07 января 2016г.
Социально-экономическое развитие России в современных условиях невозможно рассматривать без учета развития сельского хозяйства, на которое в свою очередь влияет внутренняя политика государства и других стран, мировой тренд, действия иностранных предпринимателей и ряд других факторов.
Сельское хозяйство – это краеугольный камень национальной экономики, который на протяжении тысячелетия являлся основой и надежной опорой государства на пути его становления и развития.
Даже в эпоху пост индустриализации и информационных войн, сельское хозяйство является неотъемлемой частью общества и оказывает огромное влияние на многочисленные сферы деятельности человечества. Стоит отметить, что пословица ―Хлеб-всему голова‖ с учетом перенаселенности планеты и в частности, неблагоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур и скота на большей части территории Российской федерации, является актуальной и по сей день.
Целью данной работы является исследование текущего состояния сельского хозяйства России, влияния иностранных государств, организаций на внутренний рынок Российской Федерации и обоснование необходимости уделять особое внимание обеспеченности внутреннего рынка продуктами сельскохозяйственного происхождения как проблемы национальной безопасности
Для более полного ознакомления с работой будем исполосовать ряд терминов системного анализа, оперируя которыми охарактеризуем текущую ситуацию, проблемы и перспективы развития АПК (агропромышленного комплекса).
Протекционизм. Проблема национальной безопасности
В данном исследовании развитие сельского хозяйства можно охарактеризовать как проблему (ситуация, на которую одна и заинтересованных сторон- клиент, имеет негативное отношение) национальной безопасности.
Клиентом в данном случае является государство, которое заинтересовано в заполнении внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, товарами отечественного производства, с целью снижения возможности давления посредством товаров первой необходимости. ―Стайкхолдерами‖ (sakeholders) является население Российской Федерации, различные коммерческие предприятия, которые принимают участи в производстве сельскохозяйственной продукции, иностранные государства и поставщики.
Решение этого вопроса связано с политикой государства в области протекционизма и распределения бюджетных средств.
В современных рыночных условиях возникает ряд вопросов: нужно ли проводит политику протекционизма, актуальна ли она до сих пор в нашей стране, какие преимущества и недостатки от её использования.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе нужно сначала понять саму суть протекционизма. Классическое определение: протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определѐнных ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер.6
Как инструмент целенаправленного регулирования экономки в масштабах страны, протекционизм зародился в начале 15 века и получил наибольшее применение и признание в 18 веке.
Исходя из сегодняшнего понимания сути этого метода - защиты отечественного производителя, ответим на вопрос: актуален ли этот инструмент управления экономикой до сих пор.
В рыночной экономике политика протекционизма ведет за собой7: защиту местного производства, сохранение сферы сбыта продукции, уровня продаж. Однако такая политика также влечет: ответные меры со стороны других стран, возможен рост внутренних цен из-за отсутствия конкурентов, технический застой производства, сохранение в экономике неэффективных собственников предприятий и менеджеров.
Резюмируя выше сказанное отметим: политика протекционизма в современных условиях имеет больше недостатков, чем достоинств. Наверное, стоит отказаться от поддержки убыточных предприятий, которые являются ―балластом‖ для развития национальной экономики; но стоит ли полностью отказываться от такого инструмента?
6 Протекционизм. http://interpretive.ru/dictionary/375/word/protekcionizm
7 Протекционизм. http://forexaw.com
Дело в том, что возникает вопрос национальной безопасности страны: если бы были отменены все пошлины и сборы, то иностранные фирмы и отечественные производители находились бы в одинаковых условиях, что повлекло бы за собой усиление конкуренции между ними. Вполне возможно, что иностранные предприниматели смогли бы просто вытеснить российского производителя с рынка. В частности, это касается автомобилестроения, сельского хозяйства и ряд других отраслей промышленности. Такая ситуация на рынке поставила бы Россию в зависимое положение от продукции иностранного производителя: в первую очередь это касается товаров первой необходимости, как следствие возникновение проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. 22 августа 2012 г. Россия подписала соглашение о вступлении в ВТО. По которому приняли на себя ряд обязательств, в частности снижение уровня ввозных пошлин и отмены импортных квот, например, пошлин на мясные готовые изделия они уменьшились с 25 до 20 процентов, а на охлажденную и замороженную свинину были обнулены с уровня 15 процентов, кроме того с 1 января 2020 г. импортные квоты на свинину будут вообще отменены. Уже в первый год снижение уровня пошлин и увеличения размера квот привело к резкому изменению ситуации на рынке мяса свинины: с резким увеличением импорта упали оптовые цены, что привело к затруднительному положению местных товаропроизводителей, так как со снижением оптовых цен произошло снижение рентабельности, производимой ими продукции. Следует отметить, что снижение оптовых цен, впрочем, не привело к снижению розничных цен, т.е. в выигрыше были поставщики, прежде всего крупные торговые сети, но никак не рядовой потребитель. Из этой ситуации стоит сделать вывод: отечественным производителям необходимо самим обеспечивать первоочередные потребности населения, иначе возможно возникновение нехватки пищевой продукции и голода, а это позволит другим государствам использовать безвыходное положение нашей страны и диктовать свои условия, в том числе и политические. Примером могут служить санкции США и ЕС, направленные на запрет передачи России современных технологий.
Пути решения проблемы в трактовке системного анализа
Рассмотрим типы вмешательств, применяемых Правительством Российской федерации для решения проблемной ситуации:
1) Absolution. Частичные, точечные инвестиции в проекты, покрытие части стартового капитала начинающих предпринимателей
2) Resolution. Субсидиарная поддержка предпринимателей, предоставление льгот: покрытие части кредита, взятого предпринимателями для деятельности в сфере сельского хозяйства, предоставление льготных кредитных ставок в банках ( Россельхозбанк), различные квоты, ограничивающие ввоз зарубежной сельскохозяйственной продукции, пошлины –обеспечивают более благоприятные условия для отечественного производителя на внутреннем рынке. Поддержка начинающих специалистов: врачей, учителей, агрономов, инженеров – людей, решивших связать свою судьбу с деревней. Внедрение современной техники в производство.
3) Solution. Программа поднятия значимости, престижа АПК в глазах общественности, привлечение внимания предпринимателей и их инвестиций в сельскохозяйственную сферу (агропромышленная выставка ―Золотая осень‖). Разработка и реализация государственной программа развития сельского хозяйства на 2013- 2020 годы8
4) Dissolution (―растворение‖). Ввод санкций, ограничивающих ввоз сельскохозяйственной продукции из Европы
Однако стоит отметить ограниченность применения вмешательства типа dissolution в экономику: полное ограничение ввоза импортной сельскохозяйственной продукции является возможно только при полном разрыве отношений с зарубежными партнѐрами –иными словами политической, культурной и экономической изоляции , разрыве всех отношений с зарубежными странами, что возможно лишь, учитывая глобальные процессы глобализации и интеграции в мировое сообщество, в условиях войны или разрушения всех коммуникаций между Россией и станами-соседями.
В качестве примера страны, зависимой от поставок продовольствия (и не только продовольствия) и, как следствие, испытывающую давление со стороны Китая, можно привести Северную Корею-государства, играющего своеобразную роль ―щита‖ или ―буферной зоны‖ между КНР и сферой влияния США. Но, заметим, что ―явных угроз‖ о перекрытии поставок продовольствия со Стороны Китая или каких-либо других стран по отношению к их оппонентам, как средство давления не применялось в последние пятидесятилетие и является мягко говоря не гуманным и бесчеловечным.
8 Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm
Представим динамику производства сельскохозяйственной продукции и размер посевных площадей ( последние годы имеет место тенденция роста):9
Рис.1. Индекс
производства продукции сельского хозяйства
Рис.2. Посевные площади
Проанализировав данные графики можно сделать вывод, что имеется тенденция
роста индекса производства продукции и площади посевных
площадей, в свою очередь свидетельствующее о постепенном пересмотре позиции государства по отношению
к АПК.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное отметим
необходимость синтеза вмешательств: разумного протекционизма как решения
типа solution, поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции при оптимальном сочетании государственных и рыночных механизмов управления экономикой, внедрение
новых технологий в производство, повышение
рентабельности АПК и изменение
имиджа сельского хозяйства в обществе; использование различных
точечных квот и инвестиций в отельных регионах
России и сферах сельского хозяйства - решения типа resolution.
Введенные ―встречные‖ санкции на запрет импорта
сельскохозяйственной продукции
из США, Австралии и стран ЕС являются
ярким примером осознания того, что вопрос поддержки и развития
сельского хозяйства является вопросом национальной безопасности. По сути
они приведут к расширению собственного производства продовольствия, к предоставлению доступа отечественных товаропроизводителей в сетевую
торговлю, к созданию новых рабочих мест и к сбалансированному развитию экономики
страны. Но настораживает процедура принятия решения по ограничению импорта: оно было принято спонтанно, лишь как ―ответная реакция‖ на санкции Запада, к тому же ограничения на импорт имеют временный
характер: на период до года и решение по этому вопросу может быть пересмотрено в любой момент. То есть правительство не обладает
системным подходом
к коренному изменению ситуации
в сельском хозяйстве. В противном случае следовало бы задаться вопросом: почему эти меры не были введены раньше при том что эта проблема относится к интересам национальной безопасности? Этот пример является ли свидетельством того, что процесс управления социально- экономическим развитием
страны в условиях глобализации должен обладать системным
подходом, содержащем в себе четыре основных
направления (вмешательства), рассмотренных ранее
9 Федеральная служба государственной статистики, http://cbsd.gks.ru/ 24.03.2015
Список литературы
1. Семяшкин Е.Г., статья "Социально-экономическое развитие
РФ: протекционизм, конкурентоспособность, наука и образование", журнал ПАР № 5 от 31 октября 2014 г.
2. Тарасенко Ф.П., Проблемы
системного анализа,
глава 1:Проблема и способы ее решения М.: Кнорус, Москва, 2010 г., с.13-15
3. Васюнина М. Л., Горлова
О.С., Маркина Е.В. Финансы
гл. 7. Финансовое регулирование социально- экономических процессов, М.:КНОРУС, 2014 г. 246-276
с.
4.
Субботна Т.П.
Макроэкономическая политика. Россия
на распутье: два пути
к
международной конкурентоспособности. Вопросы экономики № 2 2006
5. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm
6. Федеральная служба государственной статистики, Основные показатели деятельности отдельных отраслей экономики, http://cbsd.gks.ru/