Агропромышленный комплекс страны – это сложная система, которая достаточно медленно адаптируется и приспосабливается к постоянно изменяющимся экономическим условиям. Кроме того, сельское хозяйство является специфической отраслью, что выражается в сезонном и цикличном характере производства, зависимости от природно-климатических факторов, высокой капиталоемкости, низкой фондоотдаче, медленной окупаемости вложенного капитала. Именно поэтому, для обеспечения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, необходимо совершенствование государственной политики финансирования сельского хозяйства.
Нами были рассмотрены некоторые направления в финансировании аграрного сектора экономики, которые требуют совершенствования в области государственного регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителей:
1. Ограничение доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к долгосрочному (инвестиционному) кредитованию, которое является эффективным средством для технической и технологической модернизации сельского хозяйства, его инновационного развития.
2. Достаточно высокий уровень просроченной кредиторской задолженности в аграрном секторе экономики.
3. Отсутствие правовых, организационно - экономических, землеустроительных условий для инвестиционного кредитования под залог земли.
Остановимся подробнее на разрешении первой проблемы, представленной в исследовании.
В аграрной системе кредитования наблюдается более высокая востребованность краткосрочных кредитов по сравнению с инвестиционными. На наш взгляд, такая тенденция носит отрицательный характер по отношению к развитию сельского хозяйства страны и не отвечает целям и задачам реализуемых государственных программ, поскольку именно инвестиционные кредиты дают возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям модернизировать свое производство, внедрить инновационные технологии,
По нашему мнению такая ситуация в кредитовании агропромышленного комплекса сложилась из-за ряда причин:
- низкая доходность отрасли не обеспечивает наличие собственных средств у сельхозтоваропроизводителей для вложения их в долгосрочные и дорогостоящие проекты;
- неплатежеспособность производителей аграрного сектора экономики;
- сокращение или отсутствие залогового обеспечения у сельхозпроизводителей, в роли которого может выступать корпоративное или личное имущество (транспорт, недвижимость, оборудование), а также товары, оборотные средства;
- закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- несоответствие потенциальных заемщиков достаточно жестким требованиям банка;
- рост процентных ставок по инвестиционным кредитам;
- политика Центрального Банка по ужесточению правил кредитования для коммерческих банков, а именно обязанность начисления повышенных резервов по инвестиционным кредитам (до 75% от объема ссуды);
- риски, связанные со специфическими особенностями ведения сельскохозяйственного производства, как для банка – риск невозврата ссуды, так и для заемщика – риск неплатежеспособности в связи с потерей доходов при производстве сельскохозяйственной продукции;
- накопившиеся долгосрочные обязательства государства и необходимость увеличения субсидирования по переходящим инвестиционным кредитам;
- отсутствие отлаженного механизма прогнозирования, учета и расходования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение процентной ставки по долгосрочным кредитам;
- внешние факторы (наступление неблагоприятных событий природного характера, нестабильная ценовая конъюнктура, экономический кризис, антироссийские санкции).
Финансово-кредитная политика государства в части повышения доступности кредитов для сельхозтоваропроизводителей была направлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время наметилась тенденция ужесточения политики субсидирования процентных ставок. Связано это с тем, что в последние годы объем данных субсидий из федерального и регионального бюджета постоянно увеличивался, при том, что объемы кредитования АПК снижались. Сокращение бюджетной поддержки кредитования аграрного сектора экономики приведет к увеличению финансовой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей, а также к ухудшению инновационно-инвестиционной активности в данной отрасли производства.
На наш взгляд, для совершенствования механизма субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, и как следствие, повышение роли данного вида кредитования, целесообразно внести изменения в Порядок отбора инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в очередном финансовом году, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 285. Изменения должны заключаться в том, что отбор инвестиционных проектов для субсидирования из федерального бюджета необходимо осуществлять не после заключения кредитного договора, а еще на этапе разработки таких проектов. На рисунке 1 изображена схема бюджетного субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам, которая сейчас используется органами государственной власти при отборе инвестиционных проектов.
Рис.1. Схема бюджетного субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам
В настоящее время в соответствии с данным Порядком комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса осуществляет отбор инвестиционных проектов на основании обязательных документов, в перечень которых, помимо заявки на участие в отборе, входит копия кредитного договора (договора займа), заверенная органом управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также график погашения кредита (займа) по годам.
Помимо предоставления необходимых документов для участия в отборе, инвестиционный проект оценивается комиссией на соответствие определенным критериям, закрепленным Порядком.
Очевидно, что отбор на предоставление субсидий из бюджета проходят не все заявленные инвестиционные проекты. В связи с этим возникает ситуация, при которой резко возрастает риск невозврата кредита, как для сельхозтоваропроизводителя, который проводил расчет эффективности и окупаемости проекта с учетом государственной поддержки, так и для банка, выступающего в роли кредитора.
Таким образом, для расширения возможностей долгосрочного кредитования в аграрном секторе экономики, для более рационального и эффективного использования бюджетных средств, для получения положительного социального и экономического эффекта от реализации инвестиционного проекта необходимо проведение отбора проектов еще на этапе их разработки с обязательной государственной оценкой его эффективности и окупаемости (Рисунок 2). Такой подход позволит усилить государственную поддержку и контроль за инвестиционной активностью в отрасли, обеспечит повышение конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, гарантирует продовольственную безопасность нашей страны.
Список литературы
1. Порядок отбора инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в очередном финансовом году, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 285.
2. Ворошилова И.В. Государственная поддержка и регулирование региональной агроэкономики /И.В. Ворошилова, В.И. Нечаев, Д.Х. Хатуов // Коллективная монография. - Краснодар: «Атри», 2009.
3. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.
4. Питерская Л. Ю. Теоретические и методологические аспекты государственной поддержки аграрного сектора экономики / Л. Ю. Питерская, Н. А. Тлишева // Вестник ЮРГТУ (НПИ): серия «Социально- экономические науки». – 2011. - №4. – С. 133-135.
5. Строкин И. С. Кредитование сельхозпроизводителей в России: проблемы и инновационные решения / И. С. Строкин, А.Л. Злочевский // Банковское дело. – 2012. - № 5. – С. 35- 40.