Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

    Среди всех стран Запада наибольшее развитие потребительский кредит получил в США . За период 1970 -х гг. в этой стране наблюдался троекратный рост вложений по потребительскому кредиту. К началу 1990 -х гг. сумма потребительских кредитов превысила 600 млрд. долл. Разница в стартовых  позициях западных стран (США , Англия, Германия и т.д.) после Второй мировой войны предопределила особенное положение потребительского рынка США как наиболее емкого и развитого. Поэтому, анализируя западный опыт, мы в первую очередь обращаем свое внимание на практику потребительского кредита США [1].

    Под потребительским кредитом в законодательстве США понимается получение физическим лицом от кредитных организаций кредита для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства (личных, семейных, хозяйственных). Это включает в себя как приобретение товаров и услуг для текущего потребления, так и товаров длительного пользования и недвижимости. В данной статье будет рассматриваться классический вид потребительского кредитования - покупка в кредит товаров длительного пользования (durable goods).

     В юридической практике США потребительский кредит принято делить на погашаемый постепенно (installment) и единовременно (non installment) (Рисунок 1). Постепенно погашаемым кредитом является ссуда, погашаемая двумя или более взносами. Без учета ипотеки именно этот вид потребительского кредитования получил наибольшее распространение в США . Это во многом связано с развитием практики возобновляемого кредита (open end credit). Под этим видом кредита, в отличие от разового (close end credit), понимается предоставление кредита заемщику посредством револьверного счета заемщика у кредитора (revolving charge account), примером которого являются дебетовые кредитные карточки [7].

    Другим основанием классификации  потребительского кредита в США является  разделение поставщиков потребительского кредита на первичных (originators) и вторичных кредиторов (holders). В широком классе случаев продавцом кредита (originator) и кредитором (holder) выступает одно и то же лицо (например, банк). Пр и этом может наблюдаться и ситуация, когда на рынке присутствуют два агента: например, кредиты на покупку автомобиля оформляются по месту продажи автомобиля автодилером, а затем передаются в банк или кредитную организацию. В этом случае автодилер за процент передает свои права по кредиту стороннему финансовому учреждению.

    Кроме того, законодательство США подразделяет потребительский  кредит на финансовый  (lender credit), т.е. денежная ссуда, и товарный (vendor credit) – предоставление продавцом товара потребителю в рассрочку.

Таким образом, можно составить следующую схему классификации потребительского кредита в США :




Рис.1. Классификация потребительского кредита в США

 

    Заметим, что привлекательность потребительского кредитования в США при трехсторонней сделке (потребитель – продавец – кредитор) во многом зависит от природы дисконта, уплачиваемого предприятием розничной торговли банку за учет счета покупателя, что является, по сути, скидкой за платеж наличными (cash discount). В практике торговых предприятий США принято предоставлять скидку (примерно 3 –5%) со стандартной цены клиентам, оплачивающим покупку наличными, которую при оплате кредитной карточкой потребитель не получает. Это означает, что продавец, предъявив счет в банк, получает наличность, а покупатель, воспользовавшись кредитной карточкой, экономит на необ хо димости получать наличные в банке (т.е. на комиссияхбанка за снятие наличных), но теряет право на скидку, которое пере ходит к банку [6].

    Привлекательным для российской практики потребительского кредитования является то, что успех развития этого вида финансовых услуг в США во многом связан с функционированием на кредитном рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро (credit bureaus) и кредитно - сыскных бюро (credit reporting bureaus/investigating bureaus).

    Кредитные бюро, как правило, организованы ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хо тя создаются и независимые бюро. Эти организации занимаются сбором финансовой информации не только о реальны х, но и потенциальных клиентах предприятий -участников бюро. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.

    Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают информацию  только по заказу о конкретном лице  в более широком разрезе и делают  меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными заказчиками кредитно -сыскных бюро являются работодатели и стра ховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро.

    Таким образом, наличие разветвленной сети информационных агентств (кредитных и кредитно-сыскных бюро), на данные которых опираются поставщики потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом.

Однако нужно учесть, что именно потребительское кредитование (ипотека) в США стало причиной глобального финансового кризиса 2007 -2008 гг. Рассмотрим, какие проблемы в потребительском кредитовании за рубежом на примере США послужили основными причинами финансового кризиса.

2007 год потряс мировую экономику началом нового экономического кризиса, первым его вестником стал обвал фондовых индексов США. Все  ведущие финансовые аналитики мира сошлись в одном мнении: мировой экономический кризис был обусловлен состоянием рынка ипотечного кредитования. Именно поэтому сегодняшний мировой кризис и получил название «ипотечный кризис» [2].

    Из-за отсутствия возможности получения кредита снизилась покупательская  способность конечного потребителя товаров и услуг, т.е. обычных людей. Компании были вынуждены снизить темпы производства, понизить зарплату и сократить значительную часть своих работников. Кризис набирал обороты, вы хо дя уже за пределы США . Недвижимость по всему миру начала «обваливаться».

    Пиком ипотечного кризиса можно назвать 2008 год, когда цены на недвижимость в ряде развитых стран упали до 40%. То, что раньше казалось надежным вложением средств, приносило владельцам рекордные убытки. Стало очевидным, что для вы хо да из рецессии мировому сообществу необходимо восстановить потребительское кредитование, и правительства крупнейших стран стали вливать в экономику огромные  средства путем выдачи кредитов по низким процентным ставкам крупнейшим банкам мира.

    При этом в качестве основных причин ипотечного кризиса в США, затем перекинувшегося в Европу и остальной мир называются следующие:

-       перенасыщенность рынка  потребительского кредитования (в данном случае – ипотечного) высокорискованными финансовыми инструментами, которые чутко реагируют на малейшие изменения конъюнктуры на финансовых рынках и быстро становятся малоликвидными и убыточными (например, деривативы (вторичные ценные бумаги) под ипотеку для заемщиков с пло хой кредитной историей ( subprime), под ипотеку для заемщиков с неполным перечнем необходимы х докум ентов («быстрый кредит»), под ипотеку под вторичный заем);

-       наличие у банков фондов, выпускающих краткосрочные ценные бумаги, обеспечиваемые еще более краткосрочными, что имеет прямую выгоду для банков — вывод активов за баланс и экономия на резервировании капитала (данные фонды, в отличие от банков, никак не регулируются государством) при получении прибыли от высокоспекулятивных операций. Банки обеспечивают этим фондам кассовые разрывы, но при массовых кризисах оказываются не в состоянии это сделать, что ведет к распродаже по бросовым ценам и потерям [8].

   Основная причина роста выдачи необеспеченных ипотечных кредитов— спекуляции. В значительной части случаев ипотечный кредит выдается для застрахованной перепродажи, но и конечный покупатель, и стра ховщик при этом были аффилированы с банком-кредитором.

   До начала 90-х годов замедление экономического роста было прямо связано с динамикой не возвратов ипотечных кредитов. Но в 90-е ситуация изменилась: рост ипотечного кредитования (с 2000 года  — высокорискованного) стал важным инструментом стимулирования экономики, от которого не смогли отказаться даже тогда, когда его опасность стала очевидной.

   Третья причина выдачи необеспеченных ипотечных кредитов - они стали в США замещением социальной помощи, и, по мере «размывания» среднего класса США, что означает, прежде всего, обеднение его представителей, потребность в ней в этом качестве неуклонно росла.

    Россия - страна с развивающейся экономикой, в целом ориентированной на экспорт сырья. Именно поэтому на наш рынок недвижимости и ипотечного кредитования огромное влияние оказывает ситуации в экономике США и Европы [4]. Для России важно выделить возможные проблемы и пути их предотвращения на рынке потребительского кредитования.

    Меры по стабилизации фондового рынка:

1.Поддержание фондового рынка через выделение огромных бюджетных средств может рассматриваться только в качестве краткосрочной меры стабилизационного характера. В средне- и долгосрочном плане такого рода меры, не подкрепленные другими действиями, обречены на неу дачу. Проблема не только и не столько в том, что в банковской системе нет денег. Проблема в том, что каналы про хождения финансовых средств (рынок межбанковского кредитования и т.д.) не  работают. Это значит, что все более крупными денежными вливаниями она решена быть не может.

2.Государству сегодня необ хо димо не скупать проблемные компании, а наоборот предложить к продаже свои активы. Цена в данном случае не имеет значения. Главное, чтобы инвесторы начали возвращать деньги в экономику.

3.Продуманным и последовательным шагом развития фондового рынка в сложившейся ситуации должно стать не повышение его волатильности и непредсказуемости посредством крупного правительственного денежного вливания, а создание продуманной и реалистичной программы по стабилизации и развитию рынка, призванной решить основные и очевидные для инвесторов проблемы современного российского рынка ценных бумаг, такие как: структурная несбалансированность, низкая активность акционеров и низкая доля акций в обращении, недостаточность налоговых стимулов для привлечения инвесторов.

4.Необходимо проводить политику по макроэкономической стабилизации и реструктуризации экономики в целом. Любой рост фондового рынка, не основанный на соответствующем росте и преобразованиях в экономике страны, не является справедливым и за ним обязательно последует спад. Прежде всего, необ ходимо взять под контроль инфляцию.

    Преодоление финансового кризиса на примере потребительского кредитования, одним из видов которого является ипотечное  кредитование, позволит преодолеть новые  риски и вызовы, которые  возникают перед РФ в последнее  время.



Список литературы

1.           Богданова, С. М. Принципы банковского права / С.М. Богданова // Вестник СГАП. Саратов. – 2000. - № 1.– С. 9.

2.           Вытнов, Д. И. Ипотека в США как причина мирового экономического кризиса: предпосылки и последствия/ Д.И Вытнов. URL: http://www.zagranhouse.ru/article/2009/ 10/ 02/ 78

3.           Демченко, С. С. Правовое регулирование потребительского кредитования в России в современный период / С.С. Демченко // Адвокат. - 2012. - N 4. - С. 32 - 43.

4.           Павлова, И.В. Анализ тенденций рынка розничного кредитования / И.В, Павлова // Банковский ритейл. - 2013. -  №  1.  URL: http://bankir.ru /tehnologii/s/analiz-tendentsii-rynka-roznichnogo-kreditovaniya-10001302/

5.           Потребительское кредитование в России. Бюллетень «Эксперт РА». – М.: Эксперт РА, 2013. – 26 с.

6.           Роуз, П. С. Потребительское и ипотечное кредитование // П. С. Роуз Банковский менеджмент: Пер. с англ.– М.: Финансы и статистика, 2013.

7.           Цылина, Г. А. Государство и потребительское кредитование / Г.А. Цылина. - М.: Постскриптум, 1999. - С. 27.

8.           Якунин, В.И. Новые те хно логии борьбы с российской государственностью. Монография / В.И. Якунин,В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин. — М.: Научный эксперт, 2009. — 424 с.