Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЛИНГА

Авторы:
Город:
Бишкек
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Интерпретация сущности контроллинга проявлена в современной концепции, предусматривающей применение контроллинга как инструмента, который обеспечивает ликвидации узких мест в деятельности компании и ориентированного на будущее в соответствиях с поставленной стратегической целью. При данном понимании контроллинга он задействован на всех стадиях управленческих процессов, итоговой целью которого является обеспечение конкурентоспособности и результативности деятельности.

   В общем виде основные положения теории контроллинга в государственном управлении можно сформулировать таким образом.

1.   Контроллинг – качественно новый и перспективный инструмент в решениях задач управления (менеджмента), адекватный условию информационного общества и эпохи глобализации.

2 Контроллинг ориентирован на обеспечения наиболее высокой результативности и конкурентоспособности в условии неопределенности и нестабильности рыночной среды.

3.   Контроллинг призван поддерживать, способствовать оптимизации процессов управления (менеджмента) и принятия управленческих решений.

4.   Контроллинг осуществляет свои функции, базируясь на основных положениях системных подходов об интеграции, взаимосвязях, обратных связях при установлении комплексных методологий, при охвате всех уровней и областей управления государством.

   Структуризации (классификации) контроллинга соответствуют уровню принятий решений в государстве. Общепринятым является разграничение таких видов контроллинга: стратегического, оперативного, тактического и операционного.

  В структуры контроллинга в государственном управлении входят такие разделы: определение цели; планирование; учеты; информационные потоки; мониторинг; контроль; анализ планов, итогов, отклонений; разработка рекомендаций для принятий управленческих решений.

    Контроллинг является общепризнанным, результативным инструментом управления. Его потенциальные возможности достаточны для внедрения на уровне государственного управления и, в частности, при осуществлении важной функции – оценки результативности государственного управления.

   Контроллинг - один из структурных элементов систем государственного планирования и при этом владеет своими характерными спецификами, которые отличают его от иных элементов [1, с. 70-72].

   Основной спецификой контроллинга является то, что он интегрирует все комплексы инструментов, которые применяются в процессах планирования. Так, в службе контроллинга интегрируются функции оперативного и стратегического контроллинга, осуществляется взаимосвязь всех этапов планирования, развиваются разные варианты сценариев формирования и прогноза.

   В границах контроллинга в компаниях данная интегрирующая функция может быть осуществлена двумя методами:

1)   служба контроллинга может полностью принять на себя функцию планирования;

2)     служба контроллинга может исполнять координации и интеграции функций планирования, которые реализуются соответственными структурными подразделениями компании.

   При условиях основания службы государственного контроллинга первый метод может иметь крайне ограниченную область использования, так как имеется сложившаяся дифференциация и относительная обособленность структуры власти, которая осуществляет функцию управления и планирования в том числе. Наиболее действенным является второй метод, при котором служба контроллинга, как  подразделения государственного органа, реализует интеграции процедуры планирования.

   Так, частные планы интегрируются службой контроллинга в единый сводный план, составные элементы которого взаимосогласованы. Данная согласованность достигается, если служба контроллинга реализует координации, консультации, контроль в ходе исполнения всех этапов процессов планирования [4, с. 15].

   Система государственного контроллинга в переходной экономике определяется двумя определяющими тенденциями.   Во-первых,  происходит  либерализация   экономики,  сводящаяся  к   отказам  государства  от монополий на ведение тех или других типов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершаются переходы от преимущественно административных способов государственного регулирования (посредством предписания, запрета, ограничения) к экономическим (через денежно-кредитные и бюджетно-налоговые системы) [2].

   В переходной экономике роли государственного контроллинга в целом выше, чем в сформированном рыночном хозяйстве. Это определено такими причинами. Прежде всего, переходы от административно- командных систем к рыночным не происходит автоматически, в особенности, в странах, которые находятся на этапах индустриального общества (почти все постсоветсткие страны). Государство должно активно принимать участие в развитии рыночных институтов, в особенности, в разработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их исполнение. Дальше, в переходной экономике рынки не сразу становятся основными регуляторами хозяйственных деятельностей, поэтому государству приходится активно внедряться в экономический процесс.

  Контроллинг уже давно признался одним из результативных инструментов управлений, особенно при стратегических планированиях и государственном регулировании экономики [3].

    Государственный контроллинг должен действовать как подсистема государственных управлений и по своему содержанию быть способом поддержки функции государственного управления. Его значимость устанавливается не только формированиями нужной для цели управлений оценочной экономической информации, но и обеспечением обратной связи между органами государственной власти и управляемыми экономическими системами.

   Контроллинг позволяет обнаружить более результативные пути достижения поставленной цели [5, с. 169]. Цели должны быть реальные, такие, которые могут быть исполнены своими силами с применением минимальных затрат.

   Существуют два вида целей - макроцели (цели организаций) и микроцели (индивидуальные цели сотрудников). Исполнение каждым работников своей цели обеспечивает исполнение поставленных целей организации в целом. Каждый сотрудник должен быть ответственным за исполнение своих задач. Целью является ликвидация причин, а не наказание виноватых.

  Главная задача контроллинга в системе управления – скоординировать функции стратегического планирования и системы стратегического информационного обеспечения (стратегический контроллинг).

   Главная задача оперативного контроллинга в управлении – оказание помощи менеджеру в достижениях запланированной цели. В границах стратегического анализа, который осуществляется системой контроллинга - нужно зафиксировать исходную ситуацию, потенциал и стратегические люки компании, анализ исходной ситуации позволит выявить его слабые и сильные стороны на этапе оценок стратегии, стоит искать и конкретизировать альтернативные варианты, которые позволят достигнуть поставленной цели и ликвидировать люки.

 

Список литературы

1.     Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2013. – 280 с.

2.     Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014

3.     Башкатова Ю. Роль контроллинга в планировании основной деятельности предприятия//Власть. 2012. -№12. –С. 232.

4.     Локтев С.А. Аналитическое планирование как основа производственного менеджмента предприятий в условиях нестабильной среды. –Новосибирск, 2013. – 275 с.

5.     Манн Рудольф. Контроллинг для начинающих. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 208 с.