Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКО-ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими системами. Наличие полной, своевременной и достоверной информации о развитии сельских территорий как в целом, так и по отдельным направлениям является необходимым условием организации контроля над эффективностью проводимых государством мероприятий в соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. Ведь обеспечить устойчивое развитие сельских территорий невозможно без глубокого знания и понимания проблем и потенциала каждой их них, а для этого необходим постоянный мониторинг изменения состояния местной социально-экономической системы, эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, оценок социального благополучия населения.

Одним из направлений в Концепции указано проведение научно-исследовательских работ, разработка системы и проведение мониторинга в сфере развития сельских  территорий. В целях совершенствования информационного обеспечения политики сельского развития необходимо повышение доступа к имеющейся статистической информации, а также проведение дополнительных статистических разработок и обследований, потому что от своевременности и достоверности получаемой информации зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Также указано о необходимости организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения [1].

Одним из важных направлений является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного  отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Это связано, прежде всего, со следующими обстоятельствами:

-     необходимостью эффективной организации сбора информации, характеризующей социально- экономическое положение населения;

-   проведением объективной оценки происходящих изменений на сельской территории;

-   прогнозированием развития сельских территорий;

-   своевременной разработкой регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.

Решение указанных проблем и должна обеспечить организация мониторинга развития сельских

территорий. Мониторинг представляет собой специально организованную и постоянно действующую систему учета (статистической отчетности), сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития конкретных проблем исследуемой территории. Информационной основой мониторинга может служить не только статистическая информация, но и данные социологических исследований, так как мнение населения должно учитываться в первостепенном порядке при принятии каких-либо управленческих решений.

Целью проведения мониторинга развития сельских территорий является формирование системы сведений об основных направлениях развития, эффективное соблюдение которых обеспечит оптимальное использование ресурсов, стабильное развитие территорий и улучшение жизни сельского населения.

Учитывая задачи государственной политики в области развития сельских территорий и содержание понятия «устойчивое развитие», основными направлениями мониторинга сельского развития должны являться следующие:

1)      мониторинг демографической политики и создания условий для переселения в сельскую местность;

2)    мониторинг диверсификации сельской экономики, политики повышения занятости и доходов сельского населения;

3)       мониторинг улучшения жилищных условий сельского населения, развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

4)   мониторинг политики сельского расселения;

5)   мониторинг экологической политики;

6)   мониторинг развития поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.

На наш взгляд, методика проведения мониторинга развития сельских территорий должна включать следующие этапы:

1 этап - определение цели и задач проведения мониторинга сельского развития. Целью мониторинга развития сельских территорий является формирование сведений об основных направлениях развития, эффективное соблюдение которых обеспечит оптимальное использование ресурсов, стабильное развитие территорий и улучшение жизни сельского населения на среднесрочную перспективу.

2 этап - определение и выбор основных составляющих (направлений) устойчивого развития сельских территорий. Учитывая триаду составляющих устойчивого развития (экономика, социальная сфера, включающая качество и уровень жизни населения, и экологическая составляющая), считаем необходимым проведение мониторинга по трем направлениям:

1)   мониторинг экономики сельских территорий;

2)     мониторинг социальной сферы, включающий уровень и качество жизни населения сельских территорий;

3)   мониторинг экологической обстановки на сельских территориях.

3    этап - выбор показателей устойчивого развития сельских территорий отдельно для каждого направления.

На данном этапе производится выбор показателей, характеризующих уровень развития той или иной сельской территорий. Набор показателей может быть дополнен или наоборот сокращен в зависимости от объекта исследования (страна в целом, регион, муниципальный район или поселение).

4 этап - разработка комплексной оценки уровня развития сельских территорий.

Считаем необходимым расчет показателя «муниципальный продукт», так как этот показатель не рассчитывается на уровне муниципальный образований, хотя по показателям ВВП и ВРП судят об устойчивом развитии страны и региона.

Процедура комплексной оценки развития территории является основой мониторинга. Комплексная оценка социально-экономического развития территорий представляет собой характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т.е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающие основные аспекты социально-экономических процессов, и содержащую обобщающие выводы об итогах социально-экономического развития территорий на основе качественных и количественных отличий, как от базы сравнения (плана, нормативов и т.д.), так и между отдельными территориями исследуемого региона. Аналогом комплексной оценки является построение комплексного интегрального показателя, по которому будет оцениваться уровень устойчивости территорий.

5) проведение классификации или типологизации сельских территорий по уровню их развития. Проведение анализа и выявление основных типов сельских территорий вызвана рядом объективных причин: а) типология позволит осознать закономерности территориального развития сельской местности, то есть диагностировать реакцию районной системы и ее отдельных элементов    на воздействие внешних факторов единой социальной и экономической среды.

б) существенное значение в современных методических подходах занимает вопрос об интегрированности стратегий низовых территорий в стратегические планы развития на общенациональном и региональном уровнях. Поскольку именно они формируют внешние факторы, иными словами «правила игры», обуславливающие развитие нижестоящих территориальных единиц. С этой точки зрения типология позволяет для каждого типа сельских территорий дифференцировать показатели развития и определить системообразующие отрасли и соответствующие параметры государственной политики, а также предложить адекватный набор инструментов саморазвития, учитывающий его сильные и слабые стороны;

в) изменились функции сельской местности, которые включают кроме традиционного обеспечения населения продовольствием и промышленность сырьем, социально-демографическую, социокультурную, экологическую, политическую, геополитическую и др.

6 этап - разработка и внедрение рекомендаций, направленных на повышение устойчивости сельских территорий разных типов.

Проведенная группировка сельских территорий является инструментом, позволившим объединить сельские территории в группы (зоны). Механизм группировки позволяет упорядочить имеющуюся совокупность, выделив группы по проблемно-отраслевому принципу.

Таким образом, создание системы мониторинга устойчивого развития сельских территорий на основе анализа статистической и оперативной информации позволит оценивать эффективность проведения мероприятий по улучшению социально-экономического положения территории, оказывать целенаправленную бюджетную поддержку, прогнозировать развитие территорий, разрабатывать необходимые документы, направленные на устойчивое развитие территорий.

 

Список литературы

 

1.     РАЗВИТИЕ     СЕЛЬСКИХ     ТЕРРИТОРИЙ      В    РФМиленкина     Э.Д., Синявская     А.Ю.  В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы VII международной научно-практической конференции. 2017. С. 286-292.