Формирование инновационной экономики требует превращения интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В этом случае источником доходов может стать не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. В настоящее время, в условиях взятого в стране политического курса на переход от сырьевой экономики к экономике знаний, наблюдается недостаток общественно полезной активности молодѐжи в инновационной сфере, и, как следствие, нехватка проектных идей, способствующих повышению темпов модернизации общества. Пока же наш национальный интеллект продолжает работать на поддержание и повышение конкурентоспособности экономик других стран. Одной из причин такого положения дел является отсутствие достаточного количества эффективных публичных механизмов отбора талантливой молодѐжи, а также отсутствие у начинающих инноваторов компетенций по превращению собственных идей в успешный коммерческий продукт. В этой связи актуальным является создание системы по подготовке инновационно- ориентированных кадров, способных выводить на рынок наукоѐмкие продукты. И для решения данной проблемы необходимо провести комплекс мероприятий с привлечением талантливой молодѐжи различных возрастных категорий и различной тематической направленности к практико-ориентированным мероприятиям с целью формирования и развития у них инновационных компетенций [4, с.24-28]
Весьма актуальным сегодня является приобретение компетенций в области управления инновациями, создания и развития наукоѐмкого предпринимательства, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности для управленческих кадров хозяйствующих субъектов [2, стр. 56-61].
Формировать и развивать инновационные компетенции можно в нескольких направлениях и формах. [3,стр.5-10]. Одна из действенных форм – привлечение молодѐжи в конкретные практики создания и продвижения инновационных проектов. Ключевые инновационные компетенции, на формирование и развитие которых ориентированы представленные в проекте практики
- развитие системного инновационного мировоззрения;
- умение проводить стратегический и маркетинговый анализ;
- умение проводить анализ возможностей применения инновации, включая методы технологического аудита;
- умение проводить анализ барьеров и рисков на пути коммерциализации инновационной разработки;
- умение формировать стратегию коммерциализации инновации и еѐ продвижения;
- владение методами проектного управления и бизнес-планирования;
- умение применять теорию решения изобретательских задач;
- знание правовых основ интеллектуальной собственности;
- умение формировать команду;
- способность эффективно работать в группах;
- умение расставлять акценты и приоритеты;
- инициативность, целеустремленность и стрессоустойчивость;
- умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории;
- владение навыками использования информационных технологий;
- умение применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок;
- владение навыками формирования контрактов, в том числе внешнеэкономических;
- умение продвигать разработку на рынок и др.
В процессе формирования инновационных компетенций важную роль играют выделения показателей для оценки креативных личностей [1, стр.10-14].
При реализации инновационных проектов субъект хозяйствования должен владеть следующими инновационными компетенциями:
1) технологической компетенцией;
2) организационной компетенцией;
3) компетенцией технологического сотрудничества (партнѐрства);
4) маркетинговой компетенцией (знание латентного спроса);
5) инвестиционной компетенцией;
6) компетенцией включения инноваций в стратегию развития субъекта хозяйствования ;
7) производственной компетенцией;
8) научно-исследовательская компетенция;
9) компетенцией быстрого приобретения технологических активов.
В зависимости от вида инновационной компетенции показатели инновационной деятельности могут быть сгруппированы, как показано в Табл.1
Таблица 1Группировка показателей субъекта хозяйствования по его инновационным компетенциям
|
Инновационная компетенция малой фирмы |
Показатели и коэффициенты |
|
Технологическая компетенция |
коэффициент освоения новой техники; коэффициент инновационного роста |
|
Производственная компетенция |
показатель производственного ресурсосбережения; показатель реализации проекта в заданные сроки |
|
Маркетинговая компетенция |
показатель исполнения маркетинговых прогнозов |
|
Инвестиционная компетенция |
показатель расхода инвестиционных средств |
|
Компетенция включения инноваций в стратегию фирмы |
коэффициент внедрения новой продукции; показатель результативности инновационного развития |
|
Научно-исследовательская компетенция |
коэффициент имущества, предназначенного для НИОКР; коэффициент персонала фирмы, занятого в НИОКР; коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью |
|
Организационная компетенция |
показатель квалификации научных кадров; показатели уровней интеллекта, креативности и креафорности работников фирмы |
Список литературы
1. Звонников.И., Писарева О.М.Интеллектуальный менеджмент: новые подходы к подготовке управленческих кадров для экономических знаний// Высшее образование сегодня №1, 2011
2. Изаак С.И, Власов А.А, Балунова Н.В. Развитие субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Монография.Москва, 2012
3. Орехов В.И, Орехова Т.Р, Карагодина О.В. Инновационный подход к антикризисному управлению в малом бизнесе. Монография. ОрелГИЭТ, 2014
4. Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В. Антикризисные инновационные стандарты .Монография. ОрелГИЭТ, 2014