Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ДФО

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2015г.

    Электроэнергетика ДФО характеризуется следующими особенностями:

   Энергосистемы Дальнего Востока работают изолированно от ЕЭС России;

   В составе энергосистем ДФО функционируют изолированные энергорайоны;

   Территории регионов ДФО не объединены в ценовые зоны оптового рынка электроэнергии (мощности); рынок мощности отсутствует.

   В  силу  указанных  особенностей  на  территории  ДФО  отсутствует  возможность  координации экономической  активности  субъектов  электроэнергетики  ДФО  посредством  рыночных  сигналов  ввиду принципиальных технологических ограничений на функционирование рынков электроэнергии (мощности). Для эффективной работы механизмов реализации Стратегии требуется централизация функций управления отраслью. Также,  поскольку  механизмы  реализации  Стратегии  будут  работать  в  меняющейся  социально- экономической среде, необходимо обеспечение принципа устойчивости, в частности, посредством постоянной синхронизации мероприятий,  реализуемых в рамках электроэнергетического комплекса, с общими направлениями политики социально-экономического развития ДФО.

   Для воплощения принципов централизации и устойчивости механизмов реализации Стратегии предполагается создание Центра координации развития электроэнергетики ДФО (далее – Центр координации).

Функции Центра координации:

§ Формирование прогнозов электропотребления на территории ДФО;

§ Формирование и согласование единой отраслевой инвестиционной программы;

§ Формирование федеральных и региональных целевых программ в части электроэнергетики, контроль работы механизмов бюджетного финансирования;

§ Координация работы механизмов реализации Стратегии с иными стратегическими и программными документами;

§ Центр ответственности за функционирование электроэнергетики;

§ Информационное обеспечение;

    Конкретная форма Центра координации будет проработана и определена Министерством энергетики Российской Федерации в ходе реализации Стратегии развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года и на перспективу до 2025.

Государственное тарифное регулирование обусловлено естественно-монопольным положением ряда энергоснабжающих организаций и направлено на достижение следующих целей:

§ Защита экономических интересов потребителей электроэнергии;

§ Согласование интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

§ Создание          экономических              стимулов,          обеспечивающих               использование             энергосберегающих технологий в производственных процессах.

   Формирование эффективных механизмов тарифного регулирования, соответствующих как целям государственной тарифной политики, так и целям развития электроэнергетики региона, является одним из ключевых направлений реализации Стратегии.

    Государственная тарифная политика на Дальнем Востоке должна, с одной стороны, обеспечивать возможность привлечения частных инвестиций и стимулировать энергосбережение, с другой стороны, обеспечивать приемлемый для промышленности и населения уровень тарифов который позволит обеспечить необходимые темпы социально-экономического развития региона. Основные положения новой тарифной политики заключаются в стимулировании развития электроэнергетики  - как отрасли, так и отдельных энергокомпаний, создании условий для привлечения частных инвестиций и реализации значимых отраслевых инфраструктурных проектов, направленных на социально-экономическое развитие регионов Дальнего Востока и их интеграции с другими регионами России и странами АТР. Реализация данных положений осуществляется путем обеспечения тарифов на электроэнергию на уровне, сопоставимом по привлекательности с уровнем тарифов в европейской части России, и осуществления государственной поддержки реализации инфраструктурных проектов, имеющих высокую социальную значимость.

   Помимо этого, необходимым также представляется разработка и внедрение следующих механизмов тарифного регулирования:

§ Механизм  возврата  инвестиций  в  тарифе,  обеспечивающий  субъектам  отрасли  требуемый потенциальный уровень доходности;

§ Механизм долгосрочного тарифного регулирования, создающий условия для сокращения издержек энергокомпаний и как следствие к снижению уровня тарифа;

§ Механизм  согласования  и  утверждения  конечного  уровня  тарифа  отвечающий      принципам информационной открытости и предсказуемости;

§ Механизм стимулирования развития ВИЭ с целью повышения энергетической эффективности и безопасности ДФО;

§ Поэтапный уход от перекрестного субсидирования с возмещением, в случае аргументированной необходимости затрат из федерального бюджета.

    В целях обеспечения возможности привлечения достаточного объема инвестиций для развития электроэнергетики ДФО и повышения экономической эффективности реализуемых инвестиционных проектов предлагается использовать следующие меры государственной фискальной политики:

§ Освобождение             от      налогообложения              прибыли          компаний,           направляемой             на       реализацию инвестиционных программ;

§ Совершенствование системы возмещения НДС на вложения в основные средства;

§ Использование ускоренной амортизации (с коэффициентом 3) для вводимых и модернизируемых энергетических объектов;

§ Освобождение от уплаты налога на имущество, начисляемого на вводимые энергообъекты в течение первых лет, либо снижение налога на имущество, начисляемого на объекты данного вида;

§ Уменьшение налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль на величину НИОКР (возможно, более чем на 100% НИОКР по аналогии с мерами, применяемыми в странах АТР);

§ Инвестиционный налоговый кредит (рассрочка) по налогу на прибыль и региональным налогам на срок фактической окупаемости инвестиционных проектов;

§ Снижение налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины (на данный момент составляет 15% от таможенной стоимости оборудования) на ввозимое на территорию РФ энергетическое оборудование, не имеющее российских аналогов.

   Бюджетное финансирование инвестиций в инфраструктурные проекты может осуществляться с помощью различных механизмов. Среди них:

§ Включение инвестиционных проектов в электроэнергетике в федеральные и региональные целевые программы с фиксацией в нормативных документах возможности финансирования за счет бюджетных средств затрат на проектирование объектов электроэнергетики (включая сетевую инфраструктуру) в отношении компаний, контролируемых государством, на основании технического задания, утверждаемого уполномоченным органом государственной власти;

§ Финансирование строительства объектов электроэнергетики из средств Инвестиционного фонда РФ;

§ Приобретение долговых ценных бумаг инфраструктурных энергетических компаний;

§ Выделение прямых целевых инвестиционных средств государственным компаниям на реализацию инвестиционных проектов, имеющих государственную значимость;

§ Прямая компенсация из бюджетных средств части расходов инвесторов, реализующих инвестиционные проекты отвечающие приоритетным направлениям развития электроэнергетики (в частности, развитию ВИЭ), в том числе, компенсация:

– стоимости технологического присоединения объекта к электрическим сетям;

– части процентных платежей, страховой премии для энергообъектов;

§ Применение при реализации инвестиционных проектов других инструментов государственно- частного партнерства.

   Механизмы субсидирования потребителей.

   В настоящее время механизмы субсидирования потребителей  электроэнергии  являются необходимым элементом бюджетной политики, используемым для обеспечения сдерживания роста тарифов для потребителей, относящихся к льготным тарифным группам, а также потребителей регионов со сравнительно высоким экономически обоснованным уровнем тарифов.

   Помимо применения описанных механизмов, предлагается стимулировать реализацию мероприятий Стратегии посредством применения следующих мер государственной поддержки:

§ Предоставления энергокомпаниям льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, необходимыми для реализации инвестиционных проектов, в том числе упрощение процедур выделения земельных участков под энергообъекты, а также снижение стоимости выделяемых земель;

§ Ускорение и упрощение процедур оформления разрешительной документации и лицензирования;

§ Введение механизма свободных долгосрочных договоров на поставку электроэнергии между энергокомпаниями, осуществляющими строительство генерирующих объектов, и компаниями - операторами вводимых энергоемких предприятий, с целью минимизации рисков дефицита мощности для потребителя и дефицита спроса на электроэнергию – для энергокомпании, реализующей проект.

   Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что энергетика и ее развитие входят в число ос- новных конкурентных преимуществ стран и их регионов как абсолютных (дешевые топливно- энергетические ресурсы и производимая электроэнергия), так и относительных (использование новых технологий, новых экологически чистых возобновляемых энергоресурсов). Соответственно, обладая этими преимуществами и развивая их, можно усилить свою конкурентную позицию на мировом рынке. Россия в полной степени обладает такими возможностями. Но в некоторых ее регионах эти возможности пока носят лишь потенциальный характер, в связи, с чем роль энергетики в их социально-экономическом развитии по- прежнему остается весьма значительной. Одним из таких регионов является Дальний Восток.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред.от 09.03.2010);

2.      Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

«Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. №36- ФЗ (ред. от 26.07.2010);

3.      Подпрограмма «Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе» - Постановление Правительства РФ от 15.04.96 № 480 (ред. от 31.07.2009)