02 сентября 2017г.
Аннотация: в статье рассмотрены действующие налоговые льготы для участников инвестиционных проектов, реализующих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на территории Республики Татарстан.
Ключевые слова: Республика Татарстан, налоговые льготы, инвестиции, инновации
В условиях необходимости активизации процессов, способствующих экономическому росту необходимо повышение инвестиционной активности в регионах как со стороны отечественных, так и иностранных инвесторов при поддержке органов власти соответствующей территории. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1] предусматривает одной из форм поддержки инновационной деятельности предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей. Таким образом, налоговая система должна создавать условия для предложения инноваций и формирования спроса на них, а ее роль в поддержке инновационной активности заключается в формировании условий для инвестиций в новые технологии.
Инновационное развитие на региональном уровне является одним из приоритетов государственной политики [2] и включает разработку региональных программ и стратегий инновационного развития. Регионы, обладая ограниченным объемом полномочий налогового регулирования, имеют возможность воздействовать на элементы региональных налогов с целью повышения инновационной активности налогоплательщиков региона.
В Республике Татарстан регулирование отдельных элементов региональных налогов осуществляется соответствующими законами, предусматривающими в том числе и налоговые льготы и преференции для участников инвестиционных проектов.
По налогу на имущество организаций в регионе установлена ставка по налогу на имущество организаций в размере 2,2%, однако если организация является резидентом ОЭЗ ППТ «Алабуга», в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет оно относится к льготируемому и налогообложению налогом на имущество организаций не подлежит. Так же законом установлена пониженная ставка налога. Так, по ставке 0,1% облагается имущество, которое было создано или приобретено для осуществления инвестиционной деятельности, а так же имущество технопарков (индустриальных парков), инновационно- технологических центров, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. По ставке 1,1% облагается имущество научно- исследовательских, конструкторских организаций, опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в общем объеме работ которых НИОКР и экспериментальные работы составляют не менее 70 % в общей сумме доходов организации за год [3].
Транспортный налог не уплачивают организации-резиденты ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ТВТ «Иннополис» в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет [4] .
Льготы для инвесторов по земельному налогу устанавливаются соответствующими решениями органов местного самоуправления. Например, на территории г. Казани по земельному налогу установлена пониженная ставка земельного налога в размере 0,065% по земельным участкам, принадлежащим субъектам инвестиционной деятельности, созданным для реализации инвестиционных проектов по производству резиновых и пластмассовых изделий на территории технополисов и заключившим договоры о реализации инвестиционных проектов [7]. В Елабужском муниципальном районе резиденты ОЭЗ ППТ «Алабуга» освобождены от уплаты земельного налога в течение 10 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок [8].
Органы власти субъектов РФ так же имеют возможность устанавливать пониженную ставку федерального налога на прибыль организаций в части налога, подлежащего зачислению в бюджет региона. В Республике Татарстан пониженные ставки налога на прибыль установлены для организаций-резидентов ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ТВТ «Иннополис» [5]. Так, в течение первых пяти лет полученная прибыль облагается по ставке 0%, следующие пять лет прибыль облагается по ставке 5%, по истечении десяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль подлежит обложению по ставке 13,5%, а в период с шестого по десятый календарный год включительно начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
Организации, проводящие НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства, выполнения работ, оказания услуг, а так же осуществляющие внедренческую или инновационную деятельность имеют возможность получения инвестиционного кредита по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам, что дает им право уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите, но не более чем на 50 процентов от суммы соответствующих платежей по налогу в каждом отчетном периоде. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до семи лет включительно в зависимости от стоимости инвестиционного проекта [6].
Динамика выпадающих доходов регионального бюджета от предоставления налоговых льгот для инвесторов представлена в таблице 1. Представленные в таблице данные показывают существенный рост недоступлений налога на имущество организаций, недопоступившего в бюджет Республики Татарстан в результате предоставления льгот по налогу резидентам особых экономических зон. Доля же предоставленных льгот в сумме исчисленного к уплате соответствующего в бюджет налога невысока и не превышает 2,88%.
Таблица 1 Налоговые льготы, предоставленные инвесторам на территории Республики Татарстан
в 2012-2015гг. [9]
Показатель
|
2012г.
|
2013г.
|
2014г.
|
2015г.
|
Сумма недопоступления налога в бюджет РТ в связи с предоставлением налоговых льгот для инвесторов, тыс. руб.
|
|
налог на прибыль организаций
|
121 766
|
104 992
|
192 328
|
196
611
|
налог на имущество организаций
|
227 651
|
287 885
|
365 189
|
602
183
|
транспортный налог
|
15 498
|
22 303
|
17 214
|
16 285
|
Доля предоставленных льгот в сумме начисленного налога, %
|
|
|
|
|
налог на прибыль организаций
|
0,50
|
0,42
|
0,66
|
0,57
|
налог на имущество организаций
|
1,50
|
1,57
|
1,92
|
2,88
|
транспортный налог
|
0,62
|
2,11
|
1,46
|
1,33
|
Итак, проведенный обзор налоговых льгот и преференций, предоставляемых в Республике Татарстан для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты и вложения в НИОКР, показал, что они предоставляются региональным налогам, а так же по налогу на прибыль организаций в части ставки, установленной для зачисления в бюджет субъекта РФ. Налоговые льготы предоставляются резидентам ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ТВТ «Иннополис». Однако, сами по себе налоговые льготы не являются достаточным условием для привлечения и успешной реализации инвестиционных проектов в регионах, направленных на его инновационное развитие. Наряду установлением налоговых льгот в регионе должны должна проводиться комплексная работа над другими составляющими инвестиционного потенциала территории. Так, в сложных условиях протекания инвестиционного процесса требуется усилить включенность государства в формирование положительных факторов инвестиционного климата. Основной упор предстоит сделать на расширении состава государственных гарантий и масштабном увеличении государственных инвестиций.
Список литературы и источников
1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно- технической политике»
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
3. Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций»
4. Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ «О транспортном налоге»
5. Закон РТ от 10.02.2006г. № 5-ЗРТ (ред. от 11.11.2014г.) «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно- производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан»
6. Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан»
7. Решение Казанской городской Думы от 11 ноября 2013 г. №5-26 «О земельном налоге»
8. Решение Совета Елабужского муниципального района РТ от 25.01.2006 № 38 О предоставлении льготы по земельному налогу для резидентов Особой экономической зоны на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан»
9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан. Режим доступа: www.nalog.ru