Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, ФАКТОРЫ ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
26 декабря 2015г.

   Рассмотрим различные подхо ды к определению прибыли, как категории.

    Словарь финансово-экономических терминов и определений: прибыль - экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий.

   Международные стандарты финансовой отчетности: прибыль  - остаточная величина, полученная после вычета расходов (в том числе корректировок по сопровождению капитала, где это необходимо) из доходов для поддержания капитала на начало периода.

    По мнению А. Смит, Д. Риккардо: прибыль - «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, и возникает при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов.

    По мнению Ф. Х. Найта: прибыль – результат вычитания из ценности, реализованной в хо де продажи продукта, ценностей всех факторов производства, допускающих оценку, или то, что остается от продукта после вменения производственным элементам всего, что им может вменить ме ха низм конкуренции.

     По  мнению И. А. Бланк: прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [1, с. 24].

    Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального  производства в процессе предпринимательской  деятельности.

     Результатом  соединения  факторов  производства  (труда,  капитала,  природных ресурсов)  и  полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю [2, с. 12].

    На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необ хо димо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

     Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то возмещены лишь затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат [5, с. 50].

    Прибыль в условиях рыночной экономики играет немаловажную роль: является главной целью деятельности любого предприятия; является базой экономического развития в целом всего государства; является критерием эффективности конкретной производственно-хозяйственной деятельности; является основным внутренним источником предприятия, обеспечивающим его развитие; является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия; является важнейшим источником удовлетворения социальных потребно стей общества; основной защитный механизм при угрозе банкротства предприятия.

    Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании). Рен табельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.

    В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности как: прибыльность; отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение; сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме; интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

    В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и тому подобное [4, с. 72].

     Значимость коэффициента рентабельности  в условиях ориентации  на рыночные отношения  определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение  средств, направляемых на материальное стимулирование их труда,  для управленцев – это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.

     Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже  возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И, наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данное предприятие падает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

    Резервы увеличения прибыли: увеличение доходов и сокращение расходов по обычным видам деятельности; увеличение прочих доходов и сокращение прочих рас ходов [7, с. 68].

    Увеличение доходов по обычным видам деятельности: увеличение объемов продаж; повышение отпускных цен; поиск более выгодных рынков сбыта; оптимизация сроков реализации; сокращение остатков нереализованной продукции [3, с. 77].

    Сокращение расходов по обычным видам деятельности: снижение себестоимости продукции; оптимизация структуры продукции; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение качества товарной продукции; сокращение остатков нереализованной продукции.

   Увеличение  прочих доходов:   увеличение  операционных и  прочих  доходов;  увеличение  доходов от операций с финансовыми активами; реализация или сдача в аренду излишней или неиспользуемой части основных средств и иного имущества предприятия.

    Сокращение прочих расходов: сокращение операционных и прочих расходов; реализация нематериальных активов, имеющих спрос; реализация или сдача в аренду излишней или неиспользуемой части основных средств и иного имущества предприятия.

   Как правило, используются два основных метода прогнозирования прибыли: метод прямого счета и аналитический.

    На предприятиях с небольшой и относительно устойчивой номенклатурой и ассортиментом продукции используется метод прямого счета: прибыль рассчитывается как разница между плановым объемом продаж и плановой себестоимостью по каждому изделию с последующим суммированием итога. При  широком ассортименте продукции расчет ведется с использованием типовых видов изделий (с усредненными параметрами).

    Аналитический метод используют при  высоких темпах обновления продукции, когда ее можно разделить на сравнимую и несравнимую.

    При планировании прибыли по несравнимой продукции особое значение имеют данные той части качественного анализа, которая устанавливает необходимость освоения новых типов изделий, количественную потребность в них со стороны рынка, конкурентные преимущества предприятия по сравнению с другими потенциальными производителями в увязке  с прогнозными отпускными ценами и себестоимостью.

    При планировании прибыли по сравнимой продукции важен прогноз изменения уровня отпускных цен, себестоимости, качества продукции и ее структуры. За основу расчета берется базовая рентабельность, то есть рентабельность продукции предшествующего года, которая корректируется с учетом экономических факторов в планируемом году [6, с. 84].

    Оптимизация прибыли в бизнес-планах достигается путем использования таких экономико- математических методов, как предельный анализ и оптимизация прибыли, метод производственной функции, метод двойного бюджета и другое.

 

Список  литературы

1.           Бланк В.Р. Финансовый анализ. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 344с.

2.           Карасева И.М., Ревякин М.А., Анискин Ю.П. Финансовый менеджмент. Учебное пособие.  – М.: Омега-Л, 2011. – 335с.

3.           Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. Учебник.  – М.: Проспект, 2011. – 336с.

4.           Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. - М.: Де КА, 2011. - 156с.

5.           Макарьева В.И. О рентабельности и путях ее повышения // Налоговый вестник. – 20013. – №7. – С. 94-104.

6.           Семенихин В. Рентабельность торговой организации // Финансовая газета. – 2012. – № 31. – С. 16.

7.           Парушина  Н.В.  /  под ред.  Н.В.  Парушиной  Теория  и  практика  анализа  финансовой  отчетности организаций: учебник – М.: ИД Форум, 2010. – 432с.