Итоги последних десятилетий показывают, что серьезным препятствием выхода на траекторию стабильного устойчивого развития российской социально-экономической системы является неэффективность действия ее институтов. Анализ институциональной системы России, проведенный в предыдущем параграфе, показывает, что для дальнейшего развития социально-экономической системы России необходима модификация институциональной матрицы и ее важнейшего элемента – государства.
Современная модель российского государства предполагает достижение критериев социального государства, обеспечивающего формирование институтов, обладающих необходимыми механизмами согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов. Для ускорения процесса формирования новой модели социального государства в России необходимы:
- повышение качества институтов, налаживание взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества;
- наличие сильного и эффективного государства, оптимизация участия государства в экономических процессах путем выявления сфер, в которых высока эффективность государственного менеджмента и низка эффективность частного бизнеса;
- улучшение делового и инвестиционного климата, ликвидация так называемой оффшорной экономики, при которой 70% российской крупной собственности управляется фактически из-за рубежа, а из экономики и финансовой системы страны утекают значительные объемы необлагаемого налогом капитала;
- расширение частной инициативы и свободной конкуренции;
- изменение социальной структуры российского общества в сторону возрастания доли среднего класса;
- проведение эффективной социальной и экономической политики, введение нормативных (законодательных) и договорных форм повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также выравнивание ее размеров у крайних децильных групп хотя бы до соотношения 1:10, а также поэтапное повышения МРОТ до соотношения 40-50% от средней ее величины; переход на почасовую форму оплаты труда. В социально-ориентированных государствах минимальная часовая оплата составляет 8 долл. Ориентация России на данный уровень оплаты труда должна привести к тому, что при 8-часовом рабочем дне и 20-дневной занятости в месяц минимальный размер оплаты труда должен составить порядка 25600 рублей в месяц. Даже по меркам среднеразвитых стран (Греция, Испания), где работодатель не может платить менее 3 долл. за час работы, он должен составлять не менее 14400 рублей;
- осуществление жесткого контроля за использованием бюджетных средств. Так, на протяжении десятилетий компания «Газпром», в которой государство имеет блокирующий пакет акций, вкладывала средства в непрофильные активы – от конезаводов в Калмыкии до гостиниц и пансионатов в Европе, которые приобретались и создавались, как правило, не в соответствии с неким продуманным планом, а вследствие личных пристрастий ряда руководителей компании и ее дочерних обществ. В настоящее время «Газпром» имеет активы в сферах деятельности, никак не связанных с основным производством: в разработке и использовании новых медицинских методов и технологий (ООО «Экомед»), в производстве большегрузных автомобильных кранов (ОАО «Газпром-кран»), пиломатериалов и столярных изделий (ООО «Форагазпром»), товаров народного потребления – посуды и сувениров (ЗАО «Саракташский фаянс»), обуви (ОАО «Текс»), меховых изделий (ЗАО «Северянка»), строительных материалов (ООО «Завод конструкционного бетона»), в общественном питании (ООО «Баштрансгазторг») и др.[8];
- выработка норм соотношения уровней доходов собственников и рядовых работников компаний, ориентирующихся на показатели социально-ориентированных государств и обеспечивающих преодоление существующего колоссального разрыва между ними в современных условиях, сокращение размеров дивидендов и бонусов менеджеров высшего и среднего звена и увеличение доли прибыли, направляемой на развитие производства;
- обеспечение высокого уровня человеческого капитала, привлечение талантливой молодежи в сферу его формирования и развития за счет повышения социального статуса работников социальной сферы, в первую очередь, увеличения их зарплаты, обеспечение качественного образования и квалифицированной медицинской помощи для всех слоев населения в любых территориальных структурах. «Государство должно приблизить максимальное число социальных учреждений к уровню, который сейчас характерен для немногих»[4, с. 63)].
- преодоление коррупционной составляющей доходов различных социальных групп: чиновников, монополистов, собственников крупных компаний, работников социальной сферы. Согласно ежегодному списку Transparency наименее и наиболее коррумпированных стран Россия в 2012 г. занимает 127 позицию среди 175 стран, находясь между Бангладеш и Пакистаном [7];
- создание инновационной экономики, обеспечение условий для переориентации финансовых потоков, направление инвестиций в сферы, обеспечивающие инновационное развитие, отказ от финансирования зарубежных спортивных команд, иностранных компаний, от приобретения бессчетного количества земельных участков, вилл, коттеджей, яхт и т.д. «По информации российской и итальянской деловой прессы Газпром может приобрести 25−30% акций футбольного клуба Милан за 150−180 млн. евро. Милан принадлежит премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. Однако, это не частные деньги олигарха, это деньги компании, которая контролируется российским правительством». Вместе с тем налоговая нагрузка Газпрома является более мягкой по сравнению с другими компаниями, например, нефтяных. Прибыль, полученную от экономии на налогах, менеджмент Газпрома решил направить на инвестиции в итальянский футбол, в то время как уровень доходов бюджетников и пенсионеров в России отстает от уровня доходов итальянских коллег, а доходы государства от дивидендов по пакету акций в Газпроме явно сократятся[9)].
Важнейшей задачей институциональных преобразований является формирование равных партнерских отношений между гражданским обществом и властью. Опыт 13 стран, обеспечивших темпы экономического роста не менее 7% в течение 30 лет и более, показал, что одним из важнейших факторов успешной реализации стратегии развития является «фундаментальный компромисс между настоящим и будущим» [5, с. 19-20)]. Среди указанных стран Гонконг, Китай, Республика Корея, Япония и др. Данный компромисс возможен благодаря национальному консенсусу по поводу целей долгосрочного развития, механизмы поиска которого представляют собой форму социального контракта – общественного договора между властью и гражданским обществом[3, с. 65-73)]. А. Аузан трактует «социальный контракт как обмен ожиданиями по поводу содержания и применения конституционных правил», который структурирует предложение и спрос общественных благ. «Предложение государства» как организации, обеспечивающей производство общественных благ, определяется характером политического устройства, а «спрос на государство» – качеством социального капитала, способностью людей самостоятельно приобретать общественные блага[3, с. 67)]. Консенсус возможен при наличии действенных институтов гражданского общества, способных в условиях переговорного процесса, с одной стороны, отстаивать интересы хозяйствующих субъектов, а, с другой, принимать во внимание различные факторы, влияющие на процесс развития, и уметь оценивать перспективы выбора различных вариантов движения.
В разных странах использовались различные варианты механизма достижения консенсуса (см.Табл. 1).
Национальный консенсус – одна из форм согласования экономических интересов, достижение которого требует объединение усилий всех договаривающихся сторон. Результат договоренности проявляется через направления государственной экономической и социальной политики, модели поведения хозяйствующих субъектов.
В России идет процесс формирования институциональных структур, которые смогут обеспечить достижение национального консенсуса, выработать социальный контракт, позволяющий достичь согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов благодаря институциональным механизмам.
Таблица 1 Механизмы достижения национального консенсуса[3, с. 68-69)].|
Содержание механизма |
Форма реализации механизма |
Условия реализации механизма |
|
Пакт между партиями |
Пакт Монклоа, Испания (1997 г.), зафиксировавший обязательства основных политических сил в области экономики и политики. Арбитр – король Испании |
- активная политическая конкуренция; - наличие авторитетного арбитра |
|
Соглашение общественных сил |
Ирландское социальное партнерство, обеспечивающее заключение трехстороннего |
- парламентская республика, где возможны частые |
|
|
соглашения между конгрессом профсоюзов, федерацией работодателей и правительством по условиям и оплаты труда, стимулированию занятости, разрешению трудовых споров и др. актуальным социальным проблемам |
смены правительства; - наличие негосударственных субъектов, обладающих переговорной силой - неполитические институты согласования условий договора: профсоюзы, союзы работодателей |
|
Независимое правительственное агентство |
Австралийское независимое правительственное агентство (1998 г.), цель которого сохранение долгосрочного курса социально-экономического развития страны в условиях регулярной смены правительства и обеспечение обратной связи со стороны бизнеса и населения для реагирования на изменяющиеся условия |
- активные субъекты гражданского общества; - возможность организации коллективных действий для участия в решении актуальных вопросов развития |
|
Многосторонняя координация для использования рентного ресурса |
Пакт между главой государства и основными трайбами, представленными в парламенте, относительно разработки алмазов, позволивший обеспечить баланс интересов. Ботсвана |
- развитые традиционные социальные сети; - доминирование клановых отношений; - активная конкуренция между кланами |
|
Долгосрочные достоверные обязательства правительства перед населением |
Канонический общественный договор между правительством, которое обеспечивает условия для развития бизнеса, гарантирует безопасность, низкие налоги и понятные правила социального действия, и гражданами, которые делегируют правительству право определять стратегию развития и механизмы ее реализации. Сингапур |
- адекватные субъективные факторы, зависимость от конкретных политиков; - малые и густонаселенные территории; - развитость традиционных социальных сетей; - доверие населения правительству |
Для реализации данных механизмов необходимы адекватные условия: активная позиция участников договаривающихся сторон, наличие четкой обратной связи между властью и обществом, доверие населения правительству, наличие негосударственных субъектов, обладающих переговорной силой, наличие неполитических институтов согласования условий договора, возможность организации коллективных действий для участия в решении актуальных вопросов развития, развитые традиционные социальные сети, четко выраженные отношения социальных групп, активная конкуренция между социальными группами, адекватные субъективные факторы, зависимость от конкретных политиков и др.(см. Табл.2).
По мнению А. Буздалина, «если организующий социальный субъект – государство – находится на стороне наемных работников, то в стране, скорее всего, будут прогрессивный подоходный налог, бесплатное образование и здравоохранение, и пятилетний план развития инноваций, как, например, в Финляндии, где главные инновации идут в рамках индикативного и прямого государственного планирования» [1, с. 154)]. В России аналогичные механизмы находятся в стадии формирования, они требуют к себе внимания как со стороны гражданского общества, которое заинтересовано в активизации своей позиции, так и со стороны государства.
Новая модель российского социального государства должна обеспечить механизмы согласования интересов, создать условия для их реализации, и таким образом обеспечить мотивацию к росту производительности труда и выпуску качественной востребованной продукции, т.е. к росту темпов экономического роста.
Таблица 2 Механизмы достижения национального консенсуса в России.
|
Содержание механизма |
Форма реализации механизма |
Условия реализации механизма |
|
Межпартийное соглашение |
Появившийся накануне последних выборов Президента РФ Народный фронт, объединивший представителей различных политических сил для решения самых острых социальных проблем |
- активная позиция участников фронта; - наличие четкой обратной связи между властью и обществом |
|
Соглашение общественных сил |
Трехстороннее соглашение между профессиональными союзами, Российским Союзом и правительством по условиям и оплаты труда, стимулированию занятости, разрешению трудовых споров и др. актуальным социальным проблемам |
- наличие негосударственных субъектов, обладающих переговорно силой; - неполитические институты согласования условий договора: профсоюзы, союзы предпринимателей |
|
Независимые неправительст- венные организации |
Общественное правительство, Общественная палата, которые пока не имеют должных рычагов влияния |
- активные субъекты гражданского общества; - возможность организации коллективных действий для участия в решении актуальных вопросов развития |
|
Многосторонняя координация |
Государственная Дума, формирующаяся на многопартийной основе, в которой отсутствует абсолютный приоритет одной фракции, соглашения между фракциями ГД, встречи Глав государства, Правительства с представителями неформальных объединений |
- развитые традиционные социальные сети; - четко выраженные отношения социальных групп; - активная конкуренция между социальными группами |
|
Долгосрочные достоверные обязательства правительства перед населением |
Предвыборная программа кандидата в Президенты с конкретными предложениями и последующим анализом их реализации, Соглашение между Правительством и Российским союзом промышленников и предпринимателей, которое обеспечивает условия для развития бизнеса, гарантирует безопасность, понятные правила социального действия. |
- адекватные субъективные факторы, зависимость от конкретных политиков; - малые и густонаселенные территории; - развитость традиционных социальных сетей; - доверие населения правительству |
Таким образом, российской экономической системе необходим двуединый процесс. С одной стороны, движение к современным механизмам рыночного саморегулирования, а с другой стороны, необходима выработка оптимальных форм и методов государственного регулирования с учетом как мирового опыта, так и российской специфики. В тоже время этот процесс должен означать не возврат к командной экономике, а становление новой роли государства в рыночной экономике постиндустриального типа и формирование новой модели социального государства в России.
|
Показатели |
Исходный уровень |
Через 10 лет |
Через 20 лет |
Через 30 лет |
|
Уровень экономического развития |
50 |
40 |
30 |
10-20 |
|
Индекс социального развития |
65 |
50 |
35 |
10-20 |
|
Реальные доходы на душу населения |
50 |
40 |
30 |
10-20 |
|
Средняя продолжительность жизни |
100 |
60 |
40 |
10-20 |
|
Жилищная обеспеченность |
80 |
60 |
40 |
10-20 |
|
Здравоохранение |
130 |
70 |
40 |
10-20 |
|
Образование |
30 |
20 |
10 |
5-10 |
|
Депопуляция населения (разность между рождаемостью и смертностью), тыс. чел. |
–500 |
0 |
200 |
500 |
1. Абалкинские чтения: политическая экономия и экономическая политика // Вопросы экономики. 2012, №5.
– С. 152-156.
2. Аганбегян А. Социально-экономическое развитие России: стратегия роста и возможности инвестиционного обеспечения. // Общество и экономика. 2008. №1. – С. 16-27.
3. Аузан А., Сатаров Г. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации // Вопросы экономики. 2012, №6. С. 65-73.
4. Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. №2. С. 61-72.
5. Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития / Под ред. Рысина. М.: Весь мир, 2009. – 258 с.
6. Федоренко Н. П. Россия – уроки прошлого и лики будущего // Российские академики об экономике. М.:
«Экономика», 2001. – 374 с.
7. http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info
8. http://www.compromat.ru/page_15228.htm
9. http://www.finam.info/resourse/news22E1300001/default.asp