Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ МЕДИАСРЕДЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Информационные агентства являются центральным звеном российской медиасистемы, определяя ее повестку дня. Создаваемый информационными агентствами контент является предметом прямого доступа для широкой аудитории. Агентства первыми реагируют на любые изменения медиасреды, будь то колебания политического климата, технологические новации, конъюнктура рынка или предпочтения потребителей информации. Поэтому именно функционирование информационных агентств может служить своеобразным индикатором состояния российской медиасистемы.

Информационные агентства – специализированные медиаорганизации, основная функция которых – создание, сбор, обработка и распространение новой оперативной информации: политической, экономической, социальной, культурной [1]. Агентства являются средствами массовой информации (СМИ). Однако это СМИ особого рода: их информационная продукция не используется напрямую для широкого информирования.


Потребители агентской информации – другие СМИ (редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания), которые получают ее для последующего распространения или в виде «сырья» для производства других текстов СМИ [2]. Другая группа потребителей – различные бизнес-структуры –     получает информацию агентств для принятия коммерческих решений. Получателями (подписчиками) информации агентств могут быть властные органы и общественные организации, а также частные лица, которые хотят регулярно иметь новую информацию в интересующей их области. Информационные агентства производят преимущественно новости – новые, неизвестные ранее сообщения о событиях и мнениях. Вся деятельность агентств ориентирована на поиск и передачу новой информации. Новости поступают к потребителям в составе информационных продуктов.

Информационные  продукты  –   массовые   информационные  потоки особого рода, которые агентства распространяют по своим каналам.

Продукты различаются по [3]:

     тематике: общеновостные и специальные – политическая лента, экономическая, спортивная, международная и т.д.;

 объему, который измеряется количеством сообщений или страниц;

  периодичности: непрерывно поступающие сообщения, количество выпусков в день, неделю, месяц;

 способу передачи: по электронным телекоммуникационным каналам, спутниковой связи, электронным сетям, а также по телеграфу, телефону, почтой, курьерской связью;

 форме: в электронном или печатном виде – ленты, бюллетени, вестники, готовые для эфира сообщения, графические и фото- изображения, мультимедийная продукция, мобильный контент и др.;

 стилю и направленности: обращены к различным конкретным группам потребителей – общенациональным и региональным СМИ, электронной прессе, органам власти, учреждениям, коммерческим организациям и т.д.

Количество и характер информационных продуктов любого агентства не       являются   постоянными   величинами.   Они   регулярно  меняются   в зависимости от запросов потребителя. Информационный продукт агентства новостей определяется как периодически обновляемый поток фактологической информации, отобранной по определенным критериям, четко структурированный в соответствии с потребностями получателя и передаваемый по каналам связи. Потоки состоят из отдельных сообщений – минимальных смысловых единиц, т.е. собственно журналистских текстов. Так же как и другие оперативные тексты, сообщения агентств создаются журналистами и содержат все признаки текстов журналистики, однако в силу функциональной специфики агентств имеют ряд особенностей: собственно агентских, отличающих их от газетно-журнальных и электронных; жанровых, определяемых характером информационного продукта (новости, комментарии, обзоры, интервью, репортажи и др.); а также имиджевых, которые складываются в практике самих агентств и создают его творческое лицо. В целом тексты агентских сообщений отличаются повышенной информативностью и четкостью изложения, точностью, жесткостью структуры, непреложностью следования редакционным стандартам.

Главный агентский жанр – новости, из потока которых и создается текущая хроника, основной продукт любого агентства. Новость – это сообщение о чем-либо неизвестном ранее и имеющем значение для аудитории; иногда новость обозначают как существенное изменение в состоянии объекта. В любом случае новость всегда сообщает о том, что, когда и где произошло. Это правило «трех W» (what, when, where) остается непреложным с момента своего рождения и по сей день для всех [3]. Не менее популярна формула «5W+1H», дающая более полное представление о содержании новости.

Суть стандартов заключалась в предельно кратком, четком, жестко структурированном, не допускающем двусмысленности и оценочности изложении фактов. В практику отечественной журналистики его ввело агентство «Интерфакс», и сейчас в той или иной мере его принято считать общеупотребительным – большинство новостей имеет схожую внутреннюю структуру.

Новость открывает слаглайн («ключи») – комбинация из нескольких ключевых слов, наиболее точно характеризующих ситуацию, это своего рода идентификатор новости; затем следует хедлайн, или заголовок, – короткое простое предложение, сообщающее, о чем пойдет речь; следующая часть сообщения, самая главная, – лид, состоящий из нескольких строк и начинающийся дейтлайном, где содержатся сведения о том, где и когда произошло событие и кто о нем сообщает [1, 3]. Собственно, лид содержит информацию о сути произошедшего и всегда – указание на источник сообщения. Далее могут следовать подробности, располагаемые по мере их значимости, а также в ряде случаев – контекст новости, комментарий, цитата. Завершается новостное сообщение бэкграундом, т.е. справочно-исторической информацией, позволяющей читателю оценить событие в ряду других. В агентствах, как и в редакциях, действует принцип «ножниц»: новость при необходимости сокращают с конца, и это можно делать вплоть до самого хедлайна – суть происшедшего останется понятной.

При современном скоростном режиме передачи информации нередко важные новости передаются не в виде законченного сообщения, а в развитии, частями – по мере поступления новой информации [3]. Первое сообщение – «молния» – поступает на ленты агентств, а значит, и в выпуски новостей практически сразу после происшествия. Это всего несколько слов, и они сообщают самое важное. Через несколько минут появляется «срочное сообщение» – фактически слаглайн, хедлайн и лид. Далее, по мере появления подробностей, следуют «расширенные версии» – уточнения, иногда корректировки или отмена уже поступившей информации. Все эти сообщения оказываются на ленте в порядке уточнения информации; важные темы в конце дня повторяются в виде «обобщения», т.е. правильно выстроенной и осмысленной версии события по закону «перевернутой пирамиды» – суть и подробности в порядке убывания значимости.

Несмотря на общность подхода к построению новости, у каждого агентства есть собственные требования к текстам – кто- то, например, считает недопустимым открывать заголовок цифрой, в то время как в другом агентстве «знаковая» цифра в заголовке только приветствуется; детали могут излагаться в строгом или произвольном порядке и т.д. – однако схематизм изложения присутствует везде: это облегчает как работу корреспондента над сообщением, так и восприятие текста адресатом.

Информационные продукты агентств разнообразны; в них используются и другие известные в журналистике жанры: комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет, а также индексы новостей, новости коммерческих организаций, обзоры рынков, диспозиции (в экономических выпусках). Новые разновидности жанров появляются в связи с использованием различных медиаплатформ в производстве мультимедийных продуктов. Развитие мобильной журналистики также обусловило некоторые жанровые модификации.

Список литературы

 

 

1. Интернет-СМИ: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / под редакцией М.М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.

 2.     В.А. Бирюков. Особенности производственной цепочки создания новости мультимедийными конвергентными СМИ // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом», г. Новосибирск, 10 февраля 2015 г. (сборник со статьями). – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2015. – С. 62 – 64.

3.    Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под редакцией Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 с.