Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ART-BANKING КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

     Арт-рынок в современном его понимании существует относительно других рынков совсем недавно, но уже показал свою состоятельность, наращивания свою мощь даже в кризисные годы. Тем более, что цены и интерес на произведения искусства растут с каждым днем, так, к примеру, за последние 50 лет искусство  увеличивало свою стоимость на 12,6% ежегодно, в то время как рост «голубых фишек» американского фондового рынка составлял 11,7%. На современном этапе искусство не только выполняет просветительские, ду хо вные и эстетические функции, но и является перспективным и до ходным активом, альтернативным вариантом инвестирования. Исследования  таких крупных компаний, как Art Market Research, Kusin&Company, Gabrius подтверждают это. Кризис 2008 года показал некоторую  несостоятельность рынка ценных бумаг, многие участники фондовых и финансовых рынков потеряли доверие и меняют вектор своих инвестиций. Лучшим вариантом является арт-рынок, вместе с рынками драгоценных камней, антиквариата, золота и  недвижимости.

     «Сейчас произведения искусства - это активы, которыми люди торгуют, - говорит Кэролайн Сайан (CarolineSayan), коммерческий директор Christie’s International. — Люди просматривают свои инвестиционные портфели и думают, из чего можно извлечь максимальную выгоду».

     И если российское искусство уже давно заняло свое положение на европейских и американских рынках, то российский арт-рынок пока только на начальном  этапе своего формирования и становление, есть свои проблемы в различных областях экономики и искусства, которые надо решать на государственном уровне. Для увеличения покупательской способности, для привлечения участников на рынок, для роста  инвестиций в сферу искусства необхо димо в России разработать новые банковские продукты, перенять заграничный опыт предоставления кредитов специально для покупки произведений искусств и продолжить рабо ту, наращивая обороты по предоставлению кредитов под залог предметов искусства. И это актуальные вопросы, ведь порядка 7 миллиардов долларов на хо дятся на  рынке  кредитов, обеспечиваемыхпроизведениями искусства.

     Для начала рассмотрим американский и европейский опыт. Ведущие банки Европы и США уже давно кредитуют своих  лучших клиентов для приобретения произведений  искусства. Как правило, процентная ставка по данному виду кредитования составляет 5,25%. Кредит выдается в размере до 50% от оценочной стоимости произведения искусства. Оценку осуществляют либо аукционные дома, с  которыми у банка  заключен договор, либо собственные эксперты банка. Привлечение клиентов проис ходит, как правило, за счет продолжительного кредитного договора. Более того, если клиент был направлен в банк от UBS или другой организации с подобным рейтингом, то нижним порогом кредита будет 1 млн. долл. Чтобы клиент не потерял свой залог, в случае невыплаты кредита, часто составляется специальный договор, позволяющий сохранить за собой произве дение искусства.

    Еще более популярной услугой является art-banking – кредитование под залог предметов искусства. Согласно данным компании Deloitte, 22 процента частных банков рекомендуют своим клиентам использовать произведения искусства в качестве залогов по кредитам, еще 33 процента банков рассматривают подобную возможность.

     Сегодня Нью-Йорк является столицей арт-кредитов, благодаря своей законодательной базе и документам – в частности, Единому Коммерческому кодексу. Согласно этому документу, можно поручиться за кредит произведением искусства, по-прежнему висящим на стене вашей квартиры. Только  в случае, если клиент банка не справится с выплатой процентов по кредиту, банк имеет право конфисковать работу. Таким образом, клиент не имеет права перемещать предмет или передавать его во владение другим лицам на период действия договора с банком. Но это условие в сравнении с практикой других стран весьма щадящее: в Великобритании и других европейскихстранах банк при оказании подобной услуги сразу же изымает залог у клиента.

    Банки очень серьезно подходят к  проблеме провенанса и аутентификации произведений, а также перестраховываются относительно альтернативы имеющемуся арт-залогу и проверяют все имущество клиента, от ценных бумаг до недвижимости. Но даже при всем при том кредиты под залог произведений искусства со времени финансового кризиса продолжают набирать популярность и ими пользуются отнюдь не только самые состоятельные люди.

    В целях защиты интересов банков и аукционных домов сделки вносятся в стра ховое свидете льство заемщика. Если произведение искусства будет повреждено или украдено, они смогут получить стра ховые выплаты.

     Ряд банков, а также аукционные дома Christie’s и Sotheby’s уже некоторое время предоставляют своим клиентам услуги по кредитованию под залог  произведений искусства, и эти услуги становятся все более популярными среди коллекционеров, а также представителей галерей, фондов и музеев. Банки в основном выдают кредиты, обеспеченные произведениями  искусства, не предназначенными для  продажи. Клиент мож ет взять кредит под залог одной работы или целой группы работ на сумму, составляющую до 50 процентов рыночной цены этих произведений.

    Sotheby’s предлагает долгосрочные и среднесрочные займы, а также автоматически возобновляемые кредиты под залог произведений, не предназначенных для продажи, но обычно аукционные дома при предоставлении ссуд заключают договор, где обязуются продать работу на торгах. По словам Кэролайн Сайан, Christie’s обычно выдает заемщикам аванс от 30 до 50 процентов нижней границы эстимейта работы, которую выставляет на аукцион. Ян Празенс (JanPrasens), исполнительный директор отдела финансовых услуг Sotheby’s, заявляет, что его аукционный дом предоставляет заемщикам от 50 до 60 процентов суммы, соответствующей нижней границе эстимейта, в зависимости от риска. Если работа не продалась на торгах, а заемщик не может погасить долг, аукционный дом вместе с ним разрабатывает стратегию перепродажи в частном порядке или на каком-нибудь из будущих аукционов.

     За последние годы объем ссуд, выдаваемых под залог произведений искусства, сильно увеличился. В конце 2007 года общая сумма займов, выданных Sotheby’s, составила 176 380 000 долларов, тогда как тремя годами ранее общий долг аукционному дому был 92 291 000 долларов.

    Инвестиции в искусство — вполне привычное явление в мировой практике. В российских банках нет сформированной годами традиции создавать собственные коллекции произведений искусства или антиквариата. Однако нельзя сказать, что  это  явление полностью отсутствует в банковском секторе — оно приобрело своеобразные, отличные от западной модели, формы.

     Банк "Новый Символ" совместно с финансовой компанией "Ломб'Арт" выдал первый кредит под залог произведений живописи в рамках проекта "Хранение и оборот произведений искусства". Первый кредит выдан клиенту банка  "Новый Символ" под залог живописных полотен современного российского искусства. Картины клиента по условиям выдачи заемных средств помещены в хранилище банка, обеспечивающее безопасность и необходимые условия длительного хранения произведений искусства. Срок кредитования физических и юридических лиц под залог произведений искусства по выбору клиента определен до 1 года с возможностью досрочного погашения. В соответствии с условиями договора предмет залога в течение периода кредитования может свободно предлагаться заемщиком или назначенным им дилером к продаже. Помимо кредитования под залог и хранения произведений искусства банк "Новый Символ" совместно с ведущими российскими страховыми и экспертными компаниями предлагает всем заинтересованным лицам комплексный инфраструктурный проект "Хранение и оборот произведений искусства". Комплекс оказываемых услуг включает: экспертизу подлинности, оценку стоимости, страхование сохранности, страхование подлинности, транспортировку, контроль и сопровождение сделок купли-продажи произведений искусства.

    В свою очередь Банк Москвы, Импэксбанк и Газпромбанк кредитуют приобретение предметов искусства, под условия, не отличающиеся от предоставленного варианта банком «Новый символ».

    Хансабанк пошел иным путем, решив не ограничивать VIP-заемщиков целевым назначением кредита.

    Новый продукт банка под названием «Красивая жизнь» подразумевает ссуду в размере $300 тыс. Вершиной "парада алле" VIP-пре дложений стало недавнее объявление банка "Зенит" о выдаче кредитов на неотложные нужды в размере до 1$ млн. До сих пор "неотложные нужды" в России оценивались скромнее: наиболее значительными на рынке потребкредитования были ссуды Ситибанка и Финансбанка до 600-700 тыс. рублей. Получается, что "Зенит" перекрыл рекорд в 30 раз.

     Банки оставляют вопрос определения истинной и верной цены на произведение искусства открытым, ведь каждый подхо д абсолютно субъективный. Мало только предоставить на р ынок  банковский продукт по кредитования произведений искусства. Необ ходимо разработать законодательную базу, наладить инфраструктуру и сотрудничество со стра ховыми агентствами и оценочными организациями, музеями и галереями, чьи работники эксперты в области искусства, пока на российском рынке представлена одна компания, чьи результаты оценки произведений искусства принимаются международным рынком стра хования – это компания «Арт Консалтинг, которая   проводит  комплексную  экспертизу  произведений  искусства,  строго  соответствующего Закону  об оценочной деятельности и международным стандартам и нормам.

    В заключение необ хо димо отметить, что инвестиции в предметы искусства являются наиболее интересным и перспективным направлением в условиях современной мировой эконом ики. Укрепление арт-рынка как такового предоставляет  инвесторам множество возможностей, а банки и аукционные дома обеспечивают  эти возможности всеми необ ходимыми инструментами.

 

Список  литературы

 1.           Матковская, Я.С. Арт-рынок: специфика, новые тенденции и перспективы развития / Матковская Я.С., Королева Н.Н. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 4. - C. 304-315.

2.           Королева, Н.Н. Маркетинг на арт-рынке: мировой опыт и российская специфика / Королева Н.Н., Матковская Я.С. // Актуальные вопросы экономического развития регионов : сб. матер. III всерос. заоч. науч.-практ. конф., Волгоград, 19 мая 2014 г. / под общ. ред. С.К. Волкова и Л.С. Ша хо вской ; ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - C. 146-150.

3.           Оникова, Е.В. ТНБ и арт-рынок / Королева Н.Н., Оникова Е.В., Матковская Я.С. // Молодѐжь и экономика: новые взгляды и решения : межвуз. сб. науч. тр. по итогам XIV всерос. науч.-практ. конф. молодых учѐных, проводимой в рамках 51-й ежегод. науч.-практ. конф. ВолгГТУ, Волгоград, 6-7 февр. 2014 г. / ВолгГТУ, Каф. "МЭ и ЭТ" [и др.]. - Волгоград, 2014. - C. 175-177.

4.           Маслова, А. Н. Эксперты арт-рынка: во что стоит инвестировать в ближайшие годы / А. Н. Маслова // [Электронный         ресурс]         Риа-новости.         :         офиц.         сайт.         –           Режим           доступа: http://ria.ru/culture/20120201/ 553776533.html  (дата обращения: 01.02.2012)

Глебова, Н.С. Банки и арт-рынок на современном этапе. / Н. С. Глебова // [Электронный ресурс] РБК: офиц. сайт. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/562949985115632.shtml (дата обращения: 12.11.2012)