10 января 2016г.
Информационная парадигма XX века быстро изменила атрибуты цивилизации в результате ускоренного освоения телекоммуникаций, знаний и новых информационных технологий, которые с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей.
Неотъемлемой частью повседневной жизни уже стали коммуникации и поиск информации в Интернете а также общение в социальных сетях. С каждым годом информационные технологии открывают все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни людей.
Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий.
В 2014 г. в России была принята «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» [1].
Согласно этой стратегии в экономике ведущую роль играют процессы развития информационных технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее новом качестве:
· знания становятся наиболее значимым ресурсом производства;
· производство приобретает всѐ большую независимость от ручного труда;
· индустрия информационных технологий выполняет роль первичного сектора.
В структуре общественного богатства происходит увеличение доли нематериальных активов (образование, здоровье, экология, секреты производства).
Общими стратегическими направлениями формирования экономики, основанной на знаниях, являются:
1) обеспечение институциональных условий для эффективного инновационного партнѐрства (достижение баланса интересов и институтов в партнѐрских отношениях);
2) стимулирование институтов, адекватных требованиям экономики, основанной на знаниях;
3) формирование условий, способных обеспечить переход от технологии к бизнес-инженерии;
4) системность в разработке краткосрочных и долгосрочных экономических интересов и безусловная их защита;
5) переход к новому качеству развития, основанного на открытых миру образовании, фундаментальной науки, социально-экономических инновациях, усилении влияния гражданского общества и гуманизации экономического роста;
6) индивидуализация присвоения, обособление хозяйствования, конкретные формы, способы и пропорции распределения материальных благ, исходящие из естественных источников приращения нового знания.
Человек в новой экономике становится ее основой, источником и собственником главного — интеллектуального ресурса и капитала. Качественными признаками работника в экономике знаний становятся:
· интеллектуальность;
· инновационность;
· способность к партнѐрству;
· образовательная мобильность;
· способность непрерывному обучению и переобучению.
Одним из важнейших направлений, качественно меняющих структуру мировых информационных технологий в последние годы, является повсеместный переход на мобильные устройства, рост пользовательского спроса на интеллектуальные устройства и интернет-сервисы (веб-службы), массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре.
Для решения подобных задач [2] целесообразно использовать в организационной структуре предприятия распределѐнный комплекс программных модулей (агентов) настроенных на автономную работу и взаимодействие между собой. В такой структуре агенты являются виртуальными цифровыми помощниками при управляющем персонале. Такой «личный секретарь» решает задачи планирования, организации и контекстного поиска информации для нужд конкретного менеджера.
Основная цель системы агентов - облегчить и оптимизировать деятельность человека, используя принципы функционирования интеллектуальных поисковых систем в контексте осуществляемой трансакции. Способность к самообучению и анализу результатов экономических операций расширяет функционал мультиагентной системы (МАС), а подключение к такому программируемому модулю приложений может превратить его в высоко масштабируемый бизнес обладающий преимуществами, которые вытекают из повышенного быстродействия распределенных потоковых систем.
Предлагаемая модель, при известных условиях, может внести свой вклад в создание мощных и гибких интеллектуальных программных систем, способных непрерывно приобретать новые знания и изменять свою структуру и функции, развиваясь и адаптируясь вместе с предприятием к решаемым задачам и условиям внешней среды. Мультиагентная система, сочетающая в себе возможности человека и программируемого агента в виде единой сущности способной воспринимать ситуацию, принимать решения и взаимодействовать с другими агентами элементами радикально отличается от существующих «жёстко» организационных систем, обеспечивая такое принципиально важное новое свойство, как способность к самоорганизации. При этом отдельные агенты могут иметь в своѐм распоряжении знания высококвалифицированных экспертов и возможность договариваться о том, как должна решаться задача. Благодаря автономной активности они могут осуществлять консолидацию и поиск структурированной и неструктурированной информации в корпоративной среде инициировать диалог с пользователем в любой момент времени, работать в условиях неопределённости, что в итоге даёт решение задачи эффективного мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой предприятия.
Встраивание в корпоративную информационную систему программируемых агентов позволяет применить новые технологии распределѐнной обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как сетевые информационные сервисы. Ожидаемыми эффектами такой инновации являются:
· оптимизация результативности бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией;
· оптимизация обратной связи как средство исключения конфликтов и обеспечения качества для конечного заказчика;
· ориентацию не на конкретные исправления процесса, а на выбор решаемой задачи;
· работа с фактами а не их обобщениями;
· ориентация процесса на клиента;
· максимально близкая к рабочей тестовая среда.
Программируемый агентный модуль является буфером между сложным бизнес-процессом и заказчиком, исключает ошибки из-за действия человеческого фактора – программы не ошибаются.
Программа агента может включить в себя создание горизонтальных связей для линейных функциональных подразделений и тогда работа будет выполняться в том месте, где это наиболее целесообразно. Это позволяет сделать координацию высокоэффективной и устранить излишнюю интеграцию.
Программируемый агент меняет логику бизнес-процессов, что экономит время, которое тратилось на согласование одинаковых работ в различных подразделениях.
Отдельный агент способен выполнять сложные трудовые функций и создаёт условия для интегрирования бизнес-процессов. Переход от традиционной организации работ к выполнению процесса одним агентом позволяет снизить численность персонала и ускорить выполнение процесса. За счёт уменьшения численности работающих и четкого распределения компетенции между ними улучшается управляемость. Наделение исполнителей соответствующим уровнем компетенции приводит к децентрализации ответственности и оперативному процессу принятия самостоятельных решений.
Задача системы агентов — минимизировать согласования в ходе исполнения процесса путѐм сокращения внешних контактов.
Агенты дают возможность предприятиям-партнѐрам действовать автономно, выполнять первичную обработку информации и адаптироваться к окружающей среде, сохраняя при этом возможность пользования централизованными данными.
Автономные агенты могут передавать накопленные сведения в главную систему, для принятия стратегические решения.
Примером использования мультиагентной системы может служить технология Microsoft Agent представляющая собой набор программных сервисов, которые поддерживают воспроизведение интерактивных анимированных персонажей в рамках интерфейса Microsoft Windows. Программный интерфейс Microsoft Agent позволяет управлять воспроизведением персонажей, вводом и выводом информации. Персонажи отображаются в собственных окнах, что делает интерфейс более удобным и гибким.
Также можно отметить применение интеллектуальных помощников для выполнения операций поиска и сбора информации в Интернете с помощью таких сетевых агентов как, пауки и веб-роботы, для индексации данных в Интернете.
Новые поколения когнитивных автономных агентов способны самообучаться, взаимодействовать друг с другом и кооперировать друг с другом. Так группа OMG (Object Management Group), занимающаяся разработкой и продвижением объектно-ориентированных технологий и стандартов, разработала требования к протоколу общения агентов. Японское отделение IBM предложила библиотеку разработчика Java-агентов (аглетов) Java Aglets SDK [4].
Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) разработало протокол обмена знаниями и основанный на нем язык общения агентов KQML (Knowledge Query and Manipulation Language), пригодный для применения и в интеллектуальных решателях.
Развитие языка XML (Extensible Markup Language) позволило создать XML-агенты, способные по запросу предоставлять информацию из произвольных источников данных. Такие XML-агенты обмениваются сообщениями и данными с другими агентами с помощью HTTP-запросов, что позволяет создавать весьма сложные структуры автоматического хранения и управления данными.
В условиях глобальной экономики правила ведения бизнеса быстро устаревают и назревает необходимость изменений (реинжиниринга) в работе предприятия. Признаком необходимости реинжиниринга можно считать наличие одного из следующих условий:
1. изменились цели предприятия;
2. изменились требования клиентов;
3. производительность процессов стала ниже существующих стандартов.
Реинжиниринг предприятия охватывает весь диапазон действий по улучшению работы предприятия, начиная от постепенной модернизации и заканчивая полным перепроектированием всей структуры. Это трудная и ответственная часть жизненного цикла предприятия сетевой экономики. Базовым требованием при проведении реинжиниринга является обеспечение непрерывности перехода к новой структуре. Для этого изменения должны быть согласованы, разработаны тесты и документация, обеспечена возможность возврата к предыдущей версии на любом шаге перепроектирования.
Реинжиниринг бизнес-процессов означает:
· создание новой структуры бизнес-процессов;
· изменение организационной структуры и культуры взаимоотношений между сотрудниками;
· постоянное развитие производственной структуры и структуры бизнес-процессов Процесс развития автоматизации бизнес-процессов имеет следующие целевые признаки:
1. Самоуправляемое виртуальное предприятие работает и развивается без непрерывных, шаблонных управленческих действий.
2. Деятельность предприятия - это совокупность бизнес-процессов, которые постепенно и непрерывно совершенствуются.
3. Взаимодействии между людьми, системами и аппаратными средствами осуществляется посредством сервис-ориентированной архитектуры (SOA) через хранилища данных, веб-службы и методы перевода необработанной информации в осмысленную, удобную форму BI - систем (Business intelligence).
4. Акцент деятельности в рамках SОА переносится с данных на информационные сервисы представляющие бизнес-функции и предназначенных для обеспечения согласованной работы больших, состоящих из множества частей приложений. Сами данные находятся в фокусе BI-систем.
Необходимая информация постоянно хранится в Сети и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, ноутбуках, смартфонах и т. д. Стратегия развития ИТ-инфраструктуры –это расширение предлагаемых услуг. Важнейшую роль при этом призваны сыграть веб-службы представляющие собой, идентифицируемые веб-адресом, программные системы со стандартизированными интерфейсами.
Веб-службы взаимодействуют друг с другом и со сторонними приложениями посредством сообщений, основанных на протоколах (SOAP, XML-RPC, REST и т. д.). Каждая веб-служба представляет собой отдельный модуль при использовании сервис-ориентированной архитектуры приложения. Заметим, что часто веб-сервисами называют услуги, оказываемые в Интернете, такие как поиск , веб-почта, хранение документов, файлов, закладок и т. п.
Веб-службы включают в себя три компоненты (Рисунок 1):
· реестр сервисов (service requestor);
· поставщики услуг (service provider);
· служба запросов (service broker).
Рис.1. Функциональная схема веб-службы.
Когда служба разработана, исполнитель регистрирует еѐ в каталоге, где еѐ могут найти потенциальные заказчики. Заказчик, найдя в каталоге подходящую службу, импортирует оттуда еѐ WSDL-спецификацию и разрабатывает
в соответствии с ней свое программное обеспечение. WSDL описывает формат запросов и ответов, которыми обмениваются заказчик и исполнитель в процессе работы. Для обеспечения взаимодействия используются следующие стандарты:
· XML: Расширяемый язык разметки, предназначенный для хранения и передачи структурированных данных;
· SOAP: Протокол обмена сообщениями на базе XML;
· WSDL: Язык описания внешних интерфейсов веб-службы на базе XML;
· UDDI: Универсальный интерфейс распознавания, описания и интеграции (Universal Discovery, Description and Integration).
· Каталог веб-служб и сведений о компаниях, предоставляющих веб-службы во всеобщее пользование или конкретным компаниям.
Виртуализация как метод обеспечения высокой готовности предприятия сетевой экономики к постоянно меняющимися потребностями рынка необходимо связана с такими аспектами деятельности предприятия, как ориентация на заказчика, непрерывное совершенствование технических возможностей, сильная конкуренция, наращивание экономического потенциала, создание инфраструктуры бизнеса на базе информационных и телекоммуникационных технологий.
Список литературы
1.
http://www.pravo.gov.ru
2. Мосьяков И.В.
Использование
информационных
и
коммуникационных
технологий
для повышения эффективности управления виртуальными организациями / Социально-гуманитарный вестник Юга России. – Центр социально - политических Исследований «Премьер», № 7/1, 2010. – С. 148-159.
3.
http://msdn.microsoft.com/workshop/imedia/agent/
4.
www.trl.ibm.co.jp/aglets