Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ АПК

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года высокие темпы роста экономики должны поддерживаться за счет развития приоритетных комплексов региона с ярко выраженным мультипликативным социально-экономическим эффектом. Агропромышленный комплекс региона обладает необходимым потенциалом для решения поставленных задач.

А в современных условиях стратегическими приоритетами развития АПК Краснодарского края, способными вывести его на новую траекторию ускоренного развития, являются повышение эффективности функционирования сельского хозяйства, сельхозпереработки и инфраструктуры рынка аграрной продукции для удовлетворения потребностей населения края и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [1].

Главным условием динамичного развития агропромышленного комплекса является пропорциональность и сбалансированность всех сфер, по вкладу которых в стоимость конечного продукта можно судить о диспропорциях в структуре агропромышленного комплекса. По оценкам экспертов в экономически развитых странах основная часть стоимости конечного продукта создается в третьей сфере, где обеспечивается комплексная без- отходная переработка сельскохозяйственного сырья, его хранение, фасовка и упаковка готовой продукции.

Так, в США в этой сфере создается до 80% розничной стоимости продукта, в то время как в России –   не более 40%. В условиях динамичных изменений политической и социальной среды актуализируется проблема формирования адекватной системы государственного регулирования агропромышленного комплекса, способной эффективно реагировать на различные вызовы. В настоящее время система государственного регулирования сельского хозяйства  и смежных с ним отраслей охватывает комплекс экономических, организационных, правовых и социальных аспектов развития сельского хозяйства. Обобщая функции и рычаги системы государственного регулирования аграрного сектора в странах с развитой рыночной экономикой, можно выделить следующие основные ее характеристики [8]:

-   государство оказывает мощную финансово-кредитную помощь фермерским хозяйствам (льготные условия кредитования, налогообложения, бюджетного финансирования);

-       система государственного регулирования сельскохозяйственного производства охватывает контроль объемов производства, качества продукции, состояние природных ресурсов;

-      важное значение в комплексе мер   государственного   регулирования отводится  ценовому механизму.

К основным функциям государственного регулирования агропромышленного комплекса следует отнести [1]:

-    формирование и воспроизводство эффективных субъектов хозяйствования, создание комплекса условий для поддержания устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье;

-   поддержка устойчивого предложения продовольственных и других сельскохозяйственных товаров, формирование и поддержка системы цен, что обеспечивает стимулирование устойчивости предложения и платежеспособного спроса населения на продовольственные и другие товары;

-     создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально- технических ресурсов, капитала, системы оптовых и розничных рынков и т.п.;

-   создание условий для адаптации субъектов АПК в системе межрегиональных и международных сельскохозяйственных рынков.

При разработке стратегии региональной политики развития агропромышленного комплекса Краснодарского края следует придерживаться следующих принципов:

-      эквивалентность финансово-экономических отношений между государством и регионом, субъектами региональной системы;

-   соответствие региональной политики интересам субъектов региональной системы;

-   целевой принцип, предусматривающий ориентацию всех мероприятий на достижение генеральной цели; и др.

Важнейшими элементами государственного регулирования агропромышленного рынка, предусмотренными при разработке региональных комплексных программ развития АПК, являются:

-      поддержка общего уровня доходности в отраслях агропромышленного комплекса путем предоставления государственной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

-   антимонопольное регулирование пропорций внутри- и межотраслевого обмена;

-   повышение конкурентного потенциала отраслей АПК;

-    увеличение реальных доходов населения за счет повышения занятости, уровня оплаты труда и социальных выплат.

Система     государственного     регулирования     должна     способствовать     развитию     рыночной инфраструктуры, поддержанию стабильной, благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведения государственных интервенций, обеспечения товаропроизводителей доступными кредитами.

Совершенствование механизмов государственного регулирования аграрной сферы должно быть направлено на улучшение использования её природных, трудовых, материальных ресурсов, создание эффективной институциональной среды, обеспечение роста инновационно- инвестиционной активности товаропроизводителей.

Система государственного регулирования реализуется посредством комплекса мер, осуществляемых государственными органами, с целью защиты национального рынка от негативных внешних воздействий, достижения устойчивого экономического роста посредством формирования эффективной структуры экономики, создания комплекса необходимых условий для модернизации технико- технологической базы отрасли, обеспечения экономической и социальной стабильности.

Механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса реализуются посредством нормативно-правового, информационного, инфраструктурного и финансового обеспечения, использования инструментов по регулированию рынка аграрной продукции, прогнозирования, программирования и планирования, ценового регулирования, и др.

Особое внимание должно быть уделено социальной поддержке села, развитию логистической инфраструктуры, обеспечению устойчивой доходности и конкурентоспособности отраслей. Перечисленные приоритеты развития аграрного сектора экономики должны определять соответствующие методы и инструменты государственного воздействия, способствующие решению поставленных задач.

Методы государственного регулирования аграрного сектора региона по формам влияния можно разделить на прямые и  косвенные, а по средствам влияния на административно-управленческие, экономические и правовые.

Прямо на функционирование хозяйствующих субъектов влияют административно-управленческие методы, включающие централизованно установленные цены, лимиты, квоты, директивные мероприятия целевых комплексных программ, различные формы контроля, в том числе валютного, лицензирование различных видов деятельности.

К косвенным относятся такие методы, которые не прямо, а опосредованно влияют на развитие рыночной среды посредством реализации разнообразных инструментов экономической политики: кредитно - финансовых, налоговых, правовых и т.д.

Административно-управленческие методы государственного регулирования базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Такие методы эффективны в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы государственного регулирования воздействуют на интересы объектов косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Структура используемых методов зависит от сложившейся ситуации в АПК, а также от форм собственности объектов регулирования.

Приоритетные направления  совершенствования механизмов государственного регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края включают: формирование устойчивого тренда развития эффективного агропромышленного производства, соответствующего мировому уровню; обеспечение социальной ориентации проводимых аграрных реформ, поддержку незащищённых слоёв населения; реализацию целевых программ развития АПК региона с учётом его специфики и наличия многовариантных моделей управления; обеспечение комплексности и эффективности использования ресурсного потенциала аграрной сферы; стимулирование широкого внедрения и распространения инноваций; создание условий для взаимовыгодного сотрудничества российских регионов, способствующего достижению общей цели – обеспечению национальной продовольственной безопасности и независимости.

Список и литературы

 

1.    ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АПК. Синявская  А.Ю.,      Коломыцева Я.А., Бунтовский С.Ю.// Стратегии устойчивого развития современного общества… материалы межд. научн.-практ. конф. : в 3 ч. 2016. С. 22-25