Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Аннотация: в статье рассмотрены действующие налоговые льготы для участников инвестиционных проектов, реализующих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на территории Республики Татарстан.

Ключевые слова: Республика Татарстан, налоговые льготы, инвестиции, инновации

В условиях необходимости активизации процессов, способствующих экономическому росту необходимо повышение инвестиционной активности в регионах как со стороны отечественных, так и иностранных инвесторов при поддержке органов власти соответствующей территории. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1] предусматривает одной из форм поддержки инновационной деятельности предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей. Таким образом, налоговая система должна создавать условия для предложения инноваций и формирования спроса на них, а ее роль в поддержке инновационной активности заключается в формировании условий для инвестиций в новые технологии.

Инновационное развитие на региональном уровне является одним из приоритетов государственной политики [2] и включает разработку региональных программ и стратегий инновационного развития. Регионы, обладая ограниченным объемом полномочий налогового регулирования, имеют возможность воздействовать на элементы региональных налогов с целью повышения инновационной активности налогоплательщиков региона.

В Республике Татарстан регулирование отдельных элементов региональных налогов осуществляется соответствующими законами, предусматривающими в том числе и налоговые льготы и преференции для участников инвестиционных проектов.

По налогу на имущество организаций в регионе установлена ставка по налогу на имущество организаций в размере 2,2%, однако если организация является резидентом ОЭЗ ППТ «Алабуга», в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет оно относится к льготируемому и налогообложению налогом на имущество организаций не подлежит. Так же законом установлена пониженная ставка налога. Так, по ставке 0,1% облагается имущество, которое было создано или приобретено для осуществления инвестиционной деятельности, а так же имущество технопарков (индустриальных парков), инновационно- технологических центров, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. По ставке 1,1% облагается имущество научно- исследовательских, конструкторских организаций, опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в общем объеме работ которых НИОКР и экспериментальные работы составляют не менее 70 % в общей сумме доходов организации за год [3].

Транспортный налог не уплачивают организации-резиденты ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ТВТ «Иннополис» в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет [4] .

Льготы для инвесторов по земельному налогу устанавливаются соответствующими решениями органов местного самоуправления. Например, на территории г. Казани по земельному налогу установлена пониженная ставка земельного налога в размере 0,065% по земельным участкам, принадлежащим субъектам инвестиционной деятельности, созданным для реализации инвестиционных проектов по производству резиновых и пластмассовых изделий на территории технополисов и заключившим договоры о реализации инвестиционных проектов [7]. В Елабужском муниципальном районе резиденты ОЭЗ ППТ «Алабуга» освобождены от уплаты земельного налога в течение 10 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок [8].

Органы власти субъектов РФ так же имеют возможность устанавливать пониженную ставку федерального налога на прибыль организаций в части налога, подлежащего зачислению в бюджет региона. В Республике Татарстан пониженные ставки налога на прибыль установлены для организаций-резидентов ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ТВТ «Иннополис» [5]. Так, в течение первых пяти лет полученная прибыль облагается по ставке 0%, следующие пять лет прибыль облагается по ставке 5%, по истечении десяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль подлежит обложению по ставке 13,5%, а в период с шестого по десятый календарный год включительно начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.

Организации, проводящие НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства, выполнения работ, оказания услуг, а так же осуществляющие внедренческую или инновационную деятельность имеют возможность получения инвестиционного кредита по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам, что дает им право уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите, но не более чем на 50 процентов от суммы соответствующих платежей по налогу в каждом отчетном периоде. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до семи лет включительно в зависимости от стоимости инвестиционного проекта [6].

Динамика выпадающих доходов регионального бюджета от предоставления налоговых льгот для инвесторов представлена в таблице 1. Представленные в таблице данные показывают существенный рост недоступлений налога на имущество организаций, недопоступившего в бюджет Республики Татарстан в результате предоставления льгот по налогу резидентам особых экономических зон. Доля же предоставленных льгот в сумме исчисленного к уплате соответствующего в бюджет налога невысока и не превышает 2,88%.

Таблица 1 Налоговые льготы, предоставленные инвесторам на территории Республики Татарстан

в 2012-2015гг. [9]

 

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Сумма недопоступления налога в бюджет РТ в связи с предоставлением налоговых льгот для инвесторов, тыс. руб.

 

 

налог на прибыль организаций

121 766

104 992

192 328

196

611

налог на имущество организаций

227 651

287 885

365 189

602

183

транспортный налог

15 498

22 303

17 214

16 285

Доля предоставленных льгот в сумме начисленного налога, %

 

 

 

 

налог на прибыль организаций

0,50

0,42

0,66

0,57

налог на имущество организаций

1,50

1,57

1,92

2,88

транспортный налог

0,62

2,11

1,46

1,33

 

Итак, проведенный обзор налоговых льгот и преференций, предоставляемых в Республике Татарстан для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты и вложения в НИОКР, показал, что они предоставляются региональным налогам, а так же по налогу на прибыль организаций в части ставки, установленной для зачисления в бюджет субъекта РФ. Налоговые льготы предоставляются резидентам ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ТВТ «Иннополис». Однако, сами по себе налоговые льготы не являются достаточным условием для привлечения и успешной реализации инвестиционных проектов в регионах, направленных на его инновационное развитие. Наряду установлением налоговых льгот в регионе должны должна проводиться комплексная работа над другими составляющими инвестиционного потенциала территории. Так, в сложных условиях протекания инвестиционного процесса требуется усилить включенность государства в формирование положительных факторов инвестиционного климата. Основной упор предстоит сделать на расширении состава государственных гарантий и масштабном увеличении государственных инвестиций.

 

Список литературы и источников

 

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно- технической политике»

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»

3. Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на  имущество организаций»

4. Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге»

5. Закон РТ от 10.02.2006г. № 5-ЗРТ (ред. от 11.11.2014г.) «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно- производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан»

6. Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан»

7. Решение Казанской городской Думы от 11 ноября 2013 г. №5-26 «О земельном налоге»

8. Решение Совета Елабужского муниципального района РТ от 25.01.2006 № 38 О предоставлении льготы по земельному налогу для резидентов Особой экономической зоны на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан»

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан. Режим доступа: www.nalog.ru