02 сентября 2017г.
На фоне внешних и внутренних потрясений экономики 2008 году и 2014 году, четкого понимания необходимости изменений для дальнейшего устойчивого развития страны, правительство Российской Федерации перешло к разработке документов стратегического планирования, охватывающее все основные сферы жизнедеятельности государства, и в частности, к данным документам относится стратегия социально- экономического развития Российской Федерации. Данной проблематикой ещё с 1999 года занимался центр стратегических разработок (ЦСР), однако, с 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина и под руководством Алексея Кудрина эксперты ЦСР начинают работать над новым проектом: стратегией развития страны 2018-2024 гг. К этому моменту приходит четкое осознание неспособности российской экономики самостоятельно мотивировать ускорение своего развития. К тому же снижение демографических показателей и уровня жизни населения в целом свидетельствовали о необходимости структурных изменений и разработки иной социально-экономической концепции.
Основное направление социальной политики России на современном этапе в рамках стратегии развития страны до 2024 года является развитие человеческого капитала, который определяют главным продуктом экономики 21 века. Проблема заключается в столкновении с некими тормозящими возможность поддержания и развития человеческого капитала преградами, вызванными сложившимися демографическими и социальными особенностями в стране, речь о которых пойдёт ниже. Человеческий капитал – главная альтернатива сырьевым источникам экономического развития, а значит социальная политика должна стать ключевым направлением в стратегическом планировании, требующим особенного внимания и разрешения всех возникающих проблем в ближайшем будущем. Так, образование и культурная сфера способствуют формированию более высокого уровня человеческого капитала, что в свою очередь будет стимулировать движение экономического роста. Здравоохранение, экология и сфера досуга напрямую влияют на объем ресурса человеческого капитала. В целом все сферы социального направления влияют на экономику страны, и большое достижение состоит в том, что правительство признало данный факт на официальном уровне, и возможно в ближайшем будущем граждане, предприниматели и государство смогут построить конструктивный диалог в интересах каждого «собеседника». Рассмотрим проблемы, с которыми на современном этапе сталкивается социальная политика при решении вопроса повышения качества человеческого капитала.
Прежде всего стоит отметить демографические сдвиги, происходящие в настоящее время в России: численность жителей в трудоспособном возрасте сокращается, при этом увеличивается число лиц пенсионного возраста, происходит так называемое «старение» общества. Подобная перестройка способствует снижению темпов экономического роста. Перед Россией на современном этапе стоит обратная задача, и в этом заключается первая трудность её реализации. Кроме того, Российская Федерация переходит в число стран со средним уровнем доходов, попадая при этом в следующие «ловушки»: если в Европе старшее поколение было готово к обеспечению собственного существования, постепенно осуществляя вклад на будущее с текущих доходов и имея возможность делать это на регулярной основе, то в нашей стране уровень доходов не вышел на данный уровень и нынешние пенсионеры не готовы в настоящий момент времени обходится минимальной поддержкой государства, однако, численность данной категории граждан возрастает и будет продолжать расти в ближайшие десятилетия. Данные по показателям пенсионного обеспечения в РФ приведены в таблице 1. Стоит обратить внимание, что пенсионная нагрузка на работающих граждан имеет явно отрицательную динамику и в 2016 году составляла 1,5 человека на одного пенсионера.
Таблица 1
Показатели пенсионного обеспечения за 2011-2017 гг.1
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
Общая численность пенсионеров, тыс. человек
|
41819
|
42367
|
42837
|
43327
|
43797
|
45182
|
45687
|
из них получающие пенсии:
|
|
|
|
|
|
|
|
по старости
|
32462
|
32982
|
33451
|
33950
|
34422
|
35555
|
36004
|
Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения
|
292,7
|
296,2
|
298,8
|
301,6
|
304,2
|
308,3
|
311,2
|
Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера (в среднем за год), человек
|
1,61
|
1,6
|
1,58
|
1,56
|
1,54
|
1,5
|
…
|
Безусловно, одним из главных направлений развития человеческого капитала должно стать повышение уровня рождаемости. В данном вопросе имеются некоторые успехи, зафиксированные в последнее время, однако, кризис 2014 года внес свои коррективы: уже с 2015 года наблюдается некоторое снижение показателей, поэтому необходимы дополнительные меры поддержки рождаемости в РФ. По данным 2016 года уровень рождаемости составил 12,9 (темп роста по отношению к 2015 году оказался равен -3%).
1, 2 По данным официального сайта
Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
Как показала практика, с 2006 по 2015 гг. дополненные меры социальной поддержки новыми инструментами – такими как материальный капитал, различные выплаты и пособия, земельные участки, выплаты за 3-его ребенка - имели некоторые успехи. Проблема бедности до сих пор остаётся актуальной, однако, особенно остро стоит вопрос
бедности среди населения с детьми:
более 70% всех граждан
с доходами ниже прожиточного минимума являются представителями бюджетных организаций, а также семья с детьми. Данные статистики приведены в таблице 2. Помимо финансовой поддержки, в виде увеличения адресных пособий и выплат различного назначения, необходимо расширять доступность социальных услуг (например, возможность отдать ребёнка в детский сад без очереди и т.д.).
Демография объединяет весь контур социальной политики в Стратегии воедино, от неё отталкивается экономическое развитие страны, поэтому данной проблеме стоит уделит особенное внимание. Стремясь к достижению поставленной цели значительного роста ВВП,
важно вовремя остановится, чтобы не построить стадионов и мостов, по которым не кому будет ходить.
Таблица 2
Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств3
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Доля малоимущих домашних хозяйств
с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств, процентов
|
59,7
|
62,2
|
64,0
|
62,9
|
62,6
|
из
них, имеющих:
|
|
|
|
|
|
одного ребенка
|
32,7
|
33,4
|
32,7
|
30,7
|
30,3
|
двух детей
|
20,6
|
21,3
|
22,3
|
23,6
|
24,4
|
трех и более детей
|
6,5
|
7,5
|
9,0
|
8,6
|
7,9
|
Все основные направления социальной политики на современном этапе развития, подчинены способствованию повышения уровня производительности труда (по оценкам экспертов к 2035 году необходимо достичь увеличение показателя в 2 раза), как одного из главного фактора экономического роста. Наибольшие ожидания возлагаются, безусловно, на сферу здравоохранения и образования. Немало важным элементом развития может стать и правильная миграционная политика, однако по данному вопросу нет единой, четко выстроенной линии поведения, так как политические силы рекомендуют придерживаться изоляционной миграционной политики, в том время как эксперты высказываются за интеграционную политику в данной области. При сокращении численности трудоспособного населения, трудовая миграционная политика способствовала бы возможности увеличения производительности труда и как следствие повышение уровня ВВП. Однако проблема заключается в сложной системе легализации работающих мигрантов, ограниченном количестве и дорого стоящим разрешением на работу, затухании интереса среди выходцев из стран СНГ (как основных представителей мигрантов в РФ) к России как к трудовому рынку: данным соискателям становятся доступны и более выгодны европейские площадки. Кроме того, до сих пор остро стоит вопрос об «утечки мозгов» за границу. Для разрешения перечисленных проблем необходимо взаимопонимание между политиками и экспертами страны, единая концепция по вопросу миграции и конкретные действия.
В целях повышения уровня производительности труда, рассматривается вопрос о необходимости сокращения численности неформально занятого населения. На сегодняшний день удельный вес занятых в неформальном секторе составляет 23% в общей
численности занятых в экономике, и что хуже того, данный показатель постоянно растёт (рис. 2). Среди экспертов разрабатываются и обсуждаются способы регулирования рынка труда для сокращения теневой экономики: это различные налоговые инструменты легализации, а также кредитные инструменты, которые могут способствовать расширение доступности к большему количеству факторов, нежели в неформальном секторе. С другой стороны, налоговый маневр предполагает снижение страховых взносов, что повлечет снижение оплаты труда и в целом противоречит развитию человеческого капитала. Ошибочное мнение считать страховые взносы налогами, по сути это отложенная во времени заработная плата работника, солидарность между работником и работодателем.
3 По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
Система социального страхования - это неотъемлемая часть человеческого капитала. Незащищённый социальный работник никогда не будет является драйвером экономики. Повышение производительности труда возможно при повышении мотивации сотрудника, в частности заработной платой. До сих пор в России размер минимальной оплаты труда не достигает уровня прожиточного минимума: по данным Росстата, в 2016 году МРОТ составлял 6204 рубля, тогда как прожиточный
минимум достигал 9828 рублей. Вопрос о возможности равенства данных показателей является давно обсуждаемым, но до сих пор не разрешен.
Сравнительно невысокие темпы экономического роста экономики в начале 2010-х гг. позволяют предположить, что в отсутствие благоприятных макроэкономических условий необходима смена фактических приоритетов социального финансирования в пользу тех сфер, которые нацелены на повышение качества социальной защиты населения. Подобная переориентация расходов будет в значительной мере способствовать развитию страны.
4 По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
Список литературы
1.
Васютина Е.С. Воздействие положительной сырьевой динамики на воспроизводство человеческого капитала РФ, Казанская наука. 2011. № 1. с. 103-104.
2. Кротов М. И., Мунтиян В. И., Слуцкий Л. Э. Антикризисные меры сквозь призму национальной безопасности России // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4. - с. 23–34
3. Официальный сайт статистической службы европейского союза. Режим доступа:[http://ec.europa.eu/eurostat]
4. Ряховская А.Н. Влияние социальной политики государства на темпы развития экономики // Эффективное антикризисное управление. - 2010. - № 1
5.
Федеральная
служба
государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа:[http://www.gks.ru]
6.
ФЗ от 14.12.2015
№
359-ФЗ «О
федеральном
бюджете
на 2016
год».
Режим доступа: [http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/11-16/index.php#ixzz4L4OgSQ3Q]