Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Кафедра «Производственного менеджмента и маркетинга» получило свое нынешнее название в начале 90-х. Начинала она свою деятельность как  кафедра «Организации производства». Первое упоминание о кафедре «Организация производства» в документах МАИ относится к 1930 году. В 1933 на базе кафедры был создан инженерно-экономического факультета», которые в 2007году стал инженерно- экономическом институтом (ИНЖЭКИН) при Московском Авиационном институте (МАИ). В 2009 МАИ получил статус Национального Исследовательского университета (НИУ) сроком до 2018 года.

В настоящее время основной миссией кафедры является подготовить высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности на основе постоянного внедрения и освоения новейших методов и моделей управления, способствовать осуществлению позитивных изменений в структурах управления, производства и корпоративной культуре; решать конкретные проблемы предприятия (планирование, реструктуризации, перепрофилирования, получения инвестиций, заказов и др.).

В настоящее время кафедра функционирует в подвижной среде высшего образования. Кафедра имеет внешних конкурентов в виде экономических вузов и экономических факультетов других, технических ВУЗов, которые ведут прием по направлению «Менеджмент», а также внутренних конкурентов, а именно кафедр 10-го факультета и ИНЖЭКИН МАИ. Таким образом, конкуренция в отрасли высока. Кроме того, большое влияние на эффективность работы и само существование оказывает Министерство образования и науки. Сегодня политика Министерство образования и науки в части сокращения количества ВУЗов может негативно сказаться на работе кафедры и всего  ИНЖЭКИН МАИ. Именно министерство задает контрольные цифры приема студентов (КЦП) на бюджетные места, т.е. фактически финансирует эту работу. Другим заказчиком, который в настоящее время определяет 50% КЦП, являются авиационные предприятия. Имеются и другие лица, заинтересованные в эффективной работе кафедры - стейкхолдеры. Понятие стейкхолдеров сформировал Эд Фридмен в 1984 году в рамках своей работы «Стратегический менеджмент: подход с точки зрения заинтересованных сторон», где было определено, что бизнес организован вокруг множества заинтересованных в результатах его деятельности агентов. Таким образом, к числу стейкхолдеров национального исследовательского университета, как системы, так и к кафедре как подсистемы можно отнести - Минобрнауки, предприятия-заказчики квалифицированных специалистов, школы, которые обучают будущих студентов, абитуриенты и их родители, студенты, региональные и городские власти и т.д.

К числу стейкхолдеров университета можно отнести также государство. Государством в настоящее время уделяется большое значение развитию авиационной промышленности. Так в Государственной программе Развития авиационной промышленности на 2013-2025гг. подчеркивается высокий дефицит квалифицированных кадров, и особый приоритет уделяется задаче развития человеческого капитала в отрасли авиастроения.

Как было указано в работе [2] Форсайт стал одним из наиболее известных инструментов стратегического менеджмента в бизнесе и государственном управлении, а в работах [3,4] стратегии определяются через выявление и преодоление проблем развития. Таким образом, определим стратегию кафедры через выявления противоречий с использованием инструментов классической теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [1]. Согласно этой теории организационные системы (ОС) развиваются через обострение и разрешение ситуационных противоречий. Ситуационное противоречие в ТРИЗ, формируется как конфликт внутри системы, между требованиями стейкхолдеров и плоскостью мышления управленцев кафедры (см. рис. 1). При улучшении одной потребительской ценности стейкхолдеров недопустимоухудшается другая (см.рис.2).


Узловым элементом является составляющий фактор объекта управления, обеспечивающий реализацию ( или участвующий в реализации) двух качеств системы, при котором количественные изменения параметра элемента приводит к улучшению одного полезного свойства функционирования ОС и ухудшение другого полезного свойства.

В ходе данного анализа были выявлены ситуационные противоречия в работе кафедры. Например, улучшая качество обучения за счет уменьшения количества студентов в группе и потоке, мы повышаем стоимость обучения каждого студента, и обучение становится нерентабельным в рамках общей системы. В настоящее время на уровне университета считается, что рентабельными могут быть группы не менее 20 человек, а лекционные потоки не менее 120 человек. Выполняя эти требования по стоимости обучения, мы резко снижаем возможность индивидуального подхода к студенту, особенно на потоковых лекциях, на которых и должны, в том числе формироваться компетенции.




Для данного ограничения параметром узлового элемента выбрано количество студентов в группе и потоке. Если эта величина небольшая (А), то есть больше возможность повысить качество обучения. В противном случае-(-А) выполняется требование стейкхолдеров по стоимости обучения, но может недопустимо ухудшится качество обучения каждого студента. Последний параметр также является важной потребительской ценностью всех стейкхолдеров, и определяет миссию кафедры. Это противоречие разрешается следующим образом: необходимо при заданном количестве студентов в группе и в потоке осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту даже в потоковых лекциях.

Выводы: ТРИЗ представляет значимый инструментарий раскрытия ситуационных противоречий в управление кафедрой. Определив инструментами ТРИЗ противоречия, мы облегчаем их решения. Разрешив противоречия, мы переводим внешние проблемы и слабые стороны внутреннего потенциала кафедры в дополнительные возможности её стратегического развития.

Список литературы

 

1 .Методические инструменты развития технических систем. Цикл семинаров. Инструменты создания инноваций для развития предпринимательства. Семинар №1. Инструменты исследования потребностей рынка и формирование концепции продукт. М. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,2014

2 .Комарова Н.В. Использование Форсайт - технологий в стратегическом планировании развития авиационной промышленности. III Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента» Секция № 16 - Стратегический менеджмент, г. Самара, 2016. С. 232-234.

3. Комарова Н.В. Исследование стратегии выхода из кризиса авиационной промышленности. II Международная научно-практическая конференция « Перспективы развития экономики и менеджмента» г. Челябинск. Июль 2015г. С. 119-122.

4.Комарова Н.В. Формирование стратегии развития вертолетостроительного предприятия с использованием центров компетенций. М., Вестник МАИ, т 21, выпуск 2, 2014 С.181-186.