Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   В современных условиях, когда взрастает неопределенность и насыщенность внешней среды, руководству предприятий приходится  решать вопросы управления не только самим производственным процессом, но и учитывать влияние внешней среды. У предприятий, своевременно учитывающих и прогнозирующих изменения внешней среды, возрастают шансы эффективного функционирования и развития. Именно у таких предприятий раньше других могут появиться благоприятные возможности рационального использования ресурсов посредством стратегического управления и выработки новых целевых установок, позволяющих создать новые преимущества для выживания и повышения конкурентоспособности.

   Многофункциональность рыночной деятельности, понимание особенностей в каждом конкретном случае и на каждом конкретном предприятии создало много различных подходов к процессу управления. Руководители предприятий, каждый по-своему, адаптируют деятельность своего предприятия и его систему управления к рыночным условиям.

   Приспособление предприятия к рыночным условиям не только повышает эффективность его деятельности, но также способствует развитию рынка в нашей стране и внешнего окружения предприятия. [1, с. 186]

   Исследование организационных и экономических механизмов повышения эффективности рыночной деятельности предприятия с помощью методов маркетинга проводилось нами в ОАО «Прохладненский хлебозавод» Кабардино-Балкарской Республики.

   По отношению к факторам воздействия макроокружения предприятие в основном занимает подчиненное положение, при этом не имея возможности оказать на них влияния. Однако, предприятие оценивает это влияние, чтобы лучше приспособиться к факторам макроокружения и заранее настроиться на прогнозируемые изменения.

   В ходе исследования было выявлено, что на деятельность предприятия в основном оказывают влияние экономические и технологические факторы. Так, экономическое состояние предприятия соответствует общей тенденции спада, вызванного свертыванием производств, инфляционными процессами, разрывом производственных связей. На положение предприятия оказывает негативное влияние сложившаяся в регионе обстановка, не позволяющая развивать необходимые хозяйственные связи, привлекать инвестиции в развитие производства.

   Экономическая зависимость от внешних факторов остается определяющей из-за не стимулирующей промышленное производство финансово-кредитной политики государства. Налоговая нагрузка не оставляет предприятию средства на развитие, а кредитная не позволяет их привлечь.

   Рост тарифов на энергоресурсы вызывает цепную реакцию соответствующего увеличения цен на комплектующие, материалы, услуги, в итоге - на продукцию предприятия, негативно влияет на рентабельность производства, платежеспособный спрос.

   Постоянный рост стоимости муки и конкуренция на рынке с малыми предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения, наличие на рынке более дешевой, часто некачественной, продукции, заставляет предприятие в своем ценообразовании ориентироваться на рыночные цены, что приводит к сокращению прибыли.

   Наиболее возможными вариантами реакции на изменения внешней среды можно считать приспособление ОАО «Прохладненский хлебозавод» к новым условиям хозяйствования, поиск новых рынков сбыта, экономия ресурсов, расширение ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий, пересмотр структуры производства в пользу наиболее выгодной продукции, приобретение нового технологического оборудования и т.д.

   Основной объем реализации продукции предприятия приходится на рынок г. Прохладный, а основными потребителями хлебобулочной продукции и кондитерских изделий являются: общеобразовательные школы г. Прохладного и Прохладненского района, ЗАО «Тандер», ЗАО «Кавказкабель», более 100 индивидуальных предпринимателей. Таким образом, расположение непосредственно в городе облегчает задачу сбора маркетинговой информации о рынке и позволяет быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям микросреды.

    В результате анализа внутренней среды выводятся данные стратегического потенциала в рамках поставленной цели, насколько по количеству и качеству ресурсов предприятие отвечает целевым требованиям. В ходе анализа проясняется картина сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия. [2, с. 126]

   ОАО «Прохладненский хлебозавод» обладает достаточно большим количеством сильных сторон: большой опыт работы на рынке; наличие преимуществ продукции по качеству; широкий ассортимент продукции; инновации в технологии и рецептурах продукции; профессиональный менеджмент организации; инновационное мышление руководства.

   Слабые стороны связаны с организацией внутренних процессов предприятия - неполное использование производственных мощностей, снижение платежеспособности, но их влияние не так сильно, как в случае с сильными сторонами.

   Основными возможностями предприятия являются освоение новых рынков и обновление товарного ассортимента. Данные возможности помогут не только реализовать сильные стороны, но способны также уменьшить слабые стороны предприятия.

   Угрозы появления новых и активизации существующих конкурентов оказывают воздействие на все слабые стороны предприятия,  но последствия данных угроз могут быть смягчены использованием сильных сторон предприятия.

   Согласно результатам SWOT-анализа, стратегическими направлениями развития предприятия являются:

-   возврат дебиторской задолженности, погашение долгов перед кредиторами;

-   разработка отделом маркетинга стратегии борьбы с конкурентами;

-   использование наиболее перспективных продуктов для привлечения финансовых ресурсов;

-     расширение ассортимента высококачественных, экологически чистых продуктов для удовлетворения потребностей населения;

-      увеличение объемов продаж существующих продуктов и использование прибыли на внедрение современных технологий производства хлебобулочных и кондитерских изделий.

   Ценовая политика ОАО «Прохладненский хлебозавод» формируется на основе мониторинга  цен конкурентов на аналогичную продукцию. Предприятие устанавливает цены на свою продукцию, используя метод полных издержек, т.е. к полной сумме затрат прибавляют надбавку, соответствующую норме прибыли, принятую в данной отрасли.

   Предприятие имеет преимущество в ценообразовании: цены реализации продукции предприятия ниже цен конкурентов. Кроме того, предприятие устанавливает оптовые скидки за покупку продукции крупными партиями. Более низкие цены на произведенный товар дают шанс, как на лучшую окупаемость, так и на увеличение товарооборота.

   Рыночную позицию ОАО «Прохладненский хлебозавод» определяет активный маркетинг, владение информацией для оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка. На предприятии осуществляется постоянная работа по расширению рынка сбыта готовой продукции, в частности:

-   участие в российских, региональных выставках, конкурсах, в программе «100 Лучших товаров России»;

-   участие в тендерных торгах, по результатам которых заключаются договора на поставку продукции;

-    опрос, анкетирование, индивидуальная работа с потребителями, разработка привлекательных условий поставки хлебобулочной продукции.

   Для получения максимального эффекта руководство предприятия обеспечивает тщательное планирование взаимосвязанных элементов комплекса рекламной деятельности (например, создан сайт предприятия в Интернет, активно используется телевидение, пресса и др.). При этом принимается во внимание тот факт, что правильно спланированная и хорошо организованная реклама в состоянии оказать значительное влияние на повышение эффективности деятельности предприятия. [3, с. 179]

   Для оценки маркетинговой деятельности организации нами был проведен опрос руководителей подразделений и специалистов. При этом осуществлялось заполнение анкет, при обработке которых выставлены балльные оценки отдельных характеристик системы маркетинга.

    По результатам опроса, маркетинговая деятельность предприятия оценивается в 4 балла, т.е. находится в хорошем состоянии. Несмотря на это, требуются дальнейшие усилия по внедрению инструментов маркетинга, направленных на повышение результативности работы предприятия, его рыночной устойчивости и максимальное удовлетворение запросов потребителей.

 

Список литературы

1.     Буздов З.З. Разработка критериев оценки эффективности агробизнеса // Экономика и социум. - 2014. - №3- 4 (12). - С. 185-188.

2.     Жемухов А.Х., Хамурзов З.Г. Механизм формирования маркетингового потенциала предприятия АПК // Тенденции развития экономики и менеджмента:  Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Казань: ИЦРОН, 2014. - С. 125-127.

3.     Шокуев М.Х. Доводы в пользу и против рекламы // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания «Юком», 2014. - С. 178-180.