Исследования динамики покупательского спроса традиционно являются исходными инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах как отдельных организаций, так и регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах. Наряду с классическими эконометрическими подходами к моделированию покупательской активности населения, представляется полезным использование методов многомерного статистического анализа, в частности факторного анализа, что и явилось предметом исследования данной работы.
Как известно, основными целями факторного анализа являются:
1. сокращение числа переменных (редукция данных);
2. определение структуры взаимосвязей между переменными;
3. косвенные оценки признаков, неподдающихся непосредственному измерению. Факторная модель в матричной форме:
X = AF + e , (1)
где - матрица нагрузок,
- вектор факторов, e - вектор ошибок. Корреляции между переменными, выраженные факторами [1]:
где - диагональная матрица порядка p , содержащая дисперсии ошибок. Основное условие: L2 - диагональная, R - L2 - неотрицательно определенная матрица.
Факторный анализ проводится исходя из характеристического уравнения:
Для получения оценок общностей и факторных нагрузок в данной работе использовался итеративный алгоритм, сходящийся к истинным оценкам параметров главных компонент:
где.
i- соответствующее собственное значение матрицы
R;
- исходные данные (вектор-столбцы);
- коэффициенты при общих факторах;
Таблица 1
|
Наблюдение |
розинца, млн. |
опт.торговля, млн. |
потреб.цены, темпы роста |
общепит, млн. |
запасы в рознице, млн. |
|
янв. (1) |
6 187,60 |
5 289,20 |
102,60 |
122,00 |
3 366,80 |
|
фев. (2) |
6 691,00 |
5 990,20 |
101,90 |
110,40 |
3 581,80 |
|
…. |
……. |
…….. |
…….. |
……. |
…….. |
|
май. (17) |
9 754,70 |
8 198,40 |
100,80 |
209,50 |
5 274,80 |
|
июн.(18) |
10 525,40 |
7 729,10 |
100,90 |
218,90 |
5 417,00 |
На первом этапе исследования рассматривался больший массив исходных данных, причем часть переменных (темпы роста производства, объем сельскохозяйственной продукции, объем капиталовложений в строительство, ввод нового жилья, индексы цен в строительстве и др.) была исключена из дальнейшего исследования в связи со слабой корреляцией с анализируемыми данными.
Далее к отобранным переменным, представленным в Табл.2, применялся непосредственно метод факторного анализа (ПО «Статэксперт»).
Таблица 2 Оценки собственных значений
|
Фактор |
Собственное значение |
Накопленное отношение |
|
1 |
3,089 |
0,721 |
|
2 |
1,126 |
0,983 |
|
3 |
0,053 |
0,996 |
|
4 |
0,039 |
1,000 |
|
5 |
-0,021 |
1,000 |
Как следует из Табл.2, существует два общих фактора, объясняющих более 98% обобщенной дисперсии всех переменных. Возникает задача правильно интерпретировать полученные результаты, для чего применялась процедура вращения (метод варимакса) к выделенным факторам:
Таблица 3 Матрица повернутых факторных нагрузок
|
Переменная |
фактор 1 |
фактор 2 |
|
Розинца, млн. |
0,734 |
-0,398 |
|
Оптовая торговля, млн. |
0,520 |
-0,744 |
|
Потребительские цены, темпы |
0,008 |
0,934 |
|
Общественное питание, млн. |
0,855 |
-0,466 |
|
Запасы в рознице на складах, млн. |
0,924 |
0,142 |
В результате, учитывая наиболее сильные факторные нагрузки (выделенные в Табл.3), становится возможным интерпретировать два выявленных фактора. Первый фактор служит индикатором покупательной активности населения, второй - характеризует инфляционные процессы и неуверенность продавцов.
На последнем этапе исследования представим динамику изменения значений двух выделенных факторов и убедимся в справедливости выдвинутых предположений об их характере.
Покупательная активность на фоне общего роста, принимает наименьшие значения в конце весны и после Нового года. Максимум активности приходится на декабрь. Инфляционные процессы, наоборот, после экстремально высоких значений в январе-феврале, снижаются к своим наименьшим значениям в середине лета, обуславливая снижение покупательской активности.
Таким образом, проведенное исследование демонстрирует прикладную пользу факторного анализа в задачах классификации многомерных массивов статистических данных без выдвижения предварительных гипотез о наличии и характере причинно-следственных связей внутри исследуемых наблюдений.
Список литературы
1. Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS: Учебное пособие // Концевая Н.В., Орлова И.В., Уродовских В.Н., и др. - М.: Вузовский учебник, 2009.