Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. СЫКТЫВКАРА)

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

Важный вклад в разработку аспектов связей с общественностью в органах местного самоуправления внесли такие авторы, как А.Э.Кубанова, В.С.Комаровский, Н.Н.Данильчук, С.А.Живодрова, Е.Н.Пашенцев, А.А.Самохина, С.С.Смолева. В работах этих авторов рассмотрены все основные задачи, функции связей с общественностью в органах местного самоуправления, а также результаты реализации этих функций. Данные труды составляют  значительный пласт  исследований по проблемам PR в органах местного самоуправления и представляют несомненный методологический интерес.

Несмотря на то, что есть множество научных работ, посвященных изучению связей с общественностью, мало исследований, которые бы разбирали PR-технологии в органах местной власти, а также проблемы деятельности служб по связям с общественностью муниципальных органов власти. Поэтому нашу работу мы посвятили исследованию состояния, проблемам и перспективам развития PR- деятельности в администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

По В.С.Комаровскому [ 3,с.123], связи с общественностью в органах местной власти – это управленческая деятельность, основная роль которых заключается в работе властных структур с общественным мнением; гармонизации отношений между властью и обществом путем совместного решения общих проблем. К основным функциям связей с общественностью в управлении относятся аналитико- прогностическая, организационная, информационная и коммуникативная.

Администрация МО ГО «Сыктывкар» - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования. PR-деятельность администрации сосредоточена в управлении информации и организационной работы. Из основных направлений деятельности управления можно назвать реализацию информационной политики МО ГО «Сыктывкар», предоставление СМИ сведений о деятельности органов местного самоуправления, организационное обеспечение деятельности главы МО ГО «Сыктывкар» и его заместителей.

Основным инструментом информирования местного населения о деятельности администрации является официальные СМИ – еженедельная городская газета «Панорама столицы» [4 ]. В ней размещаются все необходимые к опубликованию документы, принимаемые администрацией МО ГО «Сыктывкар», советом МО ГО «Сыктывкар». Издание рассчитано на широкую, массовую читательскую аудиторию (тираж 70000 экземпляров).

Информация, которая размещается в данной газете, затрагивает такие темы, как общество, культура, спорт, экономика, политика, жизнь города. В газете всегда уделяется внимание сведениям и отчетам о работе администрации МО ГО «Сыктывкар». Систематически представляется информация о проводимых заседаниях, проектах и итогах мероприятий.

В целях повышения эффективности работы с населением, доведения до граждан необходимой информации о решениях администрации газета «Панорама столицы» находится в свободном доступе в сети Интернет.

Администрация сотрудничает и с другими городскими газетами. Это «Pro Город Сыктывкар», «Источник новостей». Из региональных СМИ можно отметить информационные агентства «БНК» и «Комиинформ», информационный портал «КомиОнлайн», интернет-журнал «7х7», газеты «Трибуна» и «Комсомольская правда - Коми», журнал «Регион».

В Сыктывкаре существует два основных информационных агентства: «БНК» и «Комиинформ». Тематика их публикаций практически идентична: политика, общество, экономика, экология, право, спорт, культура, происшествия. Оба агентства пользуются популярностью у населения, поэтому с ними нужно взаимодействовать.

Особое место в создании и поддержании социального взаимодействия занимают отношения PR- специалистов администрации с местным радио и телевещанием. Как правило, местное телевидение представлено  небольшим  количеством  документальных  программ,  освещающих  и  анализирующих «горячие» проблемы. На эти программы нужно обратить внимание, т.к. они создают мнение общественности о положении дел в регионе или район. В Республике Коми местное телевидение представлено следующими каналами: «Юрган», «Коми Гор», «ТНТ Коми», «СТС Коми».

На канале «Коми Гор» в основном можно увидеть информационные и аналитические передачи, авторские и публицистические программы, документальные фильмы. «Юрган» показывает не только новости, но и социально-политические, информационно-развлекательные проекты, ток-шоу, в которых участвуют представители городской, районной власти и другие влиятельные люди. На телеканалах «ТНТ Коми», «СТС Коми» в основном представлены программы развлекательного характера, таким образом, на наш взгляд, для информирования населения администрации МО ГО «Сыктывкар» следует использовать только два телеканала «Юрган» и «Россия Коми».

Можно привести следующие примеры информации, подходящей для раздела новостей: запуски новых социальных проектов, значимых для Республики Коми, выборы должностных лиц, объявления о конкурсах, награждениях; местные собрания и мероприятия, отчеты по проделанной работе администрации МО ГО «Сыктывкар». На все перечисленные события должны приглашаться журналисты тематических изданий.

Взаимодействие со СМИ осуществляется посредством:

•                                          организации и проведения мероприятий для СМИ;

•                                          рассылки пресс-релизов, информирующих СМИ о мероприятиях, которые будут проходить на территории МО;

•                                          размещения анонсов в СМИ;

•                                          работы активной ссылки на иные информационные порталы и сайты на  официальных сайтах МО;

•                                          публикации материалов по заказу.

В совокупности разнообразных информационных материалов, передаваемых внутрифирменной службой по связям с общественностью представителям различных СМИ, особое место занимают пресс- релизы.

В нашей работе проанализированы пресс-релизы администрации МО ГО «Сыктывкар» за апрель 2017 года. Общее число проанализированных материалов 108.

Анализ структуры и содержания пресс-релизов позволяет отметить следующие особенности: все основные требования к содержанию пресс-релизов соблюдаются, в построении нарушается принцип «4 кирпичиков», иногда отсутствует блок «Комментарии специалистов и известных личностей». Также в некоторых пресс-релизах присутствуют оценочные слова и выражения, что не соответствует требованиям.

Анализ позволил нам также выявить такую тенденцию, как публикация пресс-релизов в городских печатных СМИ в измененном виде. Это связано с особенностью деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар». Если размещать пресс-релизы в первоначальном варианте, то читатель может не понять основной смысл проблемы, рассмотренной в релизе. Но это относится не ко всем пресс-релизам: некоторые написаны простым, понятным языком. Публикаций об администрации в региональной прессе достаточно, на наш взгляд, только она обработана журналистами.

Причиной, почему некоторые СМИ редко или вообще не размещают информацию администрации, может быть погоня за «громкими» делами. Такие материалы всегда вызывают большой отклик от читателей.

Пресс-релизы администрации МО ГО «Сыктывкар» – в основном новости, касающиеся городских мероприятий, жилищного хозяйства, отчетов о проделанной работе.

Работа со СМИ имеет большое значение для администрации, так как сведения о запуске новых социальных программ, проведении мероприятий зачастую не доходят до целевых групп населения. Поэтому необходимо делать упор на контакты с местной прессой, поскольку она часто оказывает большее влияние на настроение общественности.

Кроме того, на наш взгляд, нужно создавать PR-проекты по работе со средствами массовой информации и налаживанию связей с населением муниципального образования. Для начала нужно создать некую  традицию  еженедельной  организации  пресс-конференции  представителей  Совета  МО  ГО «Сыктывкар» с прессой. Проводить ежегодные визиты представителей крупных компаний города с руководителями и специалистами городских служб. Цель таких посещений – обеспечить населения города информацией о работе муниципального органа власти. Особую важность представляет формирование новых передач на телевидении, радио, газетных рубрик по "прямой связи" с населением и местными властями.

Также нужно внести корректировки в написание пресс-релизов:

-    Использование комментариев, высказываний специалистов и известных личностей. Это вызовет большее доверие к материалу.

-   Размещение фотоматериалов улучшенного качества.

-   Написание заголовков в более лаконичной и краткой форме.

-   Построение релиза по принципу «4 кирпичиков».

-   Составление пресс-релизов не только для СМИ, но и для потребителей.

Сегодня практика показывает, что в современных условиях наиболее передовыми и действенными средствами взаимодействия администрации МО ГО «Сыктывкар» с населением являются интернет- технологии.

Нами был проведем анализ сайта администрации МО ГО «Сыктывкар». Критериями оценки качества интернет-сайта мы выбрали системность и полноту представления информационных ресурсов, качество поддержки и оперативность обновления информации, удобство навигации, продуманность сервисов и интерактивных возможностей для пользователей, а также стиль и дизайн.

Можно выделить следующие преимущества web-сайта:

1.          Доступность, то есть когда любой человек может зайти в любое время на интернет-ресурс.

2.          Мультимедийность, то есть одновременное использование различных форм представления информации. Например, в одном объекте может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация.

3.          Интерактивность, то есть как процесс коммуникации, в котором каждое сообщение связано с предыдущими сообщениями и с отношением этих сообщений к сообщениям, предшествующим им.

Дизайн сайта продуман: вся информация размещена по информационным блокам, цвета и шрифт текста продуманы и не затрудняют чтение.

На сайте имеется поисковая система, что позволяет эффективно и быстро находить необходимые документы и другую информацию.

У сайта есть определённый формат дизайна и содержания. Тематикой данного сайта является политическая и социальная сфера общества, жизнь города и его граждан, их достижения, проекты социального развития.

Из недостатков можно  отметить отсутствие такой функции, как «Горячая линия», посредством которой осуществляется обратная связь. Также нет рубрики «Обращения граждан», где посетители сайта могла бы высказываться по актуальным вопросам жизни города и региона. Это позволило бы собрать статистику по посетителям, нарисовать портрет своей аудитории. Ведь как инструмент PR сайт является удобным каналом информирования целевых аудиторий и ее изучения.

Отдельное внимание мы уделили такому параметру, как содержание сайта. Нами было проведен анализ официального сайта администрации с точки зрения его информационной открытости. Для этого мы воспользовались инструментом оценки эффективности государственных порталов «Инфометр» [2], который оценивает содержание сайтов муниципальных образований по 128 параметрам информации.

По данным «Инфометра», сайт администрации МО ГО  «Сыктывкар» находится на 52 месте в рейтинге по информационной открытости сайтов. Всего в рейтинге 166 организаций. В тройке лидеров по исследуемому параметру находятся Сочи, Таганрог и Нижний Тагил. Информационная открытость администрации Сыктывкара составляет 53,8%.

Далее мы рассмотрели, какая информация публикуется на сайте администрации, и сформировали следующий список :

-   общая информация;

-   градостроительство;

-   информация о деятельности органа местного самоуправления;

-   кадровые вопросы;

-   муниципальные услуги;

-   муниципальный заказ;

-   официальные документы;

-   подведомственные организации и учреждения;

-   работа с обращениями;

-   технологические параметры.

Сравнив эти показатели в процентном соотношении, мы выяснили, что информация о подведомственных организациях и учреждениях довольно часто и в больших объемах публикуется на сайте администрации    (89%).    Это    самый    высокий    показатель    по    публикуемой     информации. Если смотреть по тому, что на сайте размещается не так часто, то сюда следует отнести такую информацию, как «Муниципальный заказ» (35%), «Муниципальные услуги» (36%), «Информация о деятельности органа местного самоуправления» (39%), «Работа с обращениями» (41%).

Несмотря на средний коэффициент информационной открытости по городу, такой процент информационной открытости считается низким. На сайте нет и половины предусмотренной законодательством информации. Из рассмотренных нами критериев представленной информации относительно высоким показателем обладает только информация о подведомственных учреждениях. Отсутствие таких критериев, как «Порядок и результаты мониторинга качества рассмотрения обращений граждан», «Наличие интерактивных сервисов: онлайн-консультации, опросы посетителей, голосования, дискуссионные площадки», «Возможность оставить комментарий под материалами, размещаемыми на сайте», «Наличие интерактивного городского портала, посвященного мониторингу проблем граждан», «Наличие функции расширенного поиска по официальному сайту», «Версия для слабовидящих» говорит о неиспользовании сайта как механизма обратной связи.

В рейтинге «Открытые данные» администрация находится в аутсайдерах - 89 место (72 место в прошлом году). Итоговая оценка открытости составляет всего 2%. Лидирующими по этому показателю являются город Тула и городской округ Новомосковск (100%), городской округ Домодедово (98,6%), город Таганрог (96,5%).

Открытые данные – это базы данных, сведения об адресах и любая другая неперсональная информация, у которой есть три признака:

•                                          свободное использование в законных целях;

•                                          свободный доступ без ограничений;

•                                          машиночитаемый формат.

Такие сведения применяются IT-специалистами, учеными, журналистами и органами власти для анализа, прогнозирования и формирования на ее базе удобных пользовательских сервисов и приложений. Например, чтобы в нужных местах установить светофоры, сделать разметку и пешеходные переходы, нужны открытые данные о ДТП и пробках.

Как администрация публикует открытые данные:

-   организационная работа с открытыми данными – 0%;

-   оформление наборов данных и метаинформации – 0%;

-   оформление раздела открытых данных – 6%.

У сайта администрации отсутствует много параметров, среди которых «Гиперссылка «Открытые данные» на главной странице сайта органа», «Возможность использования пользователями любых веб- обозревателей для скачивания открытых данных», «Наличие средств поиска открытых данных», «Перечень наименований наборов открытых данных», «Наличие общего описания открытых данных и сферы их применения», «Указание на приложения и программы, разработанные с использованием размещенных открытых данных», «Корректный адрес страницы набора открытых данных», «Возможность обратной связи на странице паспорта открытых данных», «ФИО лица, ответственного за содержание наборов открытых данных» и другая важная информация.

Размещение на сайте отрытые данные необходимо, так как Правительство Российской Федерации придало им статус «обязательный». Самым легким способом будет просто сделать на официальном сайте администрации раздел «Открытый данные» и наполнить его необходимой информацией.

По «Субъектам общественного контроля» сайт администрации занимает 49 место (22,5%). Екатеринбург, Нижний Тагил, Рыбинск и Йошкар-Ола – в первых строчках данного рейтинга.

Здесь оценивалась информация о различных общественных советах, городских общественных палатах, отраслевых советах при органах муниципальной власти. Как администрация публикует сведения об органах общественного контроля:

-   взаимодействие с гражданами – 27%;

-   контакты – 0%;

-   планы и отчеты – 46%;

-   правовая основа – 20%;

-   состав – 50%.

Информация о деятельности субъектов общественного контроля представлена не полностью. Не хватает многих параметров, поэтому в рейтинге сайт администрации отстает от лидирующих городов.

Стоит отметить, что специалисты по связям с общественностью администрации города ведут группу в социальной сети «Вконтакте» [1]. Сообщество «Официальный Сыктывкар» многочисленно, в нем состоит 4486 человек. Администраторами являются заместитель начальника управления информации и организационной работы, а также специалист управления. Частота публикаций – 5-6 постов в день. Контент администрация формирует самостоятельно, публикуют новости из жизни Сыктывкара, региона, новости федерального уровня.

Отменим плюсы имеющегося сообщества:

–         открытость проводимых мероприятий, новая подача своих идей, и их расшифровка. Публичная сфера становится более доступной для гражданского сектора;

–         упрощение отношений государственных служащих с гражданами, снятие коммуникационных барьеров;

–         акцентирование и более пристальное наблюдение за проблемами региона. Интерактивная система позволит избежать этих проблем и позволит своевременно на них реагировать.

Таким образом, анализ показал, что сайт администрации МО ГО «Сыктывкар» обладает необходимыми интерактивными возможностями, хорошим дизайном и навигацией. С помощью программы  «Инфометр» нами были выявлены проблемы сайта по таким параметрам, как «Информационная открытость», «Открытые данные» и «Субъекты общественного контроля». Особенно низкие показатели по критерию «Открытые данные» - всего 2%. Поэтому специалистам по связям с общественностью следует уделить должное внимание контенту сайта и исправить имеющиеся недочеты.

Список литературы

 

1 .Группа Вконтакте «Официальный Сыктывкар». URL: https://vk.com/amogosykt (дата обращения:10.04.2017).

2 .Инфометр.URL:http://system.infometer.org/ru/ (дата обращения: 14.04.2017).

3 .Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении.-М.: Изд- во РАГС, 2005.-520 с.

4 .Официальный сайт газеты «Панорама столицы». URL: http://ps-gazeta.ru/ (дата обращения:20.04.2017).