Одной из основных функций эффективного государственного управления можно считать квалифицированное и точное прогнозирование поступлений налоговых доходов в бюджет страны. Экономическое развитие государства в целом зависит от величины налоговых потоков, а также от предельного уровня налоговых поступлений, который может быть достигнут при существующей экономической политике и налогового законодательства страны.
На современном этапе развития России важную роль при составлении бюджета и прогнозировании его играют налоги, так как именно они являются главной составляющей доходной части бюджета.
Проведем прогнозирование основных доходообразующих налогов, имеющих наибольший удельный вес в 2013 году в объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации. Это налог на доходы физических лиц (23%), налог на добычу полезных ископаемых (23%), налог на прибыль организаций (19%), налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) (18%). Найдем 95% доверительный интервал, в который попадут значения названных налогов в 2014-2016 гг.
Налог на доходы физических лиц
Таблица 1Расчет показателей для выявления тренда для НДФЛ
|
t |
НДФЛ |
|
t^2 |
y*t |
|
(yi- |
|
2005 |
707,1 |
-4 |
16 |
-2828,212 |
792,9691459 |
7381,584 |
|
2006 |
930,4 |
-3 |
9 |
-2791,149 |
1005,366829 |
5622,575 |
|
2007 |
1 266,6 |
-2 |
4 |
-2533,23 |
1217,764512 |
2386,37 |
|
2008 |
1 666,3 |
-1 |
1 |
-1666,321 |
1430,162195 |
55770,98 |
|
2009 |
1 665,8 |
0 |
0 |
0 |
1642,559878 |
541,2659 |
|
2010 |
1 790,5 |
1 |
1 |
1790,498 |
1854,957562 |
4155,035 |
|
2011 |
1 995,8 |
2 |
4 |
3991,618125 |
2067,355245 |
5118,856 |
|
2012 |
2 261,5 |
3 |
9 |
6784,447529 |
2279,752928 |
333,8082 |
|
2013 |
2 499,1 |
4 |
16 |
9996,209335 |
2492,150611 |
47,63378 |
|
Сумма |
14 783,0 |
0,0 |
60,0 |
12 743,9 |
14 783,0 |
81 358,1 |
|
Среднее |
1 642,6 |
0,0 |
6,7 |
1 416,0 |
1 642,6 |
9 039,8 |
рассчитать коэффициент аппроксимации, который показывает на сколько процентов изменение факторного признака (НДФЛ) зависит от неучтенных факторов. Данный коэффициент должен быть не более 10%.
2) Проверить статистическую значимость коэффициентов уравнения тренда в целом по критерию Стьюдента.
Находим критическое значение критерия Стюдента: . Затем находим выборочное значение статистик каждого из коэффициентов линейного уравнения тренда
Теперь на основе уравнения тренда спрогнозируем значения поступлений в консолидированный бюджет РФ налогов на доходы физических лиц:
в 2014 году поступления составят: у = 1642,56+212,3977*t = 1642,56+212,3977*5 = 2704,5485 млрд. руб; в 2015: у = 1642,56+212,3977*t = 1642,56+212,3977*6 = 2916,9462 млрд. руб;
в 2016: у = 1642,56+212,3977*t = 1642,56+212,3977*7 = 3129,3439 млрд. руб. НДС
Таблица 2Расчет показателей для выявления тренда для НДС
|
t |
НДС |
|
t^2 |
y*t |
|
(yi- |
|
2005 |
1472,317 |
-4 |
16 |
-5889,268 |
1359,113971 |
12814,92572 |
|
2006 |
1511,061 |
-3 |
9 |
-4533,183 |
1637,745726 |
16049,01973 |
|
2007 |
2261,705 |
-2 |
4 |
-4523,41 |
1916,37748 |
119251,0959 |
|
2008 |
2132,496 |
-1 |
1 |
-2132,496 |
2195,009235 |
3907,90451 |
|
2009 |
2050,265 |
0 |
0 |
0 |
2473,640989 |
179247,2282 |
|
2010 |
2498,602 |
1 |
1 |
2498,602 |
2752,272744 |
64348,84618 |
|
2011 |
3250,747 |
2 |
4 |
6501,494581 |
3030,904498 |
48330,85325 |
|
2012 |
3546,137 |
3 |
9 |
10638,41028 |
3309,536253 |
55979,80018 |
|
2013 |
3539,439 |
4 |
16 |
14157,75541 |
3588,168007 |
2374,530556 |
|
Сумма |
22 262,8 |
0,0 |
60,0 |
16 717,9 |
22 262,8 |
502 304,2 |
|
Среднее |
2 473,6 |
0,0 |
6,7 |
1 857,5 |
2 473,6 |
55 811,6 |
Проверим адекватность полученной модели.
Так как коэффициент аппроксимации меньше 10%, то модель тренда можно считать удовлетворительной.
2) Проверить статистическую значимость коэффициентов уравнения тренда в целом по критерию Стьюдента.
2) Проверить адекватность модели тренда в целом по критерию Фишера – Снедекора.
Находим Затем находим
= 71,9. Так
как
, то модель
можно считать адекватной.
Спрогнозируем на основе полученной модели тренда доходы от НДС, которые будут поступать в консолидированный бюджет РФ в 2014-2016 гг.
2014 год: у=2473, 641+278, 6318*t = 2473, 641+278, 6318*5=3866,8 млрд. руб;
2015 год: у=2473, 41+278,6318*t = 2473,641+278, 6318*6=4145,4318 млрд. руб;
2016 год: у=2473, 641+278,6318*t = 2473,641+278, 6318*7=4424,058 млрд. руб.
Налог на добычу полезных ископаемых
Доходы от налога на добычу полезных ископаемых в период с 2005 по 2013 гг. изменялись хаотично. Наиболее точно динамику изменения поступлений в консолидированный бюджет РФ от этого налога отражает полином второй степени: y = 0,0533x2 - 0,5882x + 4,8819 с коэффициентом детерминации R² = 45,12% (Рисунок 1).
При этом стандартное отклонение равно
Таблица 3 Прогнозные значения дохода от налога на прибыль организаций в 2014-2015 гг.
|
Год |
% к ВВП |
С учетом стандартного отклонения |
ВВП, млрд.руб |
|||
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
|
% к ВВП |
млрд. руб |
% к ВВП |
млрд. руб |
|||
|
2014 |
4,3299 |
1,1999 |
879,70669 |
7,4599 |
5469,2257 |
73315 |
|
2015 |
4,861 |
1,731 |
1378,9146 |
7,991 |
6365,6306 |
79660 |
|
2016 |
5,4987 |
2,3687 |
2056,908 |
8,6287 |
7492,9042 |
86837 |
Доходы в консолидированном бюджете РФ от налога на прибыль организаций в 2005-2013 гг изменялись хаотично. Наиболее точно отражает динамику поступлений от этого налога кривая y = -0,4432*x+7,0033 при этом коэффициент детерминации равен R² = 72,81% (Рисунок 2).
Спрогнозируем поступление в консолидированный бюджет РФ доходов от налога на прибыль организаций в 2014 – 2016 гг.
|
Год |
% к ВВП |
С учетом стандартного отклонения |
ВВП, млрд.руб |
|||
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
|
% к ВВП |
млрд. руб |
% к ВВП |
млрд. руб |
|||
|
2014 |
2,5713 |
1,2313 |
902,72759 |
3,9113 |
2867,5695 |
73315 |
|
2015 |
2,1281 |
0,7881 |
627,80046 |
3,4681 |
2762,6884 |
79660 |
|
2016 |
1,6849 |
0,3449 |
299,50081 |
3,0249 |
2626,7324 |
86837 |
Таким образом, прогнозирование налоговых поступлений – это одна из важнейших и необходимых функций государственных органов. Без предварительной оценки налоговых доходов в бюджет страны не возможно составление бюджета, а значит нельзя планировать его расходную часть, что впоследствии может подорвать экономику страны.
Список литературы
1. www.gks.ru