Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В ТЕКУЩЕЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Теневая экономика в Российской Федерации характеризуется региональными, отраслевыми особенностями, находится под влиянием текущей геополитической ситуации и приобрела черты общественной опасности. В современных условиях экономические отношения деформированы, легальный сектор находится под влиянием теневого сектора экономики, формируется самостоятельный сектор криминальной экономики. Особенность и уникальность российской теневой экономики отличается такими чертами, как уход от налогов, легализация доходов, полученных незаконным путем, несанкционированный вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, скрытая безработица, коррупция.

   Теневая экономика неравномерно представлена в различных отраслях и регионах России, тесно связана с состоянием налоговой и финансовой сфер, а также сферы правопорядка. Все это приводит к искажению рыночных отношений, диспропорциям в использовании природного и производственного потенциалов регионов, к разрушению экономического пространства, деструктуризации экономической системы и финансовой безопасности. В сфере теневой экономики не решаются социальные, экологические и другие задачи по развитию Российской Федерации, экономическая деятельность приобретает черты противоправной деятельности и отрицательно влияет на финансовую безопасность. Поэтому возникает необходимость применения правоохранительных механизмов, направленных на противодействие распространению экономически и общественно опасных явлений, а также предупреждение и пресечение общественно опасной активности криминальных структур.

   В настоящее время усилилась тенденция проникновения теневой экономической деятельности в легальную сферу экономики, что наиболее явно проявляется на региональном и муниципальном уровнях. Это объясняется тем, что практически завершился процесс структуризации теневой экономики, произошло перераспределение сфер влияния криминальных структур и организованной преступности, которая приобрела черты коррумпированности и четкой координации теневой экономической деятельности. Сформированы механизмы управления источниками сырья, использования природного и производственного потенциалов, трудовых и финансовых ресурсов, специализированная теневая инфраструктура и теневые рынки товаров и услуг.

   Теневая экономика представляет собой составную часть общей экономической системы страны. В России теневая экономика по данным правоохранительных органов и аналитиков достигает 45% ВВП, в то время как официальной статистикой учитывается только 22-25% ВВП. В современных условиях в России отмечаются высокие темпы роста теневой экономики, что характеризуется наличием факторов и условий для роста теневой экономики в связи с отсутствием должного влияния контролирующих и противодействующих этому явлению структур в системе управления государством.

   Отличительной особенностью теневой экономики современного периода является ее распространение во все сферы экономики, включая налоговую и финансовую сферы, преобладание во внешнеэкономической деятельности, глобальные и региональные масштабы, превалирование криминальных структур на рынках товаров и услуг.

   Все это вызывает необходимость поиска новых подходов к решению проблемы теневой экономики правоохранительными и силовыми структурами с учетом реальных условий и факторов ее возникновения и распространения.

    При определении  направлений и  стратегии  социально-экономического развития страны по-прежнему, несмотря на  кризисное  состояние основных сфер жизнеобеспечения, не учитываются факторы  обеспечения финансовой безопасности. Неизбежным  следствием этого является усиление сложившихся и возникновение новых угроз экономике. По существу происходит разрушение сферы жизнедеятельности и деградация производственного потенциала, рост безработицы, ухудшение социальной сферы городов, поселков и сельских поселений, экологического состояния окружающей природной среды.

   Именно на макроэкономическом уровне финансовой безопасности проявляется весь спектр экономических угроз, системный характер влияния теневой экономики, слабость правоохранительных механизмов, недостатки в работе контролирующих институтов. Как показали исследования, некорпорированная занятость, так же как и скрываемая экономическая деятельность, являются легкой добычей криминала в поисках средств к существованию и формированию своеобразного «страхового запаса» на случай непредвиденных неблагоприятных событий. Поэтому общее сокращение теневой части экономики, несомненно, будет способствовать и изменению пропорций между ее составляющими, сокращению доли криминальной части.

   Исходя из того, что ресурсы многих регионов России ограничены, ослаблены связи федерального центра и органами управления регионами, экономическая деятельность сосредоточена в частном секторе, теневая экономика охватила сферы жизнеобеспечения, такие как налоговая, финансовая, возрастает роль формирования системы обеспечения финансовой безопасности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Концентрация средств и усилий властных и правоохранительных структур, а также субъектов экономической деятельности позволит с меньшими затратами проводить мероприятия по противодействию теневому сектору экономики.

   Теневые процессы в современной геополитической ситуации способны не только привести к кризисному состоянию экономики, но и создать условия, при которых трудоспособное, наиболее экономически активное население будет вовлечено, в своем большинстве, в теневую экономическую деятельность. Практика показывает, что таким процессам подвержены как депрессивные, так и развитые в экономическом отношении регионы. При этом теневая экономическая деятельность приводит не только к углублению криминализации экономики, но и к росту преступности, включая и экономическую преступность, что влечет за собой снижение уровня безопасности личности и субъектов хозяйственной деятельности, к нарастанию угроз в социальной сфере.

   Такой эффект от теневых процессов возникает в том случае, когда степень вовлеченности в теневую экономику превосходит определенный порог, который определяется через долю трудоспособного населения, занятого в теневой экономике. Так, если этот показатель достигает 40%, то теневые процессы становятся неуправляемыми со стороны криминальных структур, необратимыми по отношению к социально- экономическому развитию страны.

   Необходимо отметить, что теневая экономика имеет мобильный характер и легко проникает в наиболее эффективные сферы экономической деятельности. Это, прежде всего, сферы банковской деятельности, кредитные организации, то есть те сферы, которые призваны обеспечить финансовую безопасность страны. Вторым системным фактором безопасности является уход от уплаты налогов, которые составляют основу социального обеспечения населения.

   В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, административные и экономические барьеры не служат препятствием для распространения теневой экономики. Угрозу финансовой безопасности представляет перемещение теневой деятельности в жилищное строительство, в сферу земельных и имущественных отношений, природопользования, военных технологий, включая ядерные, биологические, химические, а также производства обычных видов вооружений. Все это сдерживает научно-техническое развитие страны и его территориальных образований, создает угрозу национальной безопасности, то есть угрозу государству и развитию экономики.

    Основными направлениями противодействия негативному влиянию теневой экономической деятельности на развитие экономики России являются следующие:

1 .Либерализация условий экономической деятельности, то есть отмена запрещения тех или них видов деятельности, сокращение статистической и иных видов отчетности. Несомненно, что излишние барьеры и ограничения должны быть сняты как на пути создания и ликвидации, так и на пути функционирования предприятий. В России необходима основанная на научном подходе рационализация и оптимизация соответствующих процедур, борьба с коррупцией государственных и муниципальных чиновников при их проведении, но не ликвидация самих процедур. Общество заинтересовано в защите от недобросовестного производителя, поставщика, плательщиков налогов, работодателя и т.д.

2 .Изменения в налоговом законодательстве и процесс снижения налогового бремени. Необходимо обеспечить перенос тяжести налогообложения с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности, на налогообложение рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности, а также доходов от деятельности, связанной с негативными экологическими и социальными последствиями. Базой налогообложения должны стать, главным образом, не результаты производства, а ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного предприятия, и последствия его деятельности, наносящие вред обществу.

3 .Кардинальное повышение ответственности государственных и муниципальных должностных лиц. Для этого следует коренным образом перестроить механизмы формирования кадрового состава исполнительной и судебной власти на основе таких понятий, как «репутация», «квалификация», «опыт». Это позволит очистить состав государственных чиновников от лиц, связанных с теневой экономикой, укрепить судебную систему.

4 .Должны быть изменены подходы к анализу отношений между субъектами экономики, соотношения и сбалансированности прав, обязанностей и ответственности каждого из участников. Рынок как совокупность ответственных, добросовестных и законопослушных товаропроизводителей и товаропокупателей должен быть отделен от незаконных форм обменов, осуществляемых недобросовестными или безответственными участниками.

5 .Следует пересмотреть основные парадигмы взаимоотношения основных участников деятельности предприятия: собственников (акционеров), руководства, работников - создать механизм взаимной ответственности участников производства. Необходимо повысить транспарентность бизнеса, увеличив глубину и горизонты статистического наблюдения, повысив ответственность руководителей предприятия за качество статистической деятельности.

6 .Назрела необходимость усиления и координации мер, направленных на воспитание стойкого органического неприятия теневой экономической деятельности по моральным соображениям каждым гражданином России. Такие меры должны осуществляться на всех этапах жизни человека: в детском саду, в школе, колледже, вузе в армии и т.п. Практику государственных заказов надо распространить на подготовку и публикацию материалов в СМИ, имеющих антикриминальную направленность, создание соответствующих литературно-художественных   произведений.

7 .В основе финансовой безопасности страны лежит деятельность людей, препятствующих нарастанию и реализации внешних и внутренних угроз.

   Таким образом, меры по противодействию росту теневой экономики в текущей геополитической ситуации должны охватывать все уровни управления народным хозяйством, а также взаимоотношения общества, государства и экономики. Решение проблемы теневой экономией не может быть достигнуто, если оставаться исключительно в рамках собственно экономики. Речь идет об оздоровлении массового, общественного и индивидуального сознания и поведения, улучшении деятельности правоохранительных органов, прежде всего, органов внутренних дел, что позволит повысить финансовую безопасность страны в целом.

 

Список литературы

1.     Барсукова С. Теневая экономика: специфика фаз в условиях раздатка // Вопросы экономики. - 2012. - N 12. - С.133-145.

2.     Белов Е.А. Особенности определения теневой занятости населения в рамках различных предметных подходов // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 6. - С.137-149.

3.     Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности // Нац. проекты. - 2010. - N 12. - С.130- 135.

4.     Головко М.В. К вопросу о способах оценки детерминантов теневой экономики // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 33. - С.36-43.

5.     К вопросу об основных проблемах преодоления теневой экономики и коррупции в России / М.Е.Тарасов, О.М.Тарасова-Сивцева, В.В.Андреев, А.Н.Бысыина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 47. - С.15-19.

6.     Кийко М. Оценка теневой экономики // Пробл. теории и практики управл. - 2014. - N 2. - С.19-24.

7.     Костин А.В. Модель генерации теневой экономики в процессе взаимодействия государства и населения // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2014. - Т.14, вып.1. - С.15-26.

8.     Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России // Рос. юстиция. - 2012. - N 2. - С.58-60.