07 января 2016г.
Интерпретация сущности контроллинга проявлена в современной концепции, предусматривающей применение контроллинга как инструмента, который обеспечивает ликвидации узких мест в деятельности компании и ориентированного на будущее в соответствиях с поставленной стратегической целью. При данном понимании контроллинга он задействован на всех стадиях управленческих процессов, итоговой целью которого является обеспечение конкурентоспособности и результативности деятельности.
В общем виде основные положения теории контроллинга в государственном управлении можно сформулировать таким образом.
1. Контроллинг – качественно новый и перспективный инструмент в решениях задач управления (менеджмента), адекватный условию информационного общества и эпохи глобализации.
2 Контроллинг ориентирован на обеспечения наиболее высокой результативности и конкурентоспособности в условии неопределенности и нестабильности рыночной среды.
3. Контроллинг призван поддерживать, способствовать оптимизации процессов управления (менеджмента) и принятия управленческих решений.
4. Контроллинг осуществляет свои функции, базируясь на основных положениях системных подходов об интеграции, взаимосвязях, обратных связях при установлении комплексных методологий, при охвате всех уровней и областей управления государством.
Структуризации (классификации) контроллинга соответствуют уровню принятий решений в государстве. Общепринятым является разграничение таких видов контроллинга: стратегического, оперативного, тактического и операционного.
В структуры контроллинга в государственном управлении входят такие разделы: определение цели; планирование; учеты; информационные потоки; мониторинг; контроль; анализ планов, итогов, отклонений; разработка рекомендаций для принятий управленческих решений.
Контроллинг является общепризнанным, результативным инструментом управления. Его потенциальные возможности достаточны для внедрения на уровне государственного управления и, в частности, при осуществлении важной функции – оценки результативности государственного управления.
Контроллинг - один из структурных элементов систем государственного планирования и при этом владеет своими характерными спецификами, которые отличают его от иных элементов [1, с. 70-72].
Основной спецификой контроллинга является то, что он интегрирует все комплексы инструментов, которые применяются в процессах планирования. Так, в службе контроллинга интегрируются функции оперативного и стратегического контроллинга, осуществляется взаимосвязь всех этапов планирования, развиваются разные варианты сценариев формирования и прогноза.
В границах контроллинга в компаниях данная интегрирующая функция может быть осуществлена двумя методами:
1) служба контроллинга может полностью принять на себя функцию планирования;
2) служба контроллинга может исполнять координации и интеграции функций планирования, которые реализуются соответственными структурными подразделениями компании.
При условиях основания службы государственного контроллинга первый метод может иметь крайне ограниченную область использования, так как имеется сложившаяся дифференциация и относительная обособленность структуры власти, которая осуществляет функцию управления и планирования в том числе. Наиболее действенным является второй метод, при котором служба контроллинга, как подразделения государственного органа, реализует интеграции процедуры планирования.
Так, частные планы интегрируются службой контроллинга в единый сводный план, составные элементы которого взаимосогласованы. Данная согласованность достигается, если служба контроллинга реализует координации, консультации, контроль в ходе исполнения всех этапов процессов планирования [4, с. 15].
Система государственного контроллинга в переходной экономике определяется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, сводящаяся к отказам государства от монополий на ведение тех или других типов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершаются переходы от преимущественно административных способов государственного регулирования (посредством предписания, запрета, ограничения) к экономическим (через денежно-кредитные и бюджетно-налоговые системы) [2].
В переходной экономике роли государственного контроллинга в целом выше, чем в сформированном рыночном хозяйстве. Это определено такими причинами. Прежде всего, переходы от административно- командных систем к рыночным не происходит автоматически, в особенности, в странах, которые находятся на этапах индустриального общества (почти все постсоветсткие страны). Государство должно активно принимать участие в развитии рыночных институтов, в особенности, в разработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их исполнение. Дальше, в переходной экономике рынки не сразу становятся основными регуляторами хозяйственных деятельностей, поэтому государству приходится активно внедряться в экономический процесс.
Контроллинг уже давно признался одним из результативных инструментов управлений, особенно при стратегических планированиях и государственном регулировании экономики [3].
Государственный контроллинг должен действовать как подсистема государственных управлений и по своему содержанию быть способом поддержки функции государственного управления. Его значимость устанавливается не только формированиями нужной для цели управлений оценочной экономической информации, но и обеспечением обратной связи между органами государственной власти и управляемыми экономическими системами.
Контроллинг позволяет обнаружить более результативные пути достижения поставленной цели [5, с. 169]. Цели должны быть реальные, такие, которые могут быть исполнены своими силами с применением минимальных затрат.
Существуют два вида целей - макроцели (цели организаций) и микроцели (индивидуальные цели сотрудников). Исполнение каждым работников своей цели обеспечивает исполнение поставленных целей организации в целом. Каждый сотрудник должен быть ответственным за исполнение своих задач. Целью является ликвидация причин, а не наказание виноватых.
Главная задача контроллинга в системе управления – скоординировать функции стратегического планирования и системы стратегического информационного обеспечения (стратегический контроллинг).
Главная задача оперативного контроллинга в управлении – оказание помощи менеджеру в достижениях запланированной цели. В границах стратегического анализа, который осуществляется системой контроллинга - нужно зафиксировать исходную ситуацию, потенциал и стратегические люки компании, анализ исходной ситуации позволит выявить его слабые и сильные стороны на этапе оценок стратегии, стоит искать и конкретизировать альтернативные варианты, которые позволят достигнуть поставленной цели и ликвидировать люки.
Список литературы
1. Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2013. – 280 с.
2. Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014
3. Башкатова Ю. Роль контроллинга в планировании основной деятельности предприятия//Власть. 2012. -№12. –С. 232.
4. Локтев С.А. Аналитическое планирование как основа производственного менеджмента предприятий в условиях нестабильной среды. –Новосибирск, 2013. – 275 с.
5. Манн Рудольф. Контроллинг для начинающих. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 208 с.