Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

    Важнейшими тенденциями в банковской деятельности в целом являются глобализация; унификация подходов к регулированию банковской деятельности; усиление роли государства; повышение социальной ответственности финансовых институтов; рост значения инфраструктуры финансового рынка [4]. Эти факторы, на наш взгляд, связаны между собой, т.к., например, глобальный характер финансового рынка предполагает, что для эффективного взаимодействия банковских структур различных государств необ ходимо обеспечить единство подхо дов к регулированию банковской деятельности, трансформации непрозрачных сегментов рынка в транспарентные и регулируемые.

    Например, в 2014 г. должно быть завершено внедрение решений по операциям с производными финансовыми инструментами (деривативами), принятых на саммите Группы 20 (G-20) в Питтсбурге еще в сентябре 2009 г. (необ ходимость проведения сделок с деривативами через центрального контрагента, направление отчетов о таких сделках в торговые репозитарии, а также проведение внебиржевых сделок с производными финансовыми инструментами на организованных площадках (биржах и «электронных торговых платформах»)). Правовой основой для этого в США стал принятый в 2010 г. Закон Додда-Франка, в Европейском союзе - документ №648/2012, принятый Европейским парламентом в июле 2012 г., в России - ряд законов, основными из которых являются законы  «О рынке  ценных бумаг», «О клиринге и клиринговой деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)» [3].

    Кризисные явления в экономике, глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. заставляют задуматься о социальной ответственности финансовых институтов, о незащищенности вкладчиков классических коммерческих банков, которые, являясь налогоплательщиками, в конечном счете заплатили за урегулирование кризисной ситуации на рынке и спасение системно значимых финансовых институтов, оставшихся на плаву благодаря государственной поддержке.    

    Чтобы усилить защищенность вкладчиков, регуляторы ряда стран ищут способы разграничения рисков инвестиционной банковской деятельности и деятельности коммерческого банка. Например, Независимая банковская комиссия Великобритании в своем докладе, подготовленном в сентябре 2011 г., пришла к выводу о том, что неструктурированное сочетание розничных услуг с глобальными банковскими и инвестиционными операциями влечет за собой существенные риски, поэтому их надо разграничивать, потому что это упростит реструктуризацию банка при возникновении у него серьезных финансовых проблем. Розничный бизнес должен быть защищен от непредсказуемости глобальных финансовых рынков. Разделение может устранить дилемму между устойчивостью работы коммерческого банка с частными клиентами внутри страны и международной конкурентоспобностью  инвестиционного   банковского бизнеса.  Наконец,  разделение будет способствовать прозрачности и может облегчить мониторинг банковской деятельности, как для регуляторов, так и для участников рынка [3].

    На наш взгляд, полное разделение этих видов деятельности банков может иметь и негативные последствия, связанные с ростом прямых эксплуатационных рас ходов банков и стоимости привлечения капитала, ограничением возможности использования банковских депозитов в качестве ресурсов для жилищного ипотечного кредитования и некоторых инвестиций в бизнес [4]. По-видимому, чтобы учесть это, комиссией был предложен способ обособления, а не полного отделения розничного бизнеса. При этом розничные дочерние компании в Великобритании будут юридически, экономически и функционально отделены от остальной банковской группы.

    Необходимостью защиты интересов потребителей было продиктовано и принятие Закона Додда -Франка в США, а также его 619 секции - Правила Волкера, которое ограничивает инвестиционную деятельность банков с застра хованными депозитами, а также компаний, связанных с такими банками. Им запрещается проводить за собственный счет операции с ценными бумагами и деривативами. Кроме того, финансовые институты с застра хованными депозитами не имеют права владеть более чем 3% капитала хедж-фондов и фондов прямых инвестиций. На приобретение акций таких фондов может быть потрачено не более 3% капитала первого уровня банка. Ограничения, предусмотренные Правилом Волкера, весьма болезненны для банков. Несмотр я на неоднозначную реакцию участников рынка, Правило принято и банки должны будут привести свою деятельность в соответствие с ним к июлю 2015 г. [3].

    Таким образом, важнейшей тенденцией банковского регулирования за рубежом является стремление повысить ответственность банков перед вкладчиками путем разграничения розничной и инвестиционной деятельности банков.

    В   РФ   могут  быть   использованы дополнительные возможности по регулированию банковской деятельности. В РФ государством строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных стандартов. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» [1] предусматривает создание кредитными организациями фондов и резервов на случай возможных потерь по ссудам, определение минимального размера капитала, рефинансирование региональных банков и некоторые другие инструменты ме ханизма государственного регулирования  банковской  деятельности.

    Анализ всех этих инструментов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее  время государственное управление региональной банковской системой осуществляется в основном на федеральном уровне, региональные органы власти могут воздействовать на деятельность банковского сектора только посредством налогообложения и путем участия в уставном капитале региональных банков.

    Некоторые специалисты отмечают, что регулирование банковской деятельности посредством налогообложения осуществляется на региональном уровне не в полном объеме, а лишь в той части, которая поступает в бюджет территории. Такое распределение полномочий не позволяет своевременно и качественно регулировать деятельность  региональной банковской  системы, так как проблемы развития  банковского сектора на региональном уровне вообще и в конкретном регионе в частности не могут интерпретироваться также как на макроуровне [2]. В 2014 г., например, это проявилось в том, что внешние санкции в основном отразились на банках федерального значения (ВТБ, Сбербанк и т.д.), а региональные банки страдают в основ ном от накопившихся внутренних проблем и жесткой политики ЦБ РФ.

    Следовательно, можно выделить две тенденции в современной банковской системе, которые определяют методы ее регулирования: незащищенность клиентов банков и разделение в связи с этим розничной и инвестиционной деятельности банков (1) и существенные различия в деятельности центральных и региональных банков, что требует различных подходов к регулированию их деятельности (2). Рассмотрим подробнее практическую реализацию второй тенденции.

    Итак, на современном этапе управление региональной банковской системой осуществляется в основном на федеральном уровне. Воздействие региональных органов власти ограничено сферой налогообложения и то в части, поступающей в бюджет территорий. Региональные власти могут участвовать в регулировании деятельности банковского сектора также путем участия в уставном капитале местных банков.

    Такое распределение полномочий несколько сдерживает процесс оперативного и качественного регулирования деятельности региональных банков, особенно по таким важным каналам, как:

-формирование ресурсной базы региональныхбанков;

-предотвращение утечки капитала в другие регионы;

-развитие кредитно-инвестиционной деятельности;

-усиление уровня капитализации в банковском секторе экономики и др.  [2].

    Регулирование банковской деятельности посредством налогообложения, государственной регистрации и лицензирования хотя и очень важно, но не позволяет выявить наиболее существенные направления их деятельности, не гарантирует устойчивости функционирования банковской системы.

    В связи с этим можно предложить следующие методы регулирования банковской (в первую очередь инвестиционной) деятельности с учетом регионального подхода.

    Основной налоговой льготой для банка может стать снижение ставки налога на прибыль в зависимости от доли кредитных вложений, направляемых на финансирование инвестиционных проектов в регионе.

    Государство может снижать установленную ставку  налога на прибыль банка в тех случаях, когда полученная сумма прибыли не распределяется на выплату дивидендов по акциям, а направляется в специально создаваемые фонды долгосрочного кредитования отраслей экономики.

    Другим фактором активизации кредитно-инвестиционной деятельности банковского сектора может стать изменение ряда установленных государством правил осуществления банковских операций, которые в  настоящее время отталкивают коммерческие банки от реального сектора экономики:

-отменить существующие правила законодательно регулируемой очередности платежей;

-изменить установленный режим погашения банковских кредитов с отнесением его к той же очередности, что и выполнение обязательств перед бюджетом;

-создать обновляющую базу данных по кредитоспособным предприятиям, составляющим основу экономики  регионов.

     Создание информационной базы данных по настоящим и потенциальным банковским заемщикам будет способствовать интересам не только коммерческих банков и их филиалов, но и самих предприятий производственного сектора экономики, стимулировать их деятельность, направленную на увеличение объемов кредитных вложений и улучшение их структуры.

 

Список  литературы

1.           Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.07.2014) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - N 6. - Ст. 492.

2.           Гаджиев А. А. Совершенствование направлений государственного регулирования  банковской деятельности [Текст] / А.А. Гаджиев, Р.А. Шахабасов, Р. К. Джанбалаев // Финансы и кредит. – 2007. – 31 (271) – С. 23-28.

3.           Дадашева О.Ю. Современные подхо ды   к регулированию инвестиционной банковской деятельности [Текст] / О.Ю.Дадашева // Банковские услуги. – 2014. - №2. – С. 2-5.

4.           Лепихова Е.Ф. Государственное регулирование банковской деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономическихнаук [Текст] / Е. Ф. Лепихова.  – М., 2001. – 30 с.