07 января 2016г.
Развитие глобализации и свободной торговли требует корректировки существующих концепций развития региональных потребительских рынков, освоения новых технологий ведения бизнеса. В этих условиях возрастает роль предприятий, оказывающих консалтинговые услуги.
Консалтинг – деятельность, осуществляемая по заказу корпоративных клиентов юридическими или физическими лицами, и направленная на решение проблем предприятий, их функционирования и развития.
Предприятие, ведущее консалтинговую деятельность, оказывает множество консалтинговых услуг.
Классифицируя их, можно выделить два основных вида:
- с точки зрения предмета консультирования - попредметная классификация, которая распространена в большей степени, поскольку она понятнее потребителям консалтинговых услуг. Согласно ей консалтинговые услуги квалифицируются в зависимости от тех разделов управленческого консультирования, на которые они направлены: общий менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент и т.д. [4, с. 47];
На рынке Ульяновской области вследствие динамичного роста маркетингового направления, обусловленного накоплением маркетингового опыта, усложнением конкурентной среды, а так же ужесточением конкуренции, наиболее активно формируемым, на данном этапе, является маркетинговый консалтинг [2; с. 44].
Например, сеть торговых центров «СтройГрад» делегирует часть маркетинговой деятельности консалтинговому маркетинговому агентству «Артефакт». В основном к делегируемой деятельности относятся полевые исследования – наблюдения, эксперименты, опросы потребителей, фокус-группы.
Помимо маркетингового, активно развивается кадровый консалтинг. Вернемся к компании «СтройГрад». Компания занимается строительством и последующим девелопментом офисных и торговых площадей. Организационная структура предприятия в значительной степени широкая. Однако, компания «СтройГрад» не имеет собственного отдела кадров. Предварительные собеседования, подбор и оценку персонала осуществляет консалтинговая компания «Агентство кадровых решений». Компания состоит из команды профессиональных рекрутеров, имеющих сертификаты международных стандартов и высокую квалификацию.
- с точки зрения метода консультирования – методологическая классификация [4, с.47-48], которая профессионально ориентирована на самих консультантов, так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. Согласно этой классификации различают:
- Процессное консультирование (проектное) заключается в совместной работе консультанта с персоналом и руководством компании-заказчика в области разработки и внедрения проектов по оптимизации процессов в компании, необходимых для достижения конкретных целей.
На рынке Ульяновской области процессное консультирование в большей степени развивается в направлении маркетинга. Компании активно сотрудничают с маркетинговыми консалтинговыми компаниями (такими как Артефакт, Фогель Консалтинг, Бизнес центр и др.) для достижения синергии в разработке проектов маркетинговых исследований, что способствует эффективности маркетинговой политики предприятия.
Не менее активно развивается направление проектного консалтинга в сфере интернет-маркетинга. В современном мире социальные сети играют весомую роль в восприятии бренда потенциальными потребителями. Поэтому реклама стремится найти свое место в виртуальном пространстве. Это обуславливает развитие интернет- ориентированных маркетинговых консалтинговых компаний, таких как Social lift. Компании ведут постоянную поддержку известных брендов в интернет-пространстве, сопровождая ее систематическими рекламными акциями и розыгрышами, с целью завоевания лояльности потребителей. Собственные отделы маркетинга крупных компаний редко включают в свой состав специалистов SMM-маркетинга, как следствие, реклама в виртуальном пространстве делегируется консалтинговым агентствам в полном объеме.
- Экспертное консультирование предусматривает разработку решений и рекомендаций по их внедрению после проведения диагностики компании-заказчика.
В экспертном варианте консультант выступает в роли высококвалифицированного специалиста – эксперта, который самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Обязанность клиента - обеспечить консультанту необходимые условия для работы и требуемую информацию, а также реализацию советов и предложений консультанта. При экспертном консультировании успех проекта определяется следующими факторами: квалификацией эксперта, а также умением и желанием клиента воспользоваться полученными рекомендациями. При отсутствии второго фактора даже самая высокая экспертная квалификация консультанта и профессиональные рекомендации не смогут сделать проект успешным.
При экспертном консультировании, потребность в консультантах вызвана необходимостью реализации углубленного или экспресс-анализа ситуации, с целью выявления актуальных проблем предприятия и определения направлений и областей совершенствования деятельности.
Практика показывает, что рынок услуг консультантов экспертного консалтинга имеет достаточно четкие границы. Как правило, это юридические, бухгалтерские, финансовые, налоговые, технические вопросы. То есть клиент нуждается в помощи эксперта, который предложит готовое решение, опираясь на свой профессионализм и опыт в конкретной сфере деятельности предприятия [1, C.82].
Экспертное консультирование широко развивается на федеральных рынках, региональные же предприятия чаще обращаются к процессному или обучающему консалтингу. В основном, заказчиками экспертного консультирования в регионе выступают крупные предприятия, с развитыми организационными структурами и профессиональным менеджментом. Руководство подобных предприятий не жалеет бюджета на экспертное консультирование, справедливо полагая, что инвестиции в развитие и совершенствование внутренних процессов способны принести количественные и качественные результаты как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Например, кондитерская фабрика «Глобус» уделяет активное внимание эффективности собственного производства. В связи с этим, на фабрику регулярно приглашаются эксперты международных компаний, сотрудничающие с крупными игроками на мировых кондитерских рынках, с целью повысить качество производства и усовершенствовать технологию выпуска готовой продукции.
Другим примером компании, привлекающей экспертное консультирование на ульяновском рынке, считается девелопментская компания «DARS». Менеджмент компании использует экспертное консультирование не только в качестве метода совершенствования бизнес-процессов, но и как способ поддержания высокого уровня корпоративной культуры.
- Обучающее консультирование заключается в том, что роль консультанта сводится к предоставлению клиенту необходимой теоретической или (и) практической информации в форме семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.
Обучающее консультирование можно рассматривать как форму внедрения знаний в экономическую деятельность, альтернативную такой традиционной форме, как обучение. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т. д. передаются менеджерам в общей форме и затем уже применяются ими уже на практике [1, с.96].
Катализатором обучающего консультирования на рынке Ульяновской области выступает консалтинговое бизнес-тренинговое агентство Smart team. Основная деятельность компании – проведение систематических обучающих семинаров и тренингов для руководства компаний, топ-менеджмента и персонала высшего звена.
В заключение можно отметить, что консалтинг это, как правило, B2B (businesstobusiness – бизнес для бизнеса) [3, c.94]. Консалтинговые фирмы оказывают профессиональные услуги в разнообразных сферах (маркетинг, логистика, управление персоналом, IT и многое другое), причем эти услуги могут оказываться в формах проектного, экспертного, а так же обучающего консультирования. Выбор конкретного вида зависит от текущего состояния компании, а так же целей, к которым она стремится.
Список литературы
1. Блинов А.О. Управленческое консультирование: учебник для магистров / Блинов А.О., Дресвянников В.А.– М.: Дашков и Ко, 2013. – 304 с.
2. Лапицкая Л.В. О развитии интегрированного маркетинга в России: взгляд из региона // Вестник Удмуртского университета, 2012, Вып. №4, серия 2: Экономика и право. – С. 40-45.
3. Майстер Д. Консалтинговые услуги – М.: АКЭУ, 2006. – 244 с.
4. Посадский А.П. Консультационные услуги в России / Посадский А.П., Хайниш С.В. – М.: Финстатинформ, 2009. – 171 с.