Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Одной из приоритетных задач Российской Федерации является обеспечение положительной динамики экономического и социального развития регионов. Вследствие чего требование в отношении качества государственного регулирования экономики регионов повышается. Особенное значение уделяют инструментам государственного регулирования. В силу того, что в настоящее время уровень социально- экономической дифференциации регионов высок, наиболее эффективное построение и решение стратегических и тактических задач, связанных с развитием страны, необходимо осуществлять именно на уровне регионов.

Налоговая политика, действующая в конкретном регионе, – является одним из ключевых и результативных инструментов регулирования темпов экономического роста. С помощью налоговой политики происходит стимулирование инновационного и инвестиционного развития, повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Существует широкий перечень методов оценок эффективности налоговой политики. Большинство из них условно разделяют на 4 группы:

1)   на основе экспертных оценок;

2)   на основе коэффициента налоговой лояльности;

3)   на основе соблюдения принципов построения налоговой системы;

4)     на основе базовых показателей, характеризующих уровень налогового бремени и социально- экономическое состояние региона.

В данной статье будет подробно рассмотрена и проанализирована на примере различных регионов Российской Федерации методика на основе базовых показателей, характеризующих уровень налогового бремени и социально-экономическое состояние региона.

Данная методика является одной из самых оптимальных, с помощью нее анализируются показатели, которые всесторонне характеризуют налоговую политику региона.

Рассмотрим понятие «налоговая нагрузка». В определении данного понятия имеются различные подходы, но наиболее четко их можно представить как следующее.

Налоговая нагрузка - есть  процентное отношение суммы собранных налогов к национальному доходу за данный год. Налоговая нагрузка на население характеризует степень распределения налогового давления на членов общества, так как практически все налоги на производство включаются в цену товара (за исключением налога на прибыль) и в итоге ложатся на плечи конечных потребителей.

Показатель налоговой нагрузки играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономики как региона, так и страны в целом. Налоговую нагрузку можно рассчитывать на трех уровнях: на уровне хозяйствующего субъекта, региона и государства.

Из множества методик определения налоговой нагрузки наибольшее  практическое применение получила методика, разработанная Департаментом Налоговой политики Министерства финансов РФ.

Налоговые органы, прежде чем вынести решение о проведении выездной налоговой проверки, рассчитывают показатель налоговой нагрузки налогоплательщика, руководствуясь Приказом ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ- 3-06/333@, а также Письмом ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой  базы»  от    17.07.2013   №    АС-4-2/12722,   содержащее  формулы расчета  налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Полученный показатель сравнивается с показателем по отрасли.

Оценка налоговой нагрузки региона выражается следующей формулой:



НН      = Нрег ∗ 100%                                                                                          (1)

ВРП

где, ННрег- налоговая нагрузка региона,

Нрег - сумма налогов, уплаченных регионом в текущем периоде,

ВРП - валовой региональный продукт региона.

Млн.руб.

2012

2013

2014

2015

2016

Нрег

1 258 324,2

1 107 000,7

1 665 637,0

2 479 106,3

2 643 481,3

ВРП

10 666 870,5

11 814 897,4

12 779 525,7

13 532 598,0

14 218 138,1

ННрег

11,79

9,37

13,03

18,32

18,59


 
Рассчитаем налоговую нагрузку на примере нескольких регионов Российской Федерации: Таблица 1 – Расчет налоговой нагрузки в г.Москва за период 2012-2016гг.

   

По рассчитанным данным видно, что наименьшее значение налоговой нагрузку в г.Москве наблюдалось в 2013г., после чего резким скачком на 3,66 налоговая нагрузка увеличилась в 2014г., далее на 5,29 в 2015г., в 2016г. наблюдалась также положительная динамика. Это связано с тем, что сумма налогов уплаченных регионом за период 2012-2015гг. была наименьшая в 2013г., после чего стала увеличиваться, в связи с этим коэффициент налоговой нагрузки также возрос.

Таблица 2 – Расчет налоговой нагрузки в Орловской области за период 2012-2016гг.

 

Млн.руб.

2012

2013

2014

2015

2016

Нрег

19 139,5

19 485,3

20 968,2

20 774,1

22 764,5

ВРП

146 103,2

164 797,0

178 822,5

205 763,5

231 184,3

ННрег, %

13,10

11,82

11,73

10,10

9,85

 

По приведенным данным установлено, что несмотря на заметно меньший уровень сумм уплаченных налогов в Орловской области по сравнению с г.Москвой, уровень налоговой нагрузки в 2012-2013гг. превысил уровень налоговой нагрузки г.Москвы. Это связано с тем, что валовый региональный продукт Оренбургской области около 70 раз меньше ВРП г.Москвы, поэтому определяя соотношение сумм уплаченных налогов регионов к его ВРП, получается достаточно высокий коэффициент налоговой нагрузки.

Таблица 3 – Расчет налоговой нагрузки в Воронежской области за период 2012-2016гг.

 

Млн.руб.

2012

2013

2014

2015

2016

Нрег

64 184,5

71 464,0

75 818,7

78 888,4

88 316,9

ВРП

563 965,4

611 720,4

717 667,2

823 133,6

901 156,3

ННрег, %

11,38

11,68

10,56

9,58

9,80

 

Анализируя полученные коэффициенты, можно сделать вывод, что доля налоговой нагрузки в Воронежской области с 2013г. имеет отрицательную динамику, так как уровень ВРП растет быстрее, чем сумма уплаченных налогов Воронежской области.

Таблица 4 – Расчет налоговой нагрузки в Республике Татарстан за период 2012-2016гг.

 

Млн.руб.

2012

2013

2014

2015

2016

Нрег

333 808,6

345 156,7

387 463,5

423 378,5

440 353,5

ВРП

1 437 001,0

1 551 472,1

1 661 413,8

1 833 214,5

2 132 145,6

ННрег, %

23,23

22,25

23,32

23,09

20,65


По приведенным данным видно, что налоговая нагрузка в Республике Татарстан практически не имеет динамики, за период 2012-2015гг. ее значение находилось около 23%, что заметно выше налоговой нагрузки в г.Москве.

Представим данные, используемые при расчете налоговой нагрузки в г.Москве, Орловской области, Воронежской области, Республике Татарстан за период 2012-2016гг. графически.

Диаграмма 1 – Показатели налоговой нагрузки в г.Москве, Орловской области, Воронежской области, Республике Татарстан за период 2012-2016гг.


Данная диаграмма показывает, что самая высокая налоговая нагрузка из рассмотренных регионов за период 2012-2016г. была определена в Республике Татарстан, такую налоговую нагрузку (свыше 20%) относят к высокой, средняя налоговая нагрузка (10-20%) наблюдалась в остальных рассмотренных регионах. Однако налоговая нагрузка в г.Москве заметно возросла в 2015-2016гг., ее также можно отнести к высокой налоговой  нагрузке.

Проведя анализ, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка зависит не только от величины уплаченных регионом налогов в текущем периоде, но и также от валового регионального продукта региона, именно соотношение данных двух показателей может достаточно точно определить налоговую нагрузку того или иного региона. И несмотря на то, что в г.Москве сумма уплаченных налогов в несколько раз превосходит остальные регионы, показатель ВРП не пропорционально высок по сравнению, например, с Республикой Татарстан. Таким образом, несмотря на то, что сумма уплаченных налогов в Республике Татарстан ниже, чем в г.Москве, сумма созданного ВРП в данном регионе пропорционально выше, чем в г. Москве, то есть в Республике Татарстан более эффективно используются имеющиеся ресурсы, а следовательно, реализация налоговой политики в Республике Татарстан эффективнее, чем в других рассмотренных субъектах РФ.

Показатель налоговой нагрузки оказывает воздействующее значение на уровень доходов хозяйствующих субъектов, вследствие чего оказывает влияние на величину направляемых на развитие различных сфер деятельности инвестиций. Таким образом, эффективная налоговая политика включает в себя такую величину  ставок  и  льгот, которые, с одной  стороны, обеспечивают необходимый уровень налоговых поступлений, а с другой стороны, максимальный социально-экономический рост территории.

Налоговая политика является эффективной, если степень удовлетворенности интересов государства и налогоплательщиков положительна.

Одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост в стране, является дифференциация субъектов по социально-экономическому уровню развития. Вследствие чего налоговая политика должна сглаживать неравенство, сложившееся между регионами Российской Федерации. Для этого необходимо расширить полномочия в сфере налогового регулирования, органов власти субъектов  Российской Федерации.

В настоящее время региональные власти не имеют нужного объема налоговых полномочий, чтобы создать благоприятные условия налогообложения для поддержания своей конкурентоспособности в инвестиционной среде.

Расширив полномочия в сфере налогообложения органов власти субъектов РФ, в регионах будет увеличиваться динамика простого и расширенного воспроизводства, темпы научно-технического прогресса, уровень занятости, степень экологизации производства, прибыльность предприятий, величина бюджетных доходов, степень реализации основных функций государства и, как результат, тенденции экономического развития и уровень жизни населения региона.

 

Список литературы

 

1.        Игонина Л.Л., Мамонова И.В.- Статья: Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне-2017г.;

2.        Официальный сайт Федеральной налоговой службы,  раздел Налоговая аналитика (отчеты по форме 1-НОМ) https://www.nalog.ru/

3.        Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://mrd.gks.ru/

4.        Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722;

5.        Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@;

6.        Федорова О.С. – Журнал "Налоги и финансовое право" (выпуск 3), 2017г.;