Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИКА ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

   Информационная парадигма XX века быстро изменила атрибуты цивилизации в результате ускоренного освоения телекоммуникаций, знаний и новых информационных технологий, которые с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей.

    Неотъемлемой частью повседневной жизни уже стали коммуникации и поиск информации в Интернете а также общение в социальных сетях. С каждым годом информационные технологии открывают все более широкие перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни людей.

  Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных   технологий.

    В 2014 г. в России была принята «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» [1].

    Согласно этой стратегии в экономике ведущую роль играют процессы развития информационных технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее новом качестве:

· знания становятся наиболее значимым ресурсом производства;

· производство приобретает всѐ большую независимость от ручного труда;

· индустрия информационных технологий выполняет роль первичного сектора.

   В структуре общественного богатства происходит увеличение доли нематериальных активов (образование, здоровье, экология, секреты производства).

   Общими стратегическими направлениями формирования экономики, основанной на знаниях, являются:

1)    обеспечение институциональных условий для эффективного инновационного партнѐрства (достижение баланса интересов и институтов в партнѐрских отношениях);

2)    стимулирование институтов, адекватных требованиям экономики, основанной на знаниях;

3)    формирование условий, способных обеспечить переход от технологии к бизнес-инженерии;

4)     системность в разработке краткосрочных и долгосрочных экономических интересов и безусловная их защита;

5)     переход к новому качеству развития, основанного на открытых миру образовании, фундаментальной науки, социально-экономических инновациях, усилении влияния гражданского общества и гуманизации экономического роста;

6)    индивидуализация присвоения, обособление хозяйствования, конкретные формы, способы и пропорции распределения материальных благ, исходящие из естественных источников приращения нового знания.

    Человек в новой экономике становится ее основой, источником и собственником главного — интеллектуального ресурса и капитала. Качественными признаками работника в экономике знаний становятся:

· интеллектуальность;

· инновационность;

· способность к партнѐрству;

· образовательная мобильность;

· способность непрерывному обучению и переобучению.

   Одним из важнейших направлений, качественно меняющих структуру мировых информационных технологий в последние годы, является повсеместный переход на мобильные устройства, рост пользовательского спроса на интеллектуальные устройства и интернет-сервисы (веб-службы), массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре.

    Для решения подобных задач [2] целесообразно использовать в организационной структуре предприятия распределѐнный комплекс программных модулей (агентов) настроенных на автономную работу и взаимодействие между собой. В такой структуре агенты являются виртуальными цифровыми помощниками при управляющем персонале. Такой «личный секретарь» решает задачи планирования, организации и контекстного поиска информации для нужд конкретного менеджера.

   Основная цель системы агентов - облегчить и оптимизировать деятельность человека, используя принципы функционирования интеллектуальных поисковых систем в контексте осуществляемой трансакции. Способность к самообучению и анализу результатов экономических операций расширяет функционал мультиагентной системы (МАС), а подключение к такому программируемому модулю приложений может превратить его в высоко масштабируемый бизнес обладающий преимуществами, которые вытекают из повышенного быстродействия распределенных потоковых систем.

   Предлагаемая модель, при известных условиях, может внести свой вклад в создание мощных и гибких интеллектуальных программных систем, способных непрерывно приобретать новые знания и изменять свою структуру и функции, развиваясь и адаптируясь вместе с предприятием к решаемым задачам и условиям внешней среды. Мультиагентная система, сочетающая в себе возможности человека и программируемого агента в виде единой сущности способной воспринимать ситуацию, принимать решения и взаимодействовать с другими агентами элементами радикально отличается от существующих «жёстко» организационных систем, обеспечивая такое принципиально важное новое свойство, как способность к самоорганизации. При этом отдельные агенты могут иметь в своѐм распоряжении знания высококвалифицированных экспертов и возможность договариваться о том, как должна решаться задача. Благодаря автономной активности они могут осуществлять консолидацию и поиск структурированной и неструктурированной информации в корпоративной среде инициировать диалог с пользователем в любой момент времени, работать в условиях неопределённости, что в итоге даёт решение задачи эффективного мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой предприятия.

    Встраивание в корпоративную информационную систему программируемых агентов позволяет применить новые технологии распределѐнной обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как сетевые информационные сервисы. Ожидаемыми эффектами такой инновации являются:

· оптимизация результативности бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией;

· оптимизация обратной связи как средство исключения конфликтов и обеспечения качества для конечного заказчика;

· ориентацию не на конкретные исправления процесса, а на выбор решаемой задачи;

· работа с фактами а не их обобщениями;

· ориентация процесса на клиента;

· максимально близкая к рабочей тестовая среда.

  Программируемый агентный модуль является буфером между сложным бизнес-процессом и заказчиком, исключает ошибки из-за действия человеческого фактора – программы не ошибаются.

   Программа агента может включить в себя создание горизонтальных связей для линейных функциональных подразделений и тогда работа будет выполняться в том месте, где это наиболее целесообразно. Это позволяет сделать координацию высокоэффективной и устранить излишнюю интеграцию. 

   Программируемый агент меняет логику бизнес-процессов, что экономит время, которое тратилось на согласование одинаковых работ в различных подразделениях.

   Отдельный агент способен выполнять сложные трудовые функций и создаёт условия для интегрирования бизнес-процессов. Переход от традиционной организации работ к выполнению процесса одним агентом позволяет снизить численность персонала и ускорить выполнение процесса. За счёт уменьшения численности работающих и четкого распределения компетенции между ними улучшается управляемость. Наделение исполнителей соответствующим уровнем компетенции приводит к децентрализации ответственности и оперативному процессу принятия самостоятельных решений.

   Задача системы агентов — минимизировать согласования в ходе исполнения процесса путѐм сокращения внешних контактов.

   Агенты дают возможность предприятиям-партнѐрам действовать автономно, выполнять первичную обработку информации и адаптироваться к окружающей среде, сохраняя при этом возможность пользования централизованными данными.

   Автономные агенты могут  передавать накопленные сведения в  главную систему, для принятия стратегические решения.

  Примером  использования   мультиагентной   системы   может   служить   технология   Microsoft Agent представляющая собой набор программных сервисов, которые поддерживают воспроизведение интерактивных анимированных персонажей в рамках интерфейса Microsoft Windows. Программный интерфейс Microsoft Agent позволяет управлять воспроизведением персонажей, вводом и выводом информации. Персонажи отображаются в собственных окнах, что делает интерфейс более удобным и гибким.

   Также можно отметить применение интеллектуальных помощников для выполнения операций поиска и сбора информации в Интернете с помощью таких сетевых агентов как, пауки и веб-роботы, для индексации данных в Интернете.

   Новые поколения когнитивных автономных агентов способны самообучаться, взаимодействовать друг с другом и кооперировать друг с другом. Так группа OMG (Object Management Group), занимающаяся разработкой и продвижением объектно-ориентированных технологий и  стандартов, разработала требования  к протоколу общения агентов. Японское отделение IBM предложила библиотеку разработчика Java-агентов (аглетов) Java Aglets SDK [4].

   Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) разработало протокол обмена знаниями и основанный на нем язык общения агентов KQML (Knowledge Query and Manipulation Language), пригодный для применения и в интеллектуальных решателях.

   Развитие языка XML (Extensible Markup Language) позволило создать XML-агенты, способные по запросу предоставлять информацию из произвольных источников данных. Такие XML-агенты обмениваются сообщениями и данными с другими агентами с помощью HTTP-запросов, что позволяет создавать весьма сложные структуры автоматического хранения и управления данными.

   В условиях глобальной экономики правила ведения бизнеса быстро устаревают и назревает необходимость изменений (реинжиниринга) в работе предприятия. Признаком необходимости реинжиниринга можно считать наличие одного из следующих условий:

1.      изменились цели предприятия;

2.      изменились требования клиентов;

3.      производительность процессов стала ниже существующих стандартов.

   Реинжиниринг предприятия охватывает весь диапазон действий по улучшению работы предприятия, начиная от постепенной модернизации и заканчивая полным перепроектированием всей структуры. Это трудная и ответственная часть жизненного цикла предприятия сетевой экономики. Базовым требованием при проведении реинжиниринга является обеспечение непрерывности перехода к новой структуре. Для этого изменения должны быть согласованы, разработаны тесты и документация, обеспечена возможность возврата к предыдущей версии на любом шаге перепроектирования.

   Реинжиниринг бизнес-процессов означает:

· создание новой структуры бизнес-процессов;

· изменение организационной структуры и культуры взаимоотношений между сотрудниками;

· постоянное развитие производственной структуры и структуры бизнес-процессов Процесс развития автоматизации бизнес-процессов имеет следующие целевые признаки:

1.      Самоуправляемое виртуальное предприятие работает и развивается без непрерывных, шаблонных управленческих действий.

2.      Деятельность предприятия - это совокупность бизнес-процессов, которые постепенно и непрерывно совершенствуются.

3.      Взаимодействии между людьми, системами и аппаратными средствами осуществляется посредством сервис-ориентированной архитектуры (SOA) через хранилища данных, веб-службы и методы перевода необработанной информации в осмысленную, удобную форму BI - систем (Business intelligence).

4.      Акцент деятельности в рамках SОА переносится с данных на информационные сервисы представляющие бизнес-функции и предназначенных для обеспечения согласованной работы больших, состоящих из множества частей приложений. Сами данные находятся в фокусе BI-систем.

   Необходимая информация постоянно хранится в Сети и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, ноутбуках, смартфонах и т. д. Стратегия развития ИТ-инфраструктуры –это расширение предлагаемых услуг. Важнейшую роль при этом призваны сыграть веб-службы представляющие собой, идентифицируемые веб-адресом, программные системы со стандартизированными интерфейсами.

   Веб-службы взаимодействуют друг с другом и со сторонними приложениями посредством сообщений, основанных на протоколах (SOAP, XML-RPC, REST и т. д.). Каждая веб-служба представляет собой отдельный модуль при использовании сервис-ориентированной архитектуры приложения. Заметим, что часто веб-сервисами называют услуги, оказываемые в Интернете, такие как поиск , веб-почта, хранение документов, файлов, закладок и т. п.

   Веб-службы включают в себя три компоненты (Рисунок 1):

· реестр сервисов (service requestor);

· поставщики услуг (service provider);

· служба запросов (service broker).



Рис.1. Функциональная схема веб-службы.

  

Когда служба разработана, исполнитель регистрирует еѐ в каталоге, где еѐ могут найти потенциальные заказчики. Заказчик, найдя в каталоге подходящую службу, импортирует оттуда еѐ WSDL-спецификацию и разрабатывает в соответствии с ней свое программное обеспечение. WSDL описывает формат запросов и ответов, которыми обмениваются заказчик и исполнитель в процессе работы. Для обеспечения взаимодействия используются следующие стандарты:

· XML: Расширяемый язык разметки, предназначенный для хранения и передачи структурированных данных;

· SOAP: Протокол обмена сообщениями на базе XML;

· WSDL: Язык описания внешних интерфейсов веб-службы на базе XML;

· UDDI: Универсальный интерфейс распознавания, описания и интеграции (Universal Discovery, Description and Integration).

·    Каталог веб-служб и сведений о компаниях, предоставляющих веб-службы во всеобщее пользование или конкретным компаниям.

Виртуализация как метод обеспечения высокой готовности предприятия сетевой экономики к постоянно меняющимися потребностями рынка необходимо связана с такими аспектами деятельности предприятия, как ориентация на заказчика, непрерывное совершенствование технических возможностей, сильная конкуренция, наращивание экономического потенциала, создание инфраструктуры бизнеса на базе информационных и телекоммуникационных технологий.

 



Список литературы

 1.      http://www.pravo.gov.ru

2.      Мосьяков И.В. Использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности управления виртуальными организациями / Социально-гуманитарный вестник Юга России. – Центр социально - политических Исследований «Премьер», № 7/1, 2010. – С. 148-159.

3.      http://msdn.microsoft.com/workshop/imedia/agent/

4.      www.trl.ibm.co.jp/aglets