты, расходы, чистое кредитование. Основой консолидированного регионального бюджета является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета. Рассмотрим структуру консолидированного бюджета края за 2010 – 2014 г.

Таблица 1 Структура консолидированного бюджета края (в процентах к итогу)

  

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доходы – всего

100

100

100

100

100

из них:

налог на прибыль организаций

16

17

18

17

18

налог на доходы физических лиц

27

24

25

31

31

налоги на товары и услуги

6

6

7

9

8

из них акцизы

6

6

7

9

8

налог на имущество

12

10

10

14

15

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

4

3

3

4

4

безвозмездные поступления

25

31

29

16

14

Расходы – всего

100

100

100

100

100

из них на: общегосударственные вопросы

7

6

6

6

8

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

4

4

1

1

1

топливо и энергетику

0,0

0,0

-

-

-

сельское хозяйство и рыболовство

3

3

3

4

3

транспорт

0,7

0,6

0,9

1

1

связь и информатику

0,2

0,3

0,2

0,3

0,5

дорожное хозяйство

6

3

9

8

8

жилищно-коммунальное хозяйство

15

20

11

10

8

образование

21

20

21

24

27

культуру, кинематографию и средства массовой информации

3

3

3

3

4

здравоохранение и физическую культуру

17

18

18

18

19

социальную политику

15

11

16

12

14

 

     Анализируя Табл.1, можно отметить, что НДФЛ составляет наибольшую долю среди всех доходов на протяжении анализируемого периода. В 2014 г. доля налога на имущество увеличилась на 3% по сравнению с 2010 г. Тенденцию к снижению имеют безвозмездные поступления, так за анализируемый период их доля снизилась на 11%.

По некоторым статьям расходов наблюдается сокращение: на ЖКХ - 7%, социальную политику - 1% и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 3%. Но некоторые расходы увеличиваются, например, на здравоохранение и физическую культуру рост составляет2% и на образование - 6%.

    В 2013 году продолжены мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетного процесса. В рамках работы по улучшению качества оказания государственных услуг (выполнения работ) утверждены показатели оценки эффективности деятельности государственных учреждений Краснодарского края. Создана правовая основа для финансирования с 1 января 2014 года учреждений по нормативно-душевому методу в рамках стандарта дошкольного образования.

    Далее рассмотрим Табл.2, в которой более подробно рассмотрен консолидированный бюджет Краснодарского края, представленный статьями доходов и расходов края за 2012 -2014 гг.


Таблица 2 Консолидированный бюджет Краснодарского края

 

 

Наименование

2012

2013

2014

Всего (млн.руб.)

в % к ВРП

Всего (млн.руб.)

в % к ВРП

Всего (млн.руб.)

в % к ВРП

Доходы – всего

244931

16,8

219373

13,6

232883

13,2

из них:

налог на прибыль организаций

43160

3,0

36287

2,2

42838

2,4

налог на доходы физических лиц

61181

4,2

68886

4,3

72004

4,1

налоги на товары и услуги

17018

1,2

19129

1,2

17941

1,0

из них акцизы

17018

1,2

19129

1,2

17941

1,0

налог на имущество

25694

1,8

30111

1,9

33860

2,0

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

 

7642

 

0,5

 

9536

 

0,6

 

9619

 

0,5

безвозмездные поступления

70921

4,9

34154

2,1

33083

1,9

Расходы – всего

278608

19,1

269987

16,7

259759

14,7

из них на: общегосударственные вопросы

16628

1,1

17112

1,1

19418

1,1

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

2853

0,2

3727

0,2

3749

0,2

топливо и энергетику

-

-

-

-

-

-

сельское хозяйство и рыболовство

7593

0,5

9918

0,6

7917

0,5

транспорт

2427

0,2

2945

0,2

3266

0,2

связь и информатику

561

0,0

717

0,0

1361

0,1

дорожное хозяйство

24765

1,7

22538

1,4

19935

1,1

жилищно-коммунальное хозяйство

31963

2,2

28107

1,7

20262

1,2

образование

58435

4,0

65805

4,1

69427

4,0

культуру, кинематографию и средства массовой информации

8381

0,6

9163

0,6

9669

0,6

здравоохранение и физическую культуру

48917

3,4

48955

3,0

48013

2,7

социальную политику

43199

3,0

32212

2,0

36700

2,1

Профицит (+), дефицит (-),

-33677

-

-50613

-

-26876

-

 

   Анализируя Табл.2 можно судить о том, как изменялась динамика бюджета Краснодарского края в период с 2012 по 2014 гг. Общие доходы бюджета по итогам 2013 года составили 219,4 млрд. рублей, или 89,6 % к уровню 2012 года. При этом, снижение обусловлено существенным (в 1,9 раза) сокращением (до 38,6 млрд. рублей) объѐма безвозмездных поступлений из федерального бюджета по сравнению с уровнем 2012 года, в котором большой объѐм межбюджетных трансфертов направлялся на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а также на строительство объектов и обеспечение мероприятий по организации и проведению ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр, развитие города Сочи как горноклиматического курорта [2, ст. 2].

    Доходная часть бюджета в 2014 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилась на 5% (доходы бюджета региона в 2012 года составили 244 931 млн. руб., а в 2014 г. 232 883 млн. руб.), но сравнивая 2014 и 2013 гг. можно заметить рост доходной части на 6,2% или на 13 510 млн. руб. В целом среди доходов бюджета проявляется тенденция увеличения за счет налоговых поступлений в региональный бюджет.

    Расходная часть в свою очередь уменьшается, если сравнивать 2014 и 2012 гг., то можно заметить снижение расходов  на 6,8%  за счет  уменьшения  расходов  дорожного и жилищно-коммунального хозяйств. Несмотря на тенденцию снижения расходов и увеличения доходов, наблюдается дефицит бюджета края, который составил 26 876 млн. руб. в 2014 г. Дефицит бюджета в 2014 г. оказался на 20,2 % или на 6801 млн. руб. меньше чем два года назад (дефицит 2012 г. составил 33 677 млн. руб. в 2014 г. — 26876 млн. руб.). Дефицит бюджета края в рамках анализируемого периода достиг своего максимального значения в 2013 г. и составил 50 613 млн. руб., если сравнивать с 2012 г. происходит увеличение на 50,3%, а с 2014 г. – уменьшился почти в два раза, что составило 46,9%.

   Подведем итоги исполнения бюджета Краснодарского края и рассмотрим их в Табл.3.

Таблица 3 Определение результата исполнения бюджета на 2013 – 2014 г.

  

 

Наименование дохода бюджета

2013 г.

2014 г.

Абсолютное изменение, млн. руб.

 

Динамика, %

млн. руб.

млн. руб.

Доходы бюджета

219 373

232 883

13 510

106,2

Расходы бюджета

269 987

259 759

10 228

96,2

 

Результат исполнения бюджета (дефицит «-», профицит «+»

 

 

-50 613

 

 

-26 876

 

 

23 737

 

 

-

 

    В Табл.3 рассмотрен результат исполнения бюджета на 2013 -2014 г. Доходы бюджета увеличились на 13 510 млн. руб. или на 6,2%, а расходы уменьшились на 10 228 млн. руб. или на 3,8%. Дефицит сократился на 23 737 млн. руб. Можно заметить, что доходы возрастают, а расходы сокращаются, но дефицит бюджета остается, но все же постепенно снижается. Согласно ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 13.07.2015 г.), дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В нашем крае дефицит не превышает указанного значения и составляет в 2014 г. 13,5%.

    Проанализировав структуру и динамику консолидированного бюджета Краснодарского края можно заметить, что по итогам 2014 г. доходы бюджета края с учетом безвозмездных поступлений составили 232 883 млн. рублей, или 95,1% к уровню 2012 г.

   Проводимая в Краснодарском крае работа, направленная на повышение качества управления региональными финансами, ежегодно отмечается Министерством финансов Российской Федерации с положительной стороны.

    Администрация Краснодарского края предлагает повысит открытость государственных финансов края за счет публичного обсуждения на портале «Открытый бюджет Краснодарского края», который предлагается создать. Это поможет гражданам следить за реализацией государственных программ [2, с. 23].

  Подводя итоги работы, при бюджетном дефиците возможными мерами повышения эффективности могут быть:

-   осуществление сокращения расходов за счет оптимизации использования денежных средств;

-   увеличение продуктивности при управлении государственным имуществом;

-    привлечение доходов бюджета за счет  улучшения налогового контроля за поступлением налогов и сборов.

    Особое внимание нужно уделить мерам, направленным на привлечение в регион дополнительных инвестиций, поддержке малого и среднего бизнеса в регионе, стабилизации финансового состояния убыточных организаций, повышению уровня заработной платы в хозяйствующих субъектах, а также регулярный мониторинг просроченной кредиторской задолженности главных распорядительных средств краевого бюджета.

 

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 13.07.2015);

2.     Основные направления налоговой и бюджетной политики Краснодарского края на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов (дата публикации 20.10.2014 г.);

3.     Современный региональный бюджет (методология анализа и налоговая политика): учеб. пособие/В.П. Зайков. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – 287 с.