Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 сентября 2017г.

На фоне внешних и внутренних потрясений экономики 2008 году и 2014 году, четкого понимания необходимости изменений для дальнейшего устойчивого развития страны, правительство Российской Федерации перешло к разработке документов стратегического планирования, охватывающее все основные сферы жизнедеятельности государства, и в частности, к данным документам относится стратегия социально- экономического развития Российской Федерации. Данной проблематикой ещё с 1999 года занимался центр стратегических разработок (ЦСР), однако, с 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина и под руководством Алексея Кудрина эксперты ЦСР начинают работать над новым проектом: стратегией развития страны 2018-2024 гг. К этому моменту приходит четкое осознание неспособности российской экономики самостоятельно мотивировать ускорение своего развития. К тому же снижение демографических показателей и уровня жизни населения в целом свидетельствовали о необходимости структурных изменений и разработки иной социально-экономической концепции.

Основное направление социальной политики России на современном этапе в рамках стратегии развития страны до 2024 года является развитие человеческого капитала, который определяют главным продуктом экономики 21 века. Проблема заключается в столкновении с некими тормозящими возможность поддержания и развития человеческого капитала преградами, вызванными сложившимися демографическими и социальными особенностями в стране, речь о которых пойдёт ниже. Человеческий капитал – главная альтернатива сырьевым источникам экономического развития, а значит социальная политика должна стать ключевым направлением в стратегическом планировании, требующим особенного внимания и разрешения всех возникающих проблем в ближайшем будущем. Так, образование и культурная сфера способствуют формированию более высокого уровня человеческого капитала, что в свою очередь будет стимулировать движение экономического роста. Здравоохранение, экология и сфера досуга напрямую влияют на объем ресурса человеческого капитала. В целом все сферы социального направления влияют на экономику страны, и большое достижение состоит в том, что правительство признало данный факт на официальном уровне, и возможно в ближайшем будущем граждане, предприниматели и государство смогут построить конструктивный диалог в интересах каждого «собеседника». Рассмотрим проблемы, с которыми на современном этапе сталкивается социальная политика при решении вопроса повышения качества человеческого капитала.

Прежде всего стоит отметить демографические сдвиги, происходящие в настоящее время в России: численность жителей в трудоспособном возрасте сокращается, при этом увеличивается число лиц пенсионного возраста, происходит так называемое «старение» общества. Подобная перестройка способствует снижению темпов экономического роста. Перед Россией на современном этапе стоит обратная задача, и в этом заключается первая трудность её реализации. Кроме того, Российская Федерация переходит в число стран со средним уровнем доходов, попадая при этом в следующие «ловушки»: если в Европе старшее поколение было готово к обеспечению собственного существования, постепенно осуществляя вклад на будущее с текущих доходов и имея возможность делать это на регулярной основе, то в нашей стране уровень доходов не вышел на данный уровень и нынешние пенсионеры не готовы в настоящий момент времени обходится минимальной поддержкой государства, однако, численность данной категории граждан возрастает и будет продолжать расти в ближайшие десятилетия. Данные по показателям пенсионного обеспечения в РФ приведены в таблице 1. Стоит обратить внимание, что пенсионная нагрузка на работающих граждан имеет явно отрицательную динамику и в 2016 году составляла 1,5 человека на одного пенсионера.



Таблица 1

Показатели пенсионного обеспечения за 2011-2017 гг.1


2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

 

Общая численность пенсионеров, тыс. человек

 

41819

 

42367

 

42837

 

43327

 

43797

 

45182

 

45687

из них получающие пенсии:

по старости

32462

32982

33451

33950

34422

35555

36004

Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения

 

292,7

 

296,2

 

298,8

 

301,6

 

304,2

 

308,3

 

311,2

Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера (в среднем за год), человек

 

 

1,61

 

 

1,6

 

 

1,58

 

 

1,56

 

 

1,54

 

 

1,5

 

 

 

Безусловно, одним из главных направлений развития человеческого капитала должно стать повышение уровня рождаемости. В данном вопросе имеются некоторые успехи, зафиксированные в последнее время, однако, кризис 2014 года внес свои коррективы: уже с 2015 года наблюдается некоторое снижение показателей, поэтому необходимы дополнительные меры поддержки рождаемости в РФ. По данным 2016 года уровень рождаемости составил 12,9 (темп роста по отношению к 2015 году оказался равен -3%).


1, 2 По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/


Как показала практика, с 2006 по 2015 гг. дополненные меры социальной поддержки новыми инструментами – такими как материальный капитал, различные выплаты и пособия, земельные участки, выплаты за 3-его ребенка - имели некоторые успехи. Проблема бедности до сих пор остаётся актуальной, однако, особенно остро стоит вопрос  бедности среди населения с детьми:  более 70% всех граждан с доходами ниже прожиточного минимума являются представителями бюджетных организаций, а также семья с детьми. Данные статистики приведены в таблице 2. Помимо финансовой поддержки, в виде увеличения адресных пособий и выплат различного назначения, необходимо расширять доступность социальных услуг (например, возможность отдать ребёнка в детский сад без очереди и т.д.).

Демография объединяет весь контур социальной политики в Стратегии воедино, от неё отталкивается экономическое развитие страны, поэтому данной проблеме стоит уделит особенное внимание. Стремясь к достижению поставленной цели значительного роста ВВП, важно вовремя остановится, чтобы не построить стадионов и мостов, по которым не кому будет ходить.

Таблица 2

Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств3

 

2011

2012

2013

2014

2015

 

Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств, процентов

 

 

 

59,7

 

 

 

62,2

 

 

 

64,0

 

 

 

62,9

 

 

 

62,6

из них, имеющих:

одного ребенка

32,7

33,4

32,7

30,7

30,3

двух детей

20,6

21,3

22,3

23,6

24,4

трех и более детей

6,5

7,5

9,0

8,6

7,9

 

Все основные направления социальной политики на современном этапе развития, подчинены способствованию повышения уровня производительности труда (по оценкам экспертов к 2035 году необходимо достичь увеличение показателя в 2 раза), как одного из главного фактора экономического роста. Наибольшие ожидания возлагаются, безусловно, на сферу здравоохранения и образования. Немало важным элементом развития может стать и правильная миграционная политика, однако по данному вопросу нет единой, четко выстроенной линии поведения, так как политические силы рекомендуют придерживаться изоляционной миграционной политики, в том время как эксперты высказываются за интеграционную политику в данной области. При сокращении численности трудоспособного населения, трудовая миграционная политика способствовала бы возможности увеличения производительности труда и как следствие повышение уровня ВВП. Однако проблема заключается в сложной системе легализации работающих мигрантов, ограниченном количестве и дорого стоящим разрешением на работу, затухании интереса среди выходцев из стран СНГ (как основных представителей мигрантов в РФ) к России как к трудовому рынку: данным соискателям становятся доступны и более выгодны европейские площадки. Кроме того, до сих пор остро стоит вопрос об «утечки мозгов» за границу. Для разрешения перечисленных проблем необходимо взаимопонимание между политиками и экспертами страны, единая концепция по вопросу миграции и конкретные действия.

В целях повышения уровня производительности труда, рассматривается вопрос о необходимости сокращения численности неформально занятого населения. На сегодняшний день удельный вес занятых в неформальном секторе составляет 23% в общей численности занятых в экономике, и что хуже того, данный показатель постоянно растёт (рис. 2). Среди экспертов разрабатываются и обсуждаются способы регулирования рынка труда для сокращения теневой экономики: это различные налоговые инструменты легализации, а также кредитные инструменты, которые могут способствовать расширение доступности к большему количеству факторов, нежели в неформальном секторе. С другой стороны, налоговый маневр предполагает снижение страховых взносов, что повлечет снижение оплаты труда и в целом противоречит развитию человеческого капитала. Ошибочное мнение считать страховые взносы налогами, по сути это отложенная во времени заработная плата работника, солидарность между работником и работодателем.

  

3 По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/




Система социального страхования - это неотъемлемая часть человеческого капитала. Незащищённый социальный работник никогда не будет является драйвером экономики. Повышение производительности труда возможно при повышении мотивации сотрудника, в частности заработной платой. До сих пор в России размер минимальной оплаты труда не достигает уровня прожиточного минимума: по данным Росстата, в 2016 году МРОТ составлял 6204 рубля, тогда как прожиточный минимум достигал 9828 рублей. Вопрос о возможности равенства данных показателей является давно обсуждаемым, но до сих пор не разрешен.

Сравнительно невысокие темпы экономического роста экономики в начале 2010-х гг. позволяют предположить, что в отсутствие благоприятных макроэкономических условий необходима смена фактических приоритетов социального финансирования в пользу тех сфер, которые нацелены на повышение качества социальной защиты населения. Подобная переориентация расходов будет в значительной мере способствовать развитию страны.

 4 По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

Список литературы

 

1.     Васютина  Е.С.  Воздействие  положительной  сырьевой     динамики  на  воспроизводство человеческого капитала РФ, Казанская наука. 2011. № 1. с. 103-104.

2.     Кротов М. И., Мунтиян В. И., Слуцкий Л. Э. Антикризисные меры сквозь призму национальной безопасности России // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4. - с. 23–34

3.     Официальный     сайт     статистической     службы     европейского     союза.     Режим      доступа:[http://ec.europa.eu/eurostat]

4.     Ряховская А.Н. Влияние социальной политики государства на темпы развития экономики // Эффективное антикризисное управление. - 2010. - № 1

5.     Федеральная служба   государственной   статистики.  Электронный   ресурс.  Режим   доступа:[http://www.gks.ru]

6.     ФЗ от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». Режим доступа: [http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/11-16/index.php#ixzz4L4OgSQ3Q]