Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Действующий Закон РФ «Об образовании» в своей преамбуле под образованием подразумевает как сам образовательный процесс, так и его результаты. Это значит, что образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения, который должен способствовать достижению гражданином определенного образовательного ценза, что юридически удостоверяется соответствующим документом. Поэтому сегодня обретают актуальность практические вопросы, связанные с правовым обеспечением системы управления качеством в образовательной организации.

   Термин «правовое обеспечение» применительно к какой-либо деятельности, в том числе деятельности по управлению качеством образования, может использоваться как в узком, так и в широком смыслах. В узком смысле, данным термином обозначают «совокупность правовых норм, устанавливающих цели, задачи, принципы управления качеством образования, основные средства и способы осуществления этого механизма…». [7] Понятием «правовое обеспечение», в широком смысле, «охватывается и деятельность по защите качества образования и субъектов, осуществляющих управление этим качеством, в том числе и посредством применения различного рода правового принуждения, включая и меры юридической ответственности». [7] В целом, синонимом обоих значений служит термин «правовые гарантии качества обучения», который нередко встречается в юридической и педагогической литературе.

    Формулирование правовых гарантий качества образования требует выявления всех значимых факторов, способных оказывать влияние на качество, и которые должны быть юридически оформлены. При этом следует учитывать, что правовые гарантии лишь юридически закрепляют сложившиеся на практике социальные, экономические и иные механизмы обеспечения качества образования. В методологическом аспекте под качеством понимается «характеристика предмета, объективной действительности, как еще нерасчлененная на отдельные элементы совокупность признаков, свойств предмета. Качество проявляется лишь в системе отношений предмета с другими предметами». [5] Гражданский кодекс РФ содержит нормы о качестве работы (услуги) (ст. 721-725), но не дает ему конкретного определения. [2] Данное положение в законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 4) обязывает исполнителя оказать услугу, качество которой должно соответствовать договору, а при отсутствии указаний в договоре – обычно предъявляемым требованиям. [4] Таким образом, можно сделать вывод, что, во-первых, качество представляет собой некую совокупность свойств, направленных на удовлетворение потребностей человека; во-вторых, качество должно соответствовать заранее установленным требованиям (стандартам).

   Обеспечение надлежащего качества образования является в наше время одной из главных задач образовательных организаций. При этом правовые средства обеспечения качества образования носят, в целом, публично-правовой характер, т.е. они предусмотрены преимущественно императивными нормами как собственно образовательного, так и отраслевого законодательства. Здесь могут быть названы лицензирование, стандартизация, сертификация, осуществляемая в форме аттестации и аккредитации образовательных организаций и образовательных программ, а также осуществления промежуточной и итоговой аттестации выпускников. Например, ст. 13 Закона РФ «Об образовании» предусматривает обязательную структуру Устава образовательного учреждения. В случае нарушения установленного законом перечня происходит отказ регистрационных органов в регистрации Устава, что создает юридическую недопустимость деятельности образовательной организации. [3]

   Немало правовых гарантий качества образования имеют частноправовую природу. Например, договорное оформление предоставления образовательных услуг на платной основе позволяет предусмотреть сторонам дополнительно к нормативно установленным требованиям и иные условия обеспечения качества образования. В этом случае необходима опора на действующее гражданское законодательство.

    Закон РФ «Об образовании» предусматривает ответственность образовательного учреждения за качество образования своих выпускников. С этой целью  юридически обоснован институт государственных образовательных стандартов, требованиям которых должны соответствовать содержание и качество подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений. Такое положение связано с обеспечением прав и свобод личности, что выступает конституционно закрепленной обязанностью государства. [1] Но на практике мы сталкиваемся с рядом сложностей и противоречий, которые затрудняют создание правовой основы для обеспечения системы качества образования. Назовем некоторые из этих сложностей и противоречий:

1.     Вызывает методологическую проблему определение самого понятия «качество образования», так как категория «качество» является, в своей основе, субъективной.

2.     Субъективным можно назвать и акт внешней по отношению к образовательной организации деятельности по восприятию и оценке качества результатов образования. Проще говоря, то, что для одного работодателя на рынке труда в наше время является вполне приемлемым уровнем знаний и компетенций, для другого – явно недостаточно.

3.     Двойственный характер правового регулирования носит предоставление платного образования на договорной основе, заключающегося в сочетании гражданско-правовых и публично-правовых методов, а это позволяет применять к обеспечению качества образования нормы законодательства об охране прав потребителей, что создает на практике определенные правовые коллизии и нюансы.

    Наибольшая сложность видится в организации правового сопровождения системы качества образования в общеобразовательных школах (лицеях, гимназиях, центрах образования). В названных образовательных организациях управление качеством образования опирается на имеющиеся ресурсы, которые определяют получение учащимися среднего образования. Здесь результат образовательной деятельности оценивает не работодатель, а потребитель. Соответственно необходимы правовые формы, которые бы фиксировали основные показатели образовательного процесса, а также удовлетворенность потребителя в информации о ходе процесса и его качества. Однако на практике возникают многочисленные сложности с правовым оформлением взаимоотношений потребителя образовательных услуг и самой образовательной организации, в которой несовершеннолетние, в основной своей массе, учащиеся получают среднее образование. Наиболее действенной в этом случае может оказаться идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности образовательного процесса (уровень знаний и компетенций учащихся, развитие их воспитанности и др.). [6] Но для всего этого не всегда удается найти какие-то строгие и формально обозначенные юридические основания.

   Таким образом, особенности взаимосвязи качества образования и правового регулирования общественных отношений в сфере образования приводят к следующим выводам:

1.      Понятие «качество образования» является сложной категорией, имеющей как объективный, так и субъективный характер. На практике это создает правовые коллизии, от разрешения которых во многом зависит управление качеством образования и результаты образовательного процесса.

2.      Правовой основой качества образования выступают федеральные государственные образовательные стандарты и иные устанавливаемые государством требования к образованию. Поэтому важно регламентировать в форме определенных требований и условий образовательный процесс, и главным образом ориентироваться на его качество.

3.      Договор оказания платных образовательных услуг является основным, а в ряде случаев и единственным, средством обеспечения (или защиты) качества образования, так как именно в него могут быть включены дополнительные, по сравнению с государственным стандартом, требования и условия по реализации образовательного процесса.

   В целом, действующее в РФ образовательное законодательство далеко еще не в полной мере способно обеспечить правовые гарантии качества образования.

 

Список литературы

1.     Конституция РФ (в действующей на 01.07.15 г. редакции).

2.     Гражданский Кодекс РФ (в действующей на 01.07.15 г. редакции).

3.     Закон РФ «Об образовании» (в редакции на 01.09.14 г.).

4.     Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции на 01.01.15 г.).

5.     Краткий словарь по философии. /Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. – М., 2009.

6.     Найденова  Н.Н.,  Найденова  И.С.  Структура  измерения  качества  образования  наднациональным инструментарием. //Инновации в образовании. – № 12. – 2010. – С. 96-109.

7.     Усанов В.Е. Перспективы развития нормативно-правового регулирования образования. //Образование и право. – № 2. – февраль. – 2011.